- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на МО Метод проектов
Выступление на МО Метод проектов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шиханова С.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
по теме «Метод проектов»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов начального общего образования, которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования. Школа сегодня должна создать полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. В ФГОС НОО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у младшего школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения и именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Метод проектов - это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Проект в учебной деятельности - это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта, в ходе которого учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:
- наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;
- вещественной формой конечного результата;
- необходимостью реализации проекта;
- возможностью массового использования и результатами проектирования.
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действия на другие учебные задачи.
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации.
- индивидуальная заинтересованность учащихся;
- значимость проектов в социальном или научном плане, требующая исследовательского поиска для решения проблемы;
- творческая самостоятельность;
- практическая реализация творческих знаний.
роблема
роектирование
оиск информации
родукт
резентация
ортфолио Основные требования к учебному проекту:
- Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
- Выполнение работы всегда начинается с проектирование самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
- Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
- Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
- для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.
Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки
по характеру доминирующей деятельности
по количеству участников проекта
по предметно-содержательной области
проект
по характеру контактов
по продолжительности
По характеру координации проекта
проект
По характеру доминирующей деятельности в проекте:
- поисковый проект (поисковая деятельность);
- исследовательский проект;
- творческий проект;
- игровой проект (ролевая деятельность);
- прикладной (практико-ориентированный) проект;
- ознакомительно-ориентированный проект.
- моно проекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);
- межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
- надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).
- индивидуальный;
- парный;
- групповой;
- коллективный;
- массовый
- непосредственный (жесткий, гибкий);
- скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).
- внутренние (класс, школа);
- региональные (город, район, регион);
- международные
- длительный (от месяца до нескольких месяцев);
- средней продолжительный;
- краткосрочные.
Выделяют 6 стадий работы над проектом, которые представлены в таблице.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОБЛЕМА «Почему?» Актуальность ПРОЕКТА (это важно для меня лично) проблемы - Мотивация ЦЕЛЬ «Зачем?» Целеполагание ПРОЕКТА (мы делаем проект)
ЗАДАЧИ «Что?» Постановка ПРОЕКТА (для этого мы делаем) задач
МЕТОДЫ «Как?» Выбор способов И СПОСОБЫ (мы это можем делать) и методов, планирование
РЕЗУЛЬТАТ «Что получилось?» Ожидаемый (как решение проблемы) результат
Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Основной критерий участия школьника в проекте - его интерес и желание. Учитель должен предоставить учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Я практикую группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектую сама, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, аналитик, экскурсовод и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работа в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы. III этап - принятие решения Данный этап является основным. Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит высказывание самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Особенность «Мозгового штурма» - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи - и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы. IV этап - выполнение Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой. На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учитель их подготовил. Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и т.д.) Учить этому необходимо заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Если учитель не владеет этими методами, ему не следует работать над таким проектом, потому что в любую минуту, когда возникнут трудности и дети натолкнутся на какие-то подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь. Когда учащимся не хватает знаний, умений, наступает благоприятный момент подачи нового материала. Учитель постоянно наблюдает за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Пускать все на самотек нельзя. V этап - оценка результатов Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности. Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена группы. Обычно я предлагаю учащимся оценить работу товарищей по следующим критериям
- активность;
- выдвижение гипотез;
- помощь товарищам;
- анализ, синтез, проделанной работы.
- Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).
- Осознать свои новые роли - консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
- Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.
- Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме:
Координирует процесс
Является источником информации
Поддерживает и поощряет
участников
Осуществляет консультативную помощь
Обеспечивает непрерывность работы над проектом
Подготавливает необходимое оборудование
Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда , когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеником. Они сами определяют последовательность своей деятельности, работают самостоятельно. Учебный проект с точки зрения учителя - это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учит:
- Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Реализация метода проекта помогает учителю максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, предоставляемый современными образовательными технологиями.
Выступление сопровождается презентацией (Приложение 1)
Дата 29.01.2015
Директор В. И. Шахваранов Участник конкурса С.В. Шиханова Руководитель МО учителей начальных классов И.Л.Яблокова