Выступление на ШМО нач. классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 группа Карпов С Л. Социально-личностные компетенции

На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы из группы базовых компетенций мы выделили группу со­ци­аль­но-личностных компетенций.Социально-личностные компетенции - это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к лич­нос­ти и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и об­щест­вом. Она включает компетенции: 1. Персональную (личностную), которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, к постоянному повышению квалификации и как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения. 2. Коммуникативную, которая рассматривается как владение устным и письменным общением на разных языках, в том числе через Internet, как готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой. В ее составе: владение приемами профессионального общения; умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу. 3. Информационную, которая рассматривается как владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ. В ее составе: умение самостоятельно собирать, сохранять, анализировать, преобразовывать (делать выводы, строить прогнозы, получать новые знания путем анализа и синтеза различных сведений и т.д.) и передавать информацию; свободное владение программным обеспечением персонального компьютера и офисной техникой. В структуру этих ком­­петен­ций входят такие личностные качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и само­плани­рование, потребность в реали­за­ции своего лич­ност­ного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на цен­ности, терпимость, толерантность космополитизм, гуманность, общая культура. Формирование ком­­петен­ций осуществляется в про­цес­се решения практических и исследовательских задач, направленных на ин­теграцию по­лученного ранее опыта и приобретения но­во­го в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством. Развитие социально-личностных компетенций студентов будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий. 1. Применение развивающих технологий и методов обучения, которые ориентированы на профессиональное развитие личности; приобретение опыта; активизацию и интеграцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения. На формирование и развитие персональной и коммуникативной компетенций большое влияние оказывает использование методов развивающей психодиагностики и тренинга. Психодиагностика стимулирует процесс самопознания: изучение особенностей структуры личности, характера, самоотношения, самооценки и пр. и определения путей, способов изменения негативных качеств. Метод тренинга развивает, совер­шенствует положительные и корректирует негативные качества личности. Для формирования и развития информационной компетенции используется метод проектов, который позволяет интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин. Информационно-поисковые, проблемные и профессионально ориентированные задания позволяют повысить интерес студентов к выбранной профессии, активизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки, повысить профессиональную подготовку студентов, обучить работе с информацией. 2. Организация самостоятельной работы студентов (СРС) осуществляется в учебное время: на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях под руководством преподавателя и во внеучебное время. Формы организации СРС могут быть индивидуальные и коллективные. Целью СРС является усвоение, активизация и обобщение знаний, приобретение опыта решения профессиональных задач, творческой и научной деятельности. Привлечение студентов к самостоятельной практической работе способствует повышению качества обучения, фор­мированию адекватной самооценки, усилению деловой направленности, повышению ответственности за результаты своего труда. 3. Использование коллективных форм обучения позволяет увеличить количество социальных и межличностных связей между студентами, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других. Стимуляция профессионального и делового общения студентов при выполнении задания развивает коммуникативную компетенцию студентов и повышает их ответственность за формирование межличностных связей в коллективе. 4. Обеспечение междисциплинарных связей при выполнении информационно-поисковых и творческих заданий обучает студентов интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, собирать, анализировать и классифицировать информацию, позволяет преодолевать разрыв между разными дисциплинами. Решение профессионально ориентированных задач, составление отчетов о проделанной работе на персональном компьютере позволяет повысить профессиональную направленность образовательного процесса и развивать информационную компетенцию студентов. 5. Проведение дополнительных занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных качеств для студентов технических вузов позволяет оказывать развивающее влияние на личность учащихся, повышает стремление к самопознанию, удовлетворяет потребность в саморазвитии. Для студентов первого курса это могут быть: «Основы саморазвития и самопознания», «Организация учебной деятельности», «Развитие творческих способностей», и т.д. Для студентов второго, третьего курса: «Развитие коммуникативных способностей», «Как разрешить конфликт», «Семья и семейные отношения» и т.д. Для студентов четвертого и пятого курса: «Основы делового общения», «Планирование профессионального развития», «Самопрезентация». Проведение тренинговых занятий: тренинг уверенности в себе, коммуникативных навыков, самоэффективности, самопрезинтации, и трудоустройства позволит студентам закрепить психологические знания, навыки общения и повысит их конкурентноспособность на рынке труда. Развитие социально-личностных компетенций студентов тесным образом связано с развитием других базовых и профессиональных компетенций. В отечественной психологии (П. П. Блон­ский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Та­лызина и др.) подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в развитии психики человека (не отрицая роли наследственности). Обучение стимулирует развитие личности и, в то же время, опирается на него. Особенность студенческого возраста состоит в осознании своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и дальнейшего развития личности. В этот период происходит активное развитие нравственных, эстетических чувств, становление и стабилизация характера, овладение комплексом социальных функций взрослого человека: гражданскими, профессиональными и трудовыми. Процесс развития социально-личностных компетенций достаточно сложен и длителен, поэтому вопрос о их составе и условиях развития остается актуальным для системы образования.



© 2010-2022