- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и КТП по русскому языку в 3 классе (Школа Росии)
Рабочая программа и КТП по русскому языку в 3 классе (Школа Росии)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гавриш З.З. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа предмета «Русский язык» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиям основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №9 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Школа России» по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 1-4 класс».
Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации и примерными программами начального общего образования предмет русский язык изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения составляет в 3 классе 136 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Содержание учебного предмета
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта в содержание рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.) Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Систематический курс Фонетика и орфография. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Целевая реализация настоящей программы Настоящая рабочая программа учитывает особенности 3а класса. В 3а классе обучаются дети 8-10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Среди учеников есть продвинутые, которые участвуют в олимпиадах, также дети с хроническими заболеваниями, которым требуется уделять больше внимания, но темп их работы очень медленный.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. (1 СD)
4. Русский язык. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
5 Ноутбук hp.
6.Интерактивная доска.
7.Проектор.
8. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык. 3 класс. Версия 2.0
Интернет-ресурсы. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа : uroki.ru Учебно-методический портал. - Режим доступа : uchmet.ru
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3класс В.П.Канакина
№ урока
Содержание (раздел, тема)
Количество
часов
Дата проведения
Основные виды учебной деятельности
план
факт
ЯЗЫК И РЕЧЬ
1
Виды речи. Речь, её значение. Речь - отражение культуры человека.
1
01.09
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
3.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
Различать язык и речь. Находить выразительные средства русской речи.
2
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения
1
02.09
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
3
Текст.
Признаки текста. Построение текста.
1
04.09
Коммуникативные УУД
1.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
3.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
4. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
5. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2.Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
Познавательные УУД 1.Различать текст , предложение, словосочетание 2.Определять тему текста и главную мысль предложений
3.Отличать предложение от группы слов.
4.Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
4
Типы текстов. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
1
07.09
5
Предложение.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением.
1
08.09
6
Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения
1
09.09
7
Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией.
1
11.09
8
Простое и сложное предложение (общее представление)
1
14.09
9
Запятая внутри сложного предложения.
1
15.09
10
Входная контрольная работа
1
16.09
11
Словосочетание
Анализ работ. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
1
18.09
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Лексическое значение слова
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
2.Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
3. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
4. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.
Познавательные УУД
1.Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их по толковому словарю.
2.Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
3. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.
4.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.
12
Анализ работ. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения;
Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.
1
21.09
13
Омонимы. Работа со словарём омонимов
1
22.09
14
Слово и словосочетание. Словарный диктант .
1
23.09
15
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.
1
25.09
16
Контрольное списывание.
1
28.09
Части речи.
17
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи.
1
29.09
Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»
Познавательные УУД 1.Узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
Регулятивные УУД
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;
18
Р/Р. Подробное изложение с языковым анализом текста.
1
30.09
19
Анализ работ Имя числительное (общее представление)
1
02.10
20
Имя числительное.
1
05.10
21
Однокоренные слова.
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах. Словарный диктант.
1
06.10
Слово и слог. Звуки и буквы.
22
Слог, звуки и буквы.. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
1
07.10
Регулятивные УУД 1.Определять план выполнения заданий на уроках.
2. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
3. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Коммуникативные УУД
-оформлять свои мысли в устной
и письменной речи;
-учиться подтверждать аргументы
фактами;
-прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД
1.Различать слово и слог, звук и букву.
2.Опрделять наличие в слове изученных орфограмм.
3.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
4. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. 5.Составлять проектную статью о слове, участвовать в её презентации.
23
Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
1
09.10
24
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными.
1
13.10
25
Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.
1
14.10
26
Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
1
16.10
27
Анализ работ. Проект «Рассказ о слове».
1
19.10
28
Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»»
1
20.10
СОСТАВ СЛОВА.
Корень слова
29
Анализ работ. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
1
21.10
Коммуникативные УУД:
- учиться подтверждать аргументы
фактами;
- прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе;
- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
Регулятивные УУД:
- выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;
- проявлять интерес к различным точкам
зрения.
Познавательные УУД:
-формулировать определения приставки, суффикса, корня;
-выделять в словах основу корня;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
- самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки;
-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия;
-находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;
30
Сложные слова. Правописание сложных слов.
1
23.10
31,
32
Формы слова. Окончание.
1
1
26.10
27.10
33,
34
Приставка
Приставка
Словарный диктант. Приставка.
1
1
28.10
30.10
35,
36
Суффикс
Суффикс
Суффикс.
Р/р Редактирование предложений с неуместным употреблении однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
1
1
06.11
09.11
37
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
1
10.11
38
Обобщение знаний о составе слова.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
1
11.11
39
Разбор слова по составу. Словарный диктант.
Проект «Семья слов»
1
13.11
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА
40
Анализ работ. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова
1
16.11
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. .
2.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Познавательные УУД
1.Определять наличия в слове изученных орфограмм;
2 .Подбирать несколько проверочных слов;
3.Определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
4.. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Коммуникативные УУД 1.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
2.Критично относиться к своему мнению. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Осознавать уровень и качество выполнения работы;
-обращаться к способу действия, оценивая свои возможности;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками
Регулятивные УУД:
-выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками при работе
в группе, паре;
-проявлять интерес к различным точкам
зрения.
Познавательные УУД:
-делать выводы на основе обобщения знаний, контролировать правильность записи слов,
-самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения
и группировки;
-пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия.
Коммуникативные УУД:
-учиться подтверждать аргументы фактами;
-прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе;
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
41
Правописание слов с безударными гласными в корне
1
17.11
42
Контрольный диктант по теме: «Состав слова»
1
18.11
43,
44,
45
Анализ работ. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне
Р/р Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
1
1
1
20.11
23.11
24.11
46
47
48
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
1
1
1
25.11
27.11
30.11
49
Правописание слов с удвоенными согласными
Правописание слов с удвоенными согласными
1
01.12
50
51
52
Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант.
Правописание суффиксов и приставок
1
1
1
02.12
04.12
07.12
Регулятивные УУД:
- участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
- проявлять интерес к различным точкам зрения.
Познавательные УУД:
- делать выводы на основе обобщения знаний;
-контролировать правильность правописания суффиксов и приставок.
Коммуникативные УУД:
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе.
53,
54
55
Правописание приставок и предлогов
Правописание приставок и предлогов
Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с приставками и суффиксами»
1
1
1
08.12
09.12
11.12
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
56
57
58
59
Анализ работ. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Словарный диктант. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
1
1
1
1
14.12
15.12
16.12
18.12
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Понимать точку зрения другого.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов
60
ЧАСТИ РЕЧИ
Повторение и углубление представлений о частях речи.
1
21.12
Имя существительное
Повторение и углубление представлений
Регулятивные УУД:
1.Аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками
при работе в группе, паре;
-проявлять интерес к различным точкам зрения;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.
-выделять учебную задачу на основе соотнесения известного;
-участвовать в учебном диалоге,
2.Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу
Познавательные УУД:
-распознавать имена существительные среди слов других частей речи;
-определять лексическое значение имён существительных;
Выделять одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные;
-определять род, число;
-находить в справочниках, ответ на интересующие
вопросы, делать выводы на основе обобщения знаний;
-пробовать самостоятельно
перестраивать известный способ действия.
Коммуникативные УУД:
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
4.Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
5.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
61
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке
1
22.12
62
Р/р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану
1
23.12
63
Анализ работ. Собственные и нарицательные имена существительные
1
25.12
64
Правописание имён собственных. Словарный диктант.
Проект «Тайна имени»
1
28.12
Число имён существительных
65
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа
1
29.12
66
Р/р Работа с текстом. Письмо по памяти.
1
15.01
Род имён существительных
67
Анализ работ. Имена существительные общего рода.
1
18.01
68
Словарный диктант Формирование навыка культуры речи, норм согласования.
1
19.01
69
70
71
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
1
1
1
20.01
22.01
25.01
72
Контрольный диктант по теме « Род и число имён существительных»
1
26.01
Падеж имён существительных
73
Анализ работ. Изменение имён существительных по падежам
1
27.01
74
75
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное
Словарный диктант Определение падежа, в котором употреблено имя существительное
1
1
29.01
01.02
76
Неизменяемые имена существительные
1
02.02
77
Именительный падеж
1
03.02
78
Родительный падеж
1
05.02
79
Дательный падеж
1
08.02
80
Винительный падеж
1
09.02
81
Творительный падеж
1
10.02
82
Предложный падеж
1
12.02
83
Р/Р Составление сочинения по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы». Проект «Зимняя страничка»
1
15.02
84
Контрольный диктант по теме: « Падежи имён существительных»
1
16.02
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном
85
Анализ работ. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
1
17.02
Регулятивные УУД:
-участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;
-проявлять интерес к различным точкам зрения.
Познавательные УУД:
--распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи;
-определять лексическое значение имён прилагательных;
-составлять текст-описание;
делать выводы на основе обобщения знаний;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.
Коммуникативные УУД:
-учиться подтверждать аргументы фактами;
-прогнозировать последствия коллективных решений;
-организовывать учебное взаимодействие в группе.
86
Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.
1
19.02
87
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении
1
22.02
Текст-описание
88
Художественное и научное описания.
Р/р Составление текста-описания растения в научном стиле.
1
24.02
Род имён прилагательных
89
Анализ работ. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
1
26.02
90
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного
1
29.02
91,
92
Родовые окончания имен прилагательных
Контрольное списывание
1
1
01.03
02.03
Число имён прилагательных
93
Изменение имён прилагательных по числам.
Р/р Составление устного текста-описания о животном по личным наблюдениям.
1
04.03
94
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Словарный диктант
1
07.03
Падеж имён прилагательных (общее представление)
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов
Регулятивные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Познавательные УУД:
-определять начальную форму имён прилагательных;
-определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительному;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-наблюдать за именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки, участвовать в проекте и конкурсе загадок.
95
Изменение имён прилагательных , кроме имён прилагательных на -ий, -ья,-ов,-ин, по падежам.
1
09.03
96
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
1
11.03
Обобщение знаний об имени прилагательном.
97,
98
99
Морфологический разбор имени прилагательного
Морфологический разбор имени прилагательного
Словарный диктант. Морфологический разбор имени прилагательного
1
1
1
14.03
15.03
16.03
100
Р/р Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками»
1
18.03
101
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
1
21.03
102
Анализ работ. Проект «Имена прилагательные в загадках»
1
22.03
4 четверть
Местоимение
103
Личные местоимения 1,2,3 лица.
1
23.03
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Познавательные УУД:
- распознавать местоимения среди слов других частей речи;
-определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род;
находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-уметь выполнять морфологический разбор местоимений.
Регулятивные УУД: Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
104
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1
04.04
105
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица по родам. Морфологический разбор местоимений.
1
05.04
106
Контрольное списывание
1
06.04
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе
107,
108
Значение и употребление глаголов в речи.
Словарный диктант. Значение и употребление глаголов в речи.
1
1
08.04
11.04
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого
2. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
4.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
Познавательные УУД:
- распознавать глаголы среди слов других частей речи;
-определять лексическое значение глаголов;
-узнавать НФГ, число глагола, изменять по числам, по временам, определять род и число в прошедшем времени, правильно их произносить;
-составлять текст-рассуждение;
находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.
109
Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
1
12.04
110
Р/р Составление текста по сюжетным рисункам.
1
13.04
Формы глагола
Начальная форма
111
Анализ работ. Начальная (неопределённая) форма глагола.
1
15.04
112
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
1
18.04
113
Число глаголов.
Изменение глаголов по числам.
1
19.04
114
Р/р Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись.
1
20.04
Времена глагола
115
116
117
Анализ работ. Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
1
1
1
22.04
25.04
26.04
118
Контрольный диктант по теме: « Время и число глаголов»
1
27.04
119
Анализ работ. Род глаголов в прошедшем времени
1
29.04
Коммуникативные УУД:
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-оценивать собственную успешность в выполнения заданий;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
120
Родовые окончания глаголов (-а, -о)
1
02.05
Правописание частицы НЕ с глаголами
121
122
Правописание частицы НЕ с глаголами
Словарный диктант. Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
1
03.05
04.05
Обобщение знаний о глаголе
123
Морфологический разбор глагола.
1
06.05
124
Морфологический разбор глагола
1
10.05
125
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
1
11.05
ПОВТОРЕНИЕ
Регулятивные УУД:
-участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки осознавать уровень и качество выполнения;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
-составлять текст, текст по рисунку;
-анализировать высказывания о русском языке;
-определять тему и главную мысль текста;
-выделять главные члены предложения и объяснять способы их нахождения;
-находить обращение в предложении;
-делать выводы на основе обобщения знаний;
-пробовать самостоятельно конструировать способ
действия в соответствии с условиями новой задачи;
-создавать разные виды текстов.
- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи
Коммуникативные УУД:
-проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
с помощью других учащихся и самостоятельно.
126
Анализ работ. Виды речи.
1
13.05
127,
128
Текст. Типы текстов.
1
1
16.05
17.05
129
Предложение. Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложения.
1
18.05
130
Словарный диктант. Простые и сложные предложения.
1
20.05
131
Части речи. Морфемный разбор изученных частей речи
1
23.05
132
Итоговый контрольный диктант
1
24.05
133
Анализ работ. Имя существительное.
1
25.05
134
Имя прилагательное.
1
27.05
135
Местоимение
1
30.05
136
Глагол.
1
31.05