- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте на тему Заглавная буква В
Урок обучения грамоте на тему Заглавная буква В
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чижова В.Ф. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект урока
на тему «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении и письме. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Продолжение знакомства с суффиксами».
1 класс
Цели и задачи урока:
-
Развитие связанной речи. Развитие навыков слогового-звукового анализа слова.
-
Формирование правильного типа читательской деятельности
-
Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, ответственное отношение к выполнению работы на уроке.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ожидаемые результаты:
В конце урока обучающиеся смогут:
-
дать характеристику звука «в»;
-
читать слова и предложения с буквой «в»;
-
находить корень у однокоренных слов;
-
употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Ориентировочный план урока
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала.
3. Физкультминутка.
4. Изучение нового материала
а) знакомство с заглавной буквой «В»;
б) выделение корня у однокоренных слов;
5. Физкультминутка.
в) выделение уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах;
г) повторение правила написания слов с заглавной буквы;
д) работа с текстом для чтения;
6. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
- К нам на урок сегодня пришёл сказочный персонаж. Послушайте загадку и отгадайте кто это?
Он весел и незлобен
Этот милый чудачёк
С ним хозяин мальчик Робин
И приятель - Пятачок
Для него прогулка праздник
И на мёд особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни Пух)
слайд №2
II. Дыхательная гимнастика.
Давайте поможем Винни Пуху собраться в гости к Иа. Он так торопился, что не успел после завтрака сладким мёдом облизнуть губы.
- Облизывание губ.
- Молодцы!
Слайд №3
- По дороге он сорвал цветочек, который издавал приятный аромат.
- Понюхаем вместе.
Слайд №4
- Он представил себе праздничный торт и решил помочь задуть свечи и стал тренироваться.
- упражнение «задувать свечи».
Слайд №5
Винни шёл и бубнил свои вопилки-поздравлялки и вдруг понял, что не правильно ставит ударение.
Давайте ему покажем как правильно выделять голосом ударение.
Слайд №6 и№7
ло - ло - ло
ло - ло - ло
ло - ло - ло
ра - ра - ра
ра - ра - ра
ра - ра - ра
III. Повторение изученного.
Все вы знаете, что у Винни Пуха в голове опилки. Всю дорогу он старался вспомнить, какую букву мы изучали на прошлом уроке. Он вспомнил только некоторые слова, в каждом спрятана эта буква.
Давайте прочитаем слова и найдем, какая же буква в них повторяется.
Слайд №8
волк травинка
вилка вода
Это буква «В».
Слайд №9 Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой. Вспомним схему человечка.
Слайд №10
- Прочитайте слова, в которых звук «в» мягкий.
- Какая из изученных гласных обозначает мягкость согласных?
- «и»
- Что вы знаете о гласных звуках и буквах?
- Молодцы! Вини Пух доволен вашими ответами. Слайд№11
Слайд №12
Физкультминутка
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания - руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
IV. Сообщение темы и целей урока.
-
Когда-то много лет назад
Посадили странный лес
Не был лес зелёным
Был он только словом.
Это слово - слово корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов:
Вот из леса вам лесок,
А потом лесище,
Стал лесной здесь уголок,
А помог лесничий.
Он на пару с лесником
Вырастил слова кругом.
Очень интересно
Гулять в лесу словесном.
- Каким же образом из слова лес выросло такое огромное количество слов?
- Нам предстоит в этом разобраться.
-
Упражнения в подборе однокоренных слов.
А начнём с реки, в которой прозрачная и чистая… (вода).
Работа с учебником «Азбука» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева О.В. стр.100). Слайд №13
- Прочитайте первый столбец про себя, затем хором.
- Какие это слова?
- Почему они являются однокоренными?
- Выделите корень.
- Поставьте ударение в слове вода.
- Есть ли в нём опасное место?
- А как его проверить, чтобы не ошибиться?
- Я открою вам секрет.
- Нужно найти однокоренное слово, так чтобы на эту гласную падало ударение.
-Поставьте ударение в остальных словах
-Куда падает ударение?
Значит, они и будут проверочными
Физкультминутка
Только в лес мы все зашли,
Появились комары (махи)
Дальше по лесу шагаем
И медведя там встречаем (шаги)
Перед нами водоём
Прыгать мы умеем
Раз - два; раз - два,
Позади вода.
Выходим на берег,
Где зелёная мягкая (трава)
Работа со вторым столбиком. Слайд №14
Прочитать про себя, затем хором.
- Какие это слова? Почему?
- Какое слово произносится ласково, что помогает ему? (суффикс -ушк-)
- Какой это суффикс? (уменьшительно-ласкательный)
Чтение 3 столбика. Слайд №15
-За нами внимательно следила тётушка Сова. Слайд №16
-Назовите эту птицу ласково.
- Что нам в этом помогло? (суффикс -ушк-). Слайд №17
- Выделите корень.
- Почему в слове СОВА в первом слоге пишется «О».
- Как это проверить?
Вывод: чтобы проверить правильность написания гласных букв в слове, нужно найти такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
3) Повторение правила написания заглавной буквы.
слайд №18
- Прочитать три столбика про себя.
- Что их объединяет? (Все написаны с большой буквы)
- Какие слова пишутся с большой буквы?
- Прочитайте имена мальчиков, девочек.
- А как зовут нашего сказочного героя?
- С какой буквы пишутся имена сказочных персонажей
4)Игра «большой - маленький»
Слайд №19
Я предлагаю поиграть в игру «большой - маленький». Я называю большой предмет, а вы этот же предмет, но маленький.
Дом - домик
Дым - дымок
Сын - сынок
Гриб - грибок
Сад - садик
- Какая часть слова помогла уменьшить слова?
+ Суффиксы -ик-, -ок- Слайд № 20
- Эти суффиксы являются уменьшительно-ласкательными.
V. Работа с текстом («Азбука» авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева О.В. стр.100)
«Наша выставка»
-
Прогнозирование
- Рассмотрим иллюстрацию.
- Прочитайте заголовок.
- О чём будет текст?
-
Чтение про себя
- Подтвердились ли ваши предположения?
-
Повторное чтение вслух
- (первое, второе предложение) Кто нарисовал водопад? Что это такое? (Смотрим иллюстрацию)
- (третье предложение) Кто вышил коврик?
- Что такое вигвам? (жилище индейцев)
- Где вы встречали это слово?
- (пятое, шестое предложение) Кто приготовил пироги и торт?
- Чья полка висит на стене?
- Что сделал Павлик?
- (седьмое предложение) Кто ещё участвовал в выставке?
- Почему Вова так сделал?
- Какой он?
- (восьмое предложение) Кто пришёл в класс?
- Почему в конце предложения стоит многоточие? (Автор задумался)
-
Творческое задание
- Придумайте продолжение рассказа.
- Останутся ли довольны мамы и папы? А родители Вовы?
VI. Итог урока.
- Как проверить безударные гласные? Как образовать однокоренные слова?
- Подошёл к концу наш урок.
- Молодцы! Спасибо за работу!
- А вам понравился урок?
Слайд №21
Не ленитесь, стремитесь узнать обо всём на свете - и тогда каждый урок будут для вас занимательным и полезным!