Конспект открытого урока по русскому языку Правописание предлогов и приставок

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе



Тема: Правописание предлогов и приставок. Цели: закрепить и обобщить знания уч-ся о приставках и предлогах, развивать умение правильно писать предлоги и приставки, разбирать слова со составу, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память, воспитывать уважение к языку, любовь к природе. Оборудование: разрезанная на части картинка медведя, карточки для картинного диктанта, яблонька с яблочками-буквами, яблочки-оценки, словарные слова на карточках (соловей, кенгуру, енот), карточки для объяснения новой темы (слова с приставками и предлогами).


Ход урока


1. Орг. момент. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? - Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
2. Сообщение темы урока. - Сегодня урок русского языка мы проведём не в обычной школе, а в лесной. Лесных зверей мы должны научить различить предлоги и приставки и правильно писать с ними слова.
3. Повторение пройденного материала. - Кто же учитель в этой школе? Сейчас мы ответим на вопросы и соберем по фрагментам рисунок с изображением лесного учителя.

1

6

4

7

2

8

5

9

3

1. Часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что? и обозначает предмет. (Имя существительное) 2. Часть речи, которая отвечает на вопросы: что делал? что сделал? что делает и др. и обозначает действие предмета. (Глагол) 3. Часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. (Имя прилагательное) 4. Часть речи, указывает на предметы, не называя их. (Местоимение) 5. Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении. (Предлог) - Мы перечислили части речи. А что такое части речи? (Это слова, из которых состоит наша речь.) 6. Общая часть родственных слов. (Корень) 7. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс) 8. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка) 9. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении. (Окончание) - Мы перечислили части слова. А что такое части слова? (Это морфемы, из которых строятся слова.)
- Кто изображён на рисунке? (Медведь) Мишка косолапый В школу к нам пришёл. Объяснить зверятам тему Просит он. - Тема нашего урока: «Предлоги и приставки». Отправляемся в «лесную школу» (под музыку). Вот так чудо из чудес! Мы попали с вами в лес. У зверят идёт урок. Медведь-учитель очень строг. - Ученики этой школы тоже пишут в тетрадях, но необычных, а «лесных». Они лежат у вас на партах. Откройте листок, напишите число, классную работу и минутку чистописания.
Чистописание от до у во без под в на за по с про Комар носа не подточит. - Что записано на первой строке? (Приставки или предлоги) - Что записано на второй строке? (Фразеологизм) - Когда так говорят: комар носа не подточит? (Когда не к чему придраться.) - Дома вы запишете этот фразеологизм в словарь (отметьте страницу учебника - 58) - Пишите красиво, чтобы и про вашу работу можно было сказать: комар носа не подточит. - Разберём слово подточит по составу. (1 ученик у доски.) - С чего начнём? (С окончания). Как узнать окончание? (Изменить слово по числам. (Подточит - подточат, окончание -ит.) - Что находим дальше? (Корень.) Что нужно сделать для того, чтобы определить корень в слове? (Подобрать однокоренные слова, найти у них общую часть.) (Подточит - точим, точу, заточка, точилка, корень -точ-.) - Что находим дальше? (Приставку и суффикс.)
4. Словарно-орфографическая работа. - Сейчас мы покажем лесным жителям, как хорошо мы знаем написание словарных слов. 1 ученик работает у доски, ему помогает «волшебная яблонька». Остальные записывают словарные слова по картинкам. После написания - 3 тетради взять на проверку, остальные уч-ся проверяют слова друг у друга. Затем проверка индивидуальной работы. - Ученики «лесной школы» тоже получают оценки - особые. Это яблочки с «волшебной яблоньки». За отличный ответ яблонька награждает ученика красным яблочком, за хороший - жёлтым, за удовлетворительный - зелёным. А проказники получают яблочко с червячком. - Некоторые ученики, успевшие ответить, получают своё яблочко.
- Пришло время познакомиться с новыми словарными словами. Разгадайте их. Гурукен (кенгуру) Ноте (енот) Совейло (соловей) - Как вы догадались? (Нужно поделить слово на слоги и поменять их местами.) - Какое слово здесь лишнее и почему? 1. соловей, т.к. это птица; 2. кенгуру, т.к. это житель не нашего леса; 3. енот, т.к. в этом слове 2 слога. - Запишите словарные слова в словарь, отметьте ошибкоопасные места.
5. Физкультминутка.
6. Работа по теме урока. - Возвратимся к минутке чистописания. Прочитаем 1 строку. - Приставки это или предлоги? Части речи или части слова? (Без текста нельзя определить.) - Сейчас с опорой на текст мы будем учиться различать приставки и предлоги. - В чём отличие приставки от предлога? (Предлог - это служебная часть речи, поэтому пишется отдельно от других слов. Приставка - это часть слова, поэтому пишется слитно со словом.) - В русском языке есть одинаковые приставки и предлоги. Как же их отличать друг от друга? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос, а между приставкой и слово - нельзя.)

Медведь (вы)лез (из)берлоги. Заяц (от)прыгнул (в)кусты. Лисица (под)кралась (к)курятнику. Собака (с)радостью (за)лаяла. Сорока (за)трещала (на)ветке. Ворона (про)каркала (с)дерева. Воробей (за)прыгал (по)дорожке. Корова (по)тянулась (за)травой.
Уч-ся по одному выходят к доске, дописывают предложения, раскрывая скобки, находят, где предлоги, а где приставки и объясняют, как их писать. (Образец: Медведь вылез из берлоги.) - Определите часть речи у слов с приставками. (Глагол.) - Определите часть речи у слов, которые употребляются с предлогами. (Имя существительное.) Запомните: предлоги никогда не стоят перед глаголами!
7. Закрепление. Уч-ся работают по карточкам. - Списать, раскрыв скобки. Предлоги писать отдельно, а приставки - слитно со словами. Света (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь. Проверка нескольких работ учителем.
8. Итог урока. - Мы сегодня проделали большую работу. Как же отличить приставку от предлога? (Приставка - это часть слова, она пишется слитно со словом. Предлог - это служебная часть речи. Предлог пишется отдельно от других слов. Между ним и словом можно поставить ещё слово или вопрос.) - Ещё раз проверим, как вы усвоили тему, а также, научились ли лесные звери различать предлоги и приставки. Я буду называть слова. Если в слове есть приставка - вы хлопаете 1 раз, если слово употреблено с предлогом - вы хлопаете 2 раза. Помните: предлоги не стоят перед глаголами! (Нарисовать, на берег, по траве, посвистел, подбежал, пронёс, про кота, слетел, сорвал с дерева, со двора, на правую.) - Молодцы! - Пусть сейчас выйдут ученики, заработавшие за ответы на уроке «волшебные яблочки». Они активнее других помогали зверятам из «лесной школы» усвоить тему «Приставки и предлоги». Пожелаем зверям хорошо подготовиться к холодной и голодной зиме.
- Домашнее задание: придумать и записать 20 слов (10 слов с приставками и 10 слов с предлогами).
- Спасибо за работу. Урок окончен.



© 2010-2022