Конспект урока на тему: «Звук [щ’], буквы Щ, щ. Чтение слов с изученными буквами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Звук [щ']. Буквы Щ,щ. Чтение слов с изученными буквами. Цель: способствовать формированию навыков чтения , умения работать с текстом. Задачи: а) закрепить знания о звуке [щ'], букве Щ,щ; правила написания слогов ща, щу; б) учиться читать слова с изученными буквами; развивать речь, мышление, память учащихся; в) воспитывать чувство товарищества, дружбы. Оборудование: буква Щ, щ, карточки с пословицей, картинки с изображением зверей и птиц, портрет Л.Н.Толстого, картина « Товарищи» ,песня « Азбука» , чистоговорки, слоги : ка, ро ,чай, ща, щу, чу, до.
Ход урока.
  1. Организационный момент.
- Садитесь. Начнем урок чтения. (Звучит песня «Азбука»). Ребята, о чем прозвучала эта песня? - Эта песня о том, как нужна нам азбука. -Для чего же нужна азбука? - Азбука нужна нам, чтобы научиться читать. - И сегодня на уроке чтения мы откроем очередную страницу азбуки, где вновь узнаем много нового и интересного. Но сначала вам предстоит самим определить тему сегодняшнего урока. II. Формулирование темы и цели урока. На доске записаны буквы А, О, Щ, У, Ы. - Что написано на доске? - На доске написаны буквы. - Сформулируйте задание, которое мы можем выполнить с данными буквами. -Можно исключить одну из данных букв. - Какую букву можно исключить и почему? -Можно исключить букву Щ, т. к. эта буква согласная, а остальные буквы гласные. -Какой звук обозначается буквой Щ? -Это звук [щ']. -Дайте характеристику звука [щ']. - Звук [щ'] - согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный. - Исходя из наших рассуждений , сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Тема урока - звук [щ'], буквы Щ (заглавная) и щ (строчная). Чтение слов с изученными буквами. - Ориентируясь на тему нашего урока, учитывая, что этот материал для нас уже не новый, сформулируйте цели нашего урока. Используйте для этого написанные на доске слова. - Закрепить знания о звуке [щ'] и букве, которая его обозначает. -Учиться читать слова с изученными буквами. -Молодцы, наша задача - научиться правильному и выразительному чтению. III. Чтецкая разминка. - Проведём речевую разминку. Прочитаем хором слоги: щу, ро, чу, чай, ща, ка, до. Составьте из данных слогов слова . -Какие получились слова? -Роща, щука, чайка, чудо. -Какое правило вы заметили в составленных словах? - Ча- ща пиши с буквой «а». -Чу-щу пиши с буквой «у». - Прочитаем чистоговорки хором: Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. - Прочитаем 1 чистоговорку громко, тихо, шёпотом. - Прочитаем 2 чистоговорку медленно, быстро, очень быстро. - Какой звук в чистоговорках встречается чаще всего? - Чаще встречается звук [щ']. -Ребята сегодня физкультминутку проведут Лиля и Максим Б. -Мы будем произносить предложения. Если в предложении есть слово со звуком [щ'], вы выполняете движение, о котором говориться в предложении. -Если в предложении нет слов со звуком [щ'], вы качаете головой.
  1. Щука плавает (3-4 раза)
  2. Соловей поёт (головой 3 раза)
  3. Радостно прыгал щенок (прыжки 3р.)
  4. Пчела жужжит (головой 3р.)
  5. Мойте руки чище! ( моем руки 3р.)
  6. Ежик спит
  7. Стрижи кружились над рощей. (кружимся 3р.)
IV. Исследовательская работа. борщ вещь плащ мощь - Прочитайте слова. Значение какого слова вам не понятно? - Мощь. - Мощь - могущество, сила. -Что объединяет эти слова? - Это имена существительные, т.к. они отвечают на вопрос «что»? и обозначают предмет. - В данных словах по одному гласному звуку. - В данных словах по одному слогу. - Во всех словах последний звук [щ']. -Во всех словах 4 буквы. -Как вы думаете, по какому признаку сгруппированы эти слова? - В словах 1 столбика 4 буквы и 4 звука. В словах 2 столбика 4 буквы и 3 звука. - Почему в словах вещь и мощь звуков меньше, чем букв? -«Ь» звука не обозначает. - В словах 1 столбика борщ и плащ «ь» не пишется после «щ», а в словах 2 столбика вещь и мощь пишется. - Слова 1 столбика - м. р. Слова 2 столбика - ж.р. - Сделайте вывод: когда у существительных на конце после буквы щ пишется ь , а когда не пишется? -«Ь» пишется на конце имен существительных женского рода и не пишется у существительных мужского рода. - Молодцы! Вы очень наблюдательны. - Подумайте, какое слово подходит к данной схеме? -Мощь. -Почему вы так думаете? Докажите. -Это слово состоит из одного слога и представляет слияние твердого согласного звонкого непарного звука [м], гласного ударного звука [о] и мягкого согласного глухого непарного звука [щ']. Другие слова не подходят, т. к. в словах борщ и плащ 4 б. и 4зв. А в слове вещь все согласные звуки мягкие. - Сколько в слове «мощь» букв, звуков. -4б, 3 зв. -Почему после буквы щ пишется в этом слове ь? - Это существительное жен. рода. V. Физкультминутка (через 10 мин) VI. Работа над текстом. -Ребята, какое слово спряталось в картинках. - Товарищ. -Правильно, как узнали? - По первым звукам названий, изображенных предметов. -Ребята подберите синонимы к этому слову. -Друг, приятель. -Откройте учебник на странице 192 и прочитайте название рассказа, который мы будем читать. -Два товарища. -В рассказе вам встретится словосочетание «упал наземь». Прочитайте его с доски, обратив внимание на ударение. - Как вы понимаете значение слова «наземь»? Воспользуемся толковым словарём. - Наземь - упасть, броситься вниз на землю. -Прочитаем слова, на которые надо обратить внимание при чтении этого рассказа: смеётся (ца), что (што). - Прочитает рассказ «Два товарища» Настя Пешкова. -А ваша задача внимательно послушать текст и ответить на вопрос: что случилось в лесу с товарищами? -В лесу на товарищей напал медведь. -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? -У меня он вызвал тревогу за жизнь второго мальчика. - А у меня вызвал негодование за поступок мальчика. -А мне хотелось броситься мальчику на помощь. - Прочитайте рассказ цепочкой и ответьте на вопрос: как вел себя каждый из мальчиков в минуту опасности? -Один бросился бежать и влез на дерево, а другой упал наземь и притворился мёртвым. -Что сделал медведь? -Медведь понюхал мальчика и ушёл. -Ребята, бурый медведь весит от 200-300 килограмм. Он нападает на человека обычно только в двух случаях: когда зверь ранен и озлоблен, когда медведица лишена возможности увести от человека малышей. Как только человек теряет сознание, медведь обычно оставляет его и уходит. Как вы считаете, кто из ребят поступил неправильно? -Почему? - Он бросил товарища в беде, да ещё и посмеялся над ним. -Как вы думаете, а как должны поступать товарищи в минуту опас-ности? -Настоящие товарищи не должны бросать друга в беде. -Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главный смысл этого рассказа. -Чему учит этот рассказ? -Рассказ учит нас умению дружить и не бросать друга в трудную минуту. - Ребята, короткий нравоучительный рассказ, в котором осуждаются плохие поступки или даётся совет , называется басней. - А сейчас озвучим разговор, который состоялся между двумя мальчиками после того, как медведь ушёл. - Найдите слова мальчика, который слез с дерева. Как написаны его слова? -Они написаны в кавычках. -Какое слово в этом предложении не должен произносить мальчик ? -Это слово «говорит» -Почему? - Потому что это слова автора. -Молодцы. Найдите слова 2-го мальчика. Как они написаны? -Они тоже написаны в кавычках. - С каким чувством надо читать слова 1-го мальчика? -С насмешкой, с иронией. - С каким чувством надо читать слова 2-го мальчика? -С досадой, с обидой. -Кто хочет прочитать за 1 мальчика? (Артём Н.) -Кто хочет прочитать за второго? (Никита Хр.) -А слова автора? (Настя П.) -Молодцы. Вы хорошо прочитали. - Ребята, а какие слова с буквой «щ» вам встретились в басне? - Товарища и товарищей. - Найдите и прочитайте предложения , в которых они употребляются. -Какую орфограмму с буквой щ вы заметили в них? -В слове товарища - ща пиши с буквой а. - Почему? -Звук [щ'] мягкий и его не надо смягчать. Молодцы. -Кто автор этой басни? -Автор басни Л. Н. Толстой. -Л.Н.Толстой - великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. Для детей он создал « Азбуку». Многие рассказы из нее и сейчас интересны детям. Ребята, обратите внимание на уголок чтения .Сегодня он обновился и в нем вы увидите книги Л.Н.Толстого -Какие произведения Л. Н. Толстого вы читали? -Жучка. По грибы. Косточка. Можете их взять рассмотреть и прочитать после урока. VII. Физкультминутка: Если весело живется. VIII. Работа в парах. -Ребята, пред вами карточки со словами. Составьте из них пословицу. Я заметила, что вы все справились с этим заданием. Но первыми составили Наташа и Дима. Прочитайте пословицу. (1-ю часть пословицы читает 1-ый ученик, 2-ю второй). -Как вы понимаете её смысл? - Нельзя бросать своего товарища в беде. -В каких словах из пословицы встретились орфограммы, связанные с темой урока? -Товарища, выручай. -Как пишутся сочетания ча-ща? - Сочетания ча-ща пиши с буквой а. -Как вы думаете, почему мы собрали именно эту пословицу? - Она связана с басней «Два товарища». В ней заключается главная мысль басни. IX. Развитие речи. -Ребята, посмотрите на картину и скажите: -Кого мы видим на картине? -В чём принимали участие товарищи? -В соревнованиях. -Что случилось с одним из них? -Он упал в овраг, сломал лыжу и ушиб коленку. -Кто пришёл ему на помощь? -На помощь пришел его друг. -Придумайте название картины. -Товарищи. -Прочитаем опорные слова по слогам, потом целыми словами. - Соревнования, товарищ, помощь, оказал, овраг. - Составьте рассказ по картине, используя эти слова.
-Молодцы. В своих рассказах вы показали настоящих друзей, которые познаются в беде и соблюдают законы дружбы. Послушайте стихотворение о настоящей дружбе, которое приготовили Максим, Катя и Дима. Пусть поёт нам ветер весело, Пусть нам солнце ласковое светит. Кто имеет на земле друзей, Тот не зря живёт на белом свете.
Кто на ветер не бросает слов, Тот в беде не дрогнет от испуга. Кто отдать последнее готов, Только тот достоин званья друга.
Если надо друг пройдёт всегда Через горы и лесные чащи. Вместе радость, вместе и беда - Вот закон у дружбы настоящей. X. Итог урока. -Какую тему повторяли на уроке? - Мы говорили о звуке [щ'] и букве «щ». Читали слова и рассказ с изученными буквами. -Что нового узнали на уроке? -Мы познакомились на уроке с басней Л. Н. Толстого «Два товарища». Учились читать выразительно. Узнали когда на конце сущ. после звука [щ'] пишется ь, а когда не пишется. Узнали ,что такое настоящая дружба. -Молодцы! Сегодня на уроке активно работали Наташа, Настя, Максим и т. д. Урок окончен.
© 2010-2022