Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок Я и окружающий меня мир

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Новокубанский район, ст. Советская,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

общеобразовательная школа № 27 ст. Советской

муниципального образования Новокубанский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 28 августа 2015 года

Председатель педсовета

_____________С. Ю. Гуров

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности


кружок


« Я и окружающий меня мир»


Срок реализации программы: 1 год


Возраст обучающихся: 9-10 лет


Составитель: С. В. Харченко



1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я и окружающий меня мир» составлена для реализации общеинтеллектуального направления ( по ФГОС)

и эколого- биологического направления ( по лицензии).


Актуальность изучаемой деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир», автор программы: А.А. Плешаков.Согласно учебному плану школы на 2015- 2016 учебный год предмет окружающий мир изучается в объеме 34 часов в год, поэтому рекомендуется в рамках внеурочной деятельности организовать исследовательскую деятельность, позволяющую компенсировать сокращение программы по окружающему миру (письмо от 14.09.2011 № 47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Изучение кружка « Я и окружающий меня мир» направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой. - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия общества. Программа ставит перед собой следующие задачи: - систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; - обрести чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознать свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых. Средства и методы достижения цели: словестные, наглядные, исследовательские, демонстрационные, с использованием технических средств, ИКТ, лабораторного оборудования,предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах ( в том числе в изданиях школьной и поселковой библиотеки, на электронных носителях, в Интернете). Срок реализации: 1 год. На проведение занятий отводится 1 час в неделю, 34 часа за год. Продолжительность занятий 40 мин. Возрастная группа учащихся 9-10 лет.

Основная форма организации детского коллектива - групповая, проведение тематических бесед, целевых прогулок, экскурсий, проектов, олимпиад, практической деятельности школьников в охране окружающей среды.

2. Тематический план программы

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1

Раздел «Как устроен мир»

3 ч

1

2

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации.

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках

2

Раздел «Эта удивительная природа»

9 ч

4

5

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды,

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

- наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара

-высказывать предположения о состояниях воды в природе

-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-характеризовать процессы питания и дыхания растений.

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения

- приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян

3

Раздел «Мы и наше здоровье»

5 ч

2

3

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать системы органов тела

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,

-работать в паре во время проведения опыта

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,

-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы.

4

Раздел «Наша безопасность»

2

2

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

- анализировать схему эвакуации

- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей

-классифицировать дорожные знаки

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,

- работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест

- анализировать по схеме цепь загрязнения;

- приводить примеры

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

5

Раздел «Чему учит экономика»

6 ч

3

3

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

-различать товары и услуги. Приводить примеры товаров и услуг;

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

- выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

- характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

- различать и классифицировать культурные растения;

- определять с помощью атласа-определителя культурные растения; работать с терминологическим словариком;

- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

- работать с терминологическим словариком;

исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

- раскрывать роль денег в экономике;

различать денежные единицы разных стран;

- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

6

Раздел «Путешествия по городам и странам»

7 ч

3

4

- моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри­мечательностей, сувениры и т. д.;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

-с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их сто­лицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте, Европы;

- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

- обсуждать цели международного туризма;

- работать с картой; - описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

Итого:

34ч

15

19

3.Содержание программы


Раздел «Как устроен мир» (3 ч) Природа. Общество. Природа в опасности. Раздел «Эта удивительная природа» 9 часов. Разнообразие веществ. Вода. Превращения и круговорот воды. Что такое почва. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Разнообразие животных. Размножение и развитие животных. Раздел «Мы и наше здоровье» 5 часов. Организм человека. Надежная защита организма. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Раздел «Наша безопасность» 4 часа. Огонь вода и газ. Дорожные знаки. Опасные места. Экологическая безопасность. Раздел «Чему учит экономика» 6 часа. Для чего нужна экономика. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Животноводство. Что такое деньги. Экономика и экология. Раздел «Путешествия по городам и странам» 7 часов. Золотое кольцо России. Города входящие в Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Что такое Бенилюкс. Путешествие по Франции и Великобритании. По знаменитым местам мира.
4. Предполагаемые результаты реализации программы: 1 уровень Учащиеся приобретают знания об окружающем мире, способы и средства получения знаний. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность: интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. 2 уровень Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, сможет выполнять задания, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. 3 уровень. Ребенок самостоятельно применяет изученные способы, аргументирует свою позицию, оценивает ситуацию и полученный результат.
Личностными результатами является формирование следующих умений: Регулятивные УУД:

  •  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметными результатами Регулятивные УУД:
  • Определять цель деятельности на занятиях с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
  • Учиться планировать внеурочную деятельность .
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочники, энциклопедии, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5. Формы и виды контроля.

Выставки работ учащихся, презентация проектов, фотоотчет, портфолио.

6. Методические рекомендации.
Знакомство с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить занятие внеурочной деятельности таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний. Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом Единственный способ - помочь ребятам осмысливать свой опыт на примере внеаудиторных занятий кружка: экскурсий на природу, посещение музеев. Ученик должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Наиболее сложными темами программы считаю темы раздела «Путешествия по городам и странам» это аудиторные занятия, они не вызывают особый интерес у учащихся. Но при использовании средств ИКТ, подбора интересной информации о данных регионах нашей страны, учащиеся получат достаточно прочные знания по данным темам. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет - формирование гражданского самосознания толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей ученики сумеют воспользоваться картиной мира

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1 Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 3 класс в 2 частях А. А, Плешаков Москва « Просвещение» 2013 г Рабочая тетрадь « Окружающий мир» в 3 частях, А. А. Плешаков. Москва « Просвещение» 2015 г Источники дополнительного чтения Энциклопедии

11
11
4 1

2 Для учителя: А. А. Плешаков «Атлас - определитель» Москва « Просвещение» 2012г, А. А. Плешаков «Зеленые страницы» « Просвещение» 2012г. Е. Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля Издательство « Учитель» 2013г Е. Ю. Занимательное естествознание. «Жизнь на Земле» Издательство « Учитель» 2013г Е. Ю. Занимательное естествознание. «Природа Земли» Издательство « Учитель» 2013г 1

1
1 1

1

2. Печатные пособия 1 Магнитная доска с карточками. 1

3. Технические средства обучения
1

Компьютер, интерактивная доска IQBoaud, колонки для прослушивания музыки.
1




4 Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование
1
2
3
4
5 Учебно-лабораторное оборудование « Labdisk». Термометр для измерения воды, воздуха. Лупа Компас Живые объекты (комнатные растения)
1
2 1
1
9

5. Экранно-звуковые пособия 1 CD-диск «Сборник электронных презентаций программы « Окружающий мир»; 4

6. Оборудование класса 1

Ученические столы, стулья.
10/20



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МОБУООШ № 27

от 26.08. 2015 года № 1

___________ Крылова Н. В

подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ Ткаченко Г. С.

подпись Ф.И.О.



27.08. 2015года




© 2010-2022