- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Третьякова Т.Н. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы. Аннотация: опыт работы по организации проектной деятельности позволил нам составить ряд памяток, рекомендаций. Представлены памятки по организации проектной деятельности младших школьников для учителя, который только начинает применять проектный метод в своей деятельности. Памятка для родителей представляет алгоритм совместной работы родителей и детей над проектом, предупреждает ошибки работы. Каждый проект должен быть представлен, поэтому необходимо знать правила презентации и ученику и его помощнику - учителю. Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые мы сформулировали в памятке для учителя.
Памятка для учителя № 1
- Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
- Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
- Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
- Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
- Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
- Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
- В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памятка № 2
- Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
- Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
- Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
- Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
- Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
- Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.
Памятка для родителей
- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Меньше наставлений, прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативу.
- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
Памятка для учителей и родителей
- Ставьте перед учеником ясную цель его работы.
- Работа должна быть интересна не родителям, учителю, а ученику. Лучше выбирать тему из содержания учебных предметов
- Давайте ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
- Стремитесь сами подходить ко всему творчески и учить этому ребенка.
- Открывать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
- Учите добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Не торопитесь сами с вынесением оценочных суждений и учите этому детей.
- Учите детей действовать независимо.
- Научите детей чувствовать недостаток информации и не бояться об этом заявить.
- Учите прогнозировать.
- Создавайте ситуации, где ребенок сможет применить полученные навыки в решении познавательных задач.
- Нужно помнить: познавательная активность - это успешная учебная мотивация.
Правила презентации для ученика
- Установи спокойное, размеренное дыхание - это успокаивает.
- Найди удобное положение тела и место для рук.
- Спокойно посмотри на слушателей.
- Назови тему.
- Заинтересуй слушателей выступлением.
- Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
- Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
- Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
- Логично закончи свое выступление.
Памятка для учителя по подготовке к презентации
- Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
- Почему начали работу над проектом?
- Решили ли вы проблему?
- Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
- Что не доделано, а может быть можно изменить.
Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
-
Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
- Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
- Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.
Памятка для учителя № 1
- Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
- Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
- Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
- Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
- Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
- Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
- В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памятка № 2
- Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
- Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
- Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
- Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
- Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
- Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.
Памятка для родителей
- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Меньше наставлений, прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативу.
- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
Памятка для учителей и родителей
- Ставьте перед учеником ясную цель его работы.
- Работа должна быть интересна не родителям, учителю, а ученику. Лучше выбирать тему из содержания учебных предметов
- Давайте ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
- Стремитесь сами подходить ко всему творчески и учить этому ребенка.
- Открывать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
- Учите добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
- Не торопитесь сами с вынесением оценочных суждений и учите этому детей.
- Учите детей действовать независимо.
- Научите детей чувствовать недостаток информации и не бояться об этом заявить.
- Учите прогнозировать.
- Создавайте ситуации, где ребенок сможет применить полученные навыки в решении познавательных задач.
- Нужно помнить: познавательная активность - это успешная учебная мотивация.
Правила презентации для ученика
- Установи спокойное, размеренное дыхание - это успокаивает.
- Найди удобное положение тела и место для рук.
- Спокойно посмотри на слушателей.
- Назови тему.
- Заинтересуй слушателей выступлением.
- Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
- Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
- Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
- Логично закончи свое выступление.
Памятка для учителя по подготовке к презентации
- Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
- Почему начали работу над проектом?
- Решили ли вы проблему?
- Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
- Что не доделано, а может быть можно изменить.
- Помогите оценить процесс проектирования.
-
Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
4. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути. 5. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. 6. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.
9Третьякова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Орска»