- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности на тему Юный математик (3 класс)
Программа внеурочной деятельности на тему Юный математик (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якубова З.Ю. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «КИРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
……………….Н.В.Мишура от 28 августа 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Кировская школа- гимназия №2»
………………Радченко Н.Б.
Приказ №185
от «01» сентября 2015 г.
Программа внеурочной деятельности
3-б класса
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
( Общеинтеллектуальное направление)
Срок реализации 1 год (1ч в неделю-34 ч в год)
Составитель: Якубова З.Ю.
2015/2016 учебный год
1. Пояснительная записка. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии Кружок создан при участии всего класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше - одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Данная программа нацелена на достижение учащимися трёх уровней воспитательных результатов: 1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности: Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания. Задачи:
- привитие интереса к математике;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области однозначных чисел;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; · Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема занятия Основное содержание каждой темы Виды учебной деятельности Всего часов Теория Прак тика 1 Математика - царица наук. Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей». 1
0,5 0,5 2 Как люди научились считать. Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет - требование жизни. Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой. 1
0,5 0,5 3 Как люди научились записывать цифры.
Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь числа». 1 0,5 0,5 4 Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. Первые пять цифр - самые главные. Ручной счет разных народов. Творческая работа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число» 1 0,5 0,5 5 Геометрия вокруг нас. Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграмм» 1 0,5 0,5 6 Игра - занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» Игра - занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты. 1
1 7 Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка» Решение математических закономерностей. Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано» 1 0,5 0,5 8 Цифра ноль. История открытия ноля. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего - либо. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю» 1 0,5 0,5 9 Экскурс в историю чисел. История чисел от 1 до 10. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки. 1
1 10 История возникновения знаков «+», «-», «=». Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 11 История линейки. Линейке исполнилось 220 лет. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 12 Праздник от 1 до 10. Обобщение знаний о числах. Представление - презентация «От 1 до 10» 1
1 13 Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик. Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений. 1
1 14 Математические игры. Обобщение знаний о числах. Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадайка». 1
1 15 Математические ребусы. Задания на развитие математического представления. Ребусы. Работа в парах и группах. 1
1 16-17 Заседание Клуба знатоков математики. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания. Математический диктант, игра «Рыбалка», Эстафета. 2 1 1 18-19 Математический КВН. Участие в конкурсах с математической направленностью. Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный» 2
2 20 История игры «Танграмм». История игры «Танграмм» Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок. 1 0,5 0,5 21 Задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах. Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа. 1
1 22 Геометрический материал Как родилась линия? Приключения точки. Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. 1 0,5 0,5 23 Час веселой математики. Участие в математических конкурсах.
1
1 24 Проект «Создание задачника по математике» Подбор задач о животных и растениях нашего края. Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1
1 25 Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной сложности. Коллективная работа. Работа в группах и парах. 1
1 26 Математика и профессии людей. Знакомство с профессиями людей . Презентация - проект «Профессии и математика» 1 0,5 0,5 27 Знакомьтесь: ПИФАГОР! Вклад Пифагора в развитие математики. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 28 Математические цепочки. Решение математических цепочек. Работа в парах и группах. 1 0,5 0,5 29 Знакомьтесь: АРХИМЕД! Вклад Архимед в развитие математики. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 30 Практикум «Подумай и реши» Сложение и вычитание чисел , решение задач. Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик» 1
1 31 Общественный смотр знаний Решение математических заданий. Веселый задачи, решение примеров, математические квадраты. 1
1 32 Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач. 1
1 33 Километр. Решение задач
1
Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Основное содержание каждой темы Виды учебной деятельности Всего часов Теория Практика Дата План. Факт
1 Математика - царица наук. Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей». 1 0,5 0,5 04.09
2 Как люди научились считать. Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет - требование жизни. Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой. 1 0,5 0,5 11.09
3 Как люди научились записывать цифры.
Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь числа». 1 0,5 0,5 18.09
4 Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. Первые пять цифр - самые главные. Ручной счет разных народов. Творческая работа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число» 1 0,5 0,5 25.09
5 Геометрия вокруг нас. Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграмм» 1 0,5 0,5 02.10
6 Игра - занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» Игра - занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты. 1
1 09.10
7 Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка» Решение математических закономерностей. Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано» 1 0,5 0,5 16.10
8 Цифра ноль. История открытия ноля. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего - либо. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю» 1 0,5 0,5 23.10
9 Экскурс в историю чисел. История чисел от 1 до 10. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки. 1
1 30.10
10 История возникновения знаков «+», «-», «=». Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 13.11
11 История линейки. Линейке исполнилось 220 лет. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 20.11
12 Праздник от 1 до 10. Обобщение знаний о числах. Представление - презентация «От 1 до 10» 1
1 27.11
13 Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик. Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений. 1
1 04.12
14 Математические игры. Обобщение знаний о числах. Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадай-ка». 1
1 11.12
15 Математические ребусы. Задания на развитие математического представления. Ребусы. Работа в парах и группах. 1
1 18.12
16 Заседание Клуба знатоков математики. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания. Математический диктант, игра «Рыбалка», Эстафета. 1
1 25.12
17-18 Математический КВН. Участие в конкурсах с математической направленностью. Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный» 2
2 15.01,22.01
19-20 История игры «Танграмм». История игры «Танграмм » Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок. 2 0,5 1,5 29.01,05.02
21 Задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах. Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа. 1
1 12.02
22 Геометрический материал Как родилась линия? Приключения точки. Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. 1
1 19.02
23 Час веселой математики. Участие в математических конкурсах.
1
1 26.02
24 Проект «Создание задачника по математике» Подбор задач о животных и растениях нашего края. Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1
1 04.03
25 Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной сложности. Коллективная работа. Работа в группах и парах. 1
1 11.03
26 Математика и профессии людей. Знакомство с профессиями людей . Презентация - проект «Профессии и математика» 1 0,5 0,5 25.03
27 Знакомьтесь: ПИФАГОР! Вклад Пифагора в развитие математики. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 08.04
28 Математические цепочки. Решение математических цепочек. Работа в парах и группах. 1 0,5 0,5 15.04
29 Знакомьтесь: АРХИМЕД! Вклад Архимед в развитие математики. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. 1 0,5 0,5 22.04
30 Практикум «Подумай и реши» Сложение и вычитание чисел , решение задач. Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик» 1
1 29.04
31 Общественный смотр знаний Решение математических заданий. Веселый задачи, решение примеров, математические квадраты. 1
1 06.05
32 Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач. 1
1 13.05
33 Километр. Миллиметр. Решение задач 1
1 20.05
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Математика - царица наук. Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. Как люди научились считать. Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет - требование жизни. Как люди научились записывать цифры. Способы записывать числа. Запись чисел у разных народов. Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. Первые пять цифр - самые главные. Ручной счет разных народов. Геометрия вокруг нас. Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. Игра - занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА». Пространственные представления. Геометрические фигуры. Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка» Решение математических закономерностей. Цифра ноль. История открытия ноля. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего - либо Экскурс в историю чисел. История чисел от 1 до 10. История возникновения знаков «+», «-», «=». Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». История линейки. Линейке исполнилось 220 лет. Праздник от 1 до 10. Обобщение знаний о числах. Представление - презентация «От 1 до 10» Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» Математические игры. Обобщение знаний о числах. Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадайка». Математические ребусы. Задания на развитие математического представления. Заседание Клуба знатоков математики. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания. История игры «Танграмм». Задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах. Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа. Геометрический материал. Как родилась линия? Приключения точки. Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. Час веселой математики. Участие в математических конкурсах. Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», Проект «Создание задачника по математике». Подбор задач о животных и растениях нашего края. Подбор задач о животных и растениях нашего края. Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной сложности. Презентация - проект «Профессии и математика». Математика и профессии людей. Знакомство с профессиями людей. Знакомьтесь: ПИФАГОР! Вклад Пифагора в развитие математики. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки. Решение математических цепочек. Знакомьтесь: АРХИМЕД! Вклад Архимед в развитие математики. Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Практикум «Подумай и реши». Сложение и вычитание чисел, решение задач. Игра «Лучший счетчик». Решение примеров, математические квадраты. Решение математических заданий. Веселые задачи, решение задач. Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач. Километр. Решение задач. Миллиметр. Проект «Симметрия в природе». Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток». Построение вписанных многоугольников.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЫЙ УРОВЕЬ - Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?». ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - Детские исследовательские проекты, внешкольные и познавательные направленности (конференции учащихся, инте5ллектуальные марафоны).
5. Формы и виды контроля: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать учащиеся:
-
Историю развития науки математика;
-
О выдающихся математиках;
-
О необычных математических задачах;
-
Расширить свой математический кругозор;
-
О применении математических знаний в жизни.
Что должны уметь учащиеся:
-
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
-
Анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы;
-
Решать логические задачи;
-
Решать задачи на смекалку, на сообразительность;
-
Применять полученные знания на практике;
-
Работать в коллективе и самостоятельно.
К концу 3 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД: Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания. Регулятивные - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации;
- синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Ученик получит возможность для формирования: Личностные - профессиональное, жизненное самоопределение. Регулятивные - целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- волевая саморегуляция.
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;
6. Методические рекомендации Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Плакаты методические
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- Технические средства обучения
- Персональный компьютер
- Аудиозаписи
- Цифровая фотокамера
- Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме).
- Презентации Power Point
- DVD диск «Математика 3 класс»
- Оборудование кабинета
- Ученические столы двуместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с креслом.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
- Магнитная доска.
8. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного планирования: Книгопечатная литература: 1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г. 2. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов Издательство «Лицей» 2002г. 3. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Начальная школа. - М.: Дрофа, 1998. 4. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - С.: Лицей, 2000. 5. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. - М.: Просвещение, 1975. Дидактические игры Счетный материал Литература для детей: 1.Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 3 класс» Москва «Просвещение»1985г. 2.Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 3 классе. - М.: Просвещение, 1993. 3.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 3 классе. - М.: Новая школа, 1997.