Доклад на тему «Системно–деятельностный подход в образовательном процессе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 имени контр-адмирала И. И. Вереникина















« Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»



















Учитель начальных классов

Горина Светлана Витальевна





Тема: « Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

Цель: совершенствование теоретической подготовки завучей начальных классов по вопросу реализации системно-деятельностного подхода в воспитании младших школьников.

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, которая ждёт их в будущем. Сегодня важно не только дать ребенку большой багаж знаний, а необходимо обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный метод обучения.

Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы. Новый результат формулируется в виде конкретных задач:

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются не только цели и содержание образования, меняется и представление об уроке, а следовательно появляются новые средства и технологии обучения.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). 2) Актуализация и пробное учебное действие. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Исходя из этого можно сделать вывод, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся). Она основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Она эффективна только тогда, когда присутствует согласованность действий.


Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: - связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; - планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы; - привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; - оценивать достижения учащихся содержательной характеристикой.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через:

- постановку цели деятельности;

- планирование своих действий по реализации поставленной цели;

- саму деятельность;

- рефлексию полученных результатов.

Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников используют приёмы проблемного обучения, проектных и исследовательских методик, групповых форм работы.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.


Умение учиться - это полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Деятельность учащихся на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска.

Через проблемную ситуацию, проблемный вопрос учащиеся могут сформулировать тему урока. Проблемное обучение предполагает инициативу, самостоятельность, творчество, т. е. активную «исследовательскую» деятельность учащихся, возможность исправлять свои ошибки..

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В ходе выполнения, заданий, упражнений учитель предлагает учащимся сделать вывод, а затем сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом в учебнике.

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную систему обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, учащиеся открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону.

Информированность современных детей резко возросла. Поэтому учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, он не преподносит истину, а учит её находить.

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда - то Жан-Жак Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Все мы знаем, как сложно ученику адаптироваться в первый год обучения в школе, найти себя, проявить интерес в той или иной области. Вот здесь и может прийти на помощь исследовательская и проектная деятельность, как одна из форм системно-деятельностного подхода. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Это решает ещё и коммуникативную задачу, т.е. общение детей без конфликтов - ведь всегда легче найти общий язык, если есть общие интересы. Дети лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. «Проектная и исследовательская деятельности» - это деятельностный подход, т.к. ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу. Системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику попробовать себя в роли исследователя и наблюдателя над своей деятельностью.

Когда ученик начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных - ему этого уже мало, он хочет показать всего себя и помочь тому, кто в этом нуждается.

Современный ребёнок начальной школы должен научиться применять полученные знания в любой жизненной ситуации. А значит, деятельностный метод обучения является актуальным.

Коллектив нашей школы также работает над данной темой. Мы учимся работать, применяя новые педагогические технологии. Сегодня мы представляем вашему вниманию серию уроков и фрагменты внеклассных мероприятий.







Урок русского языка 2 класс

Тема урока: «Работа частей речи в предложении»

Цели урока: образовательная: совершенствовать умения определения частей речи, проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи; обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, составлять предложения, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях; создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов; показать необходимость смысловой связи слов в предложении; развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля; воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку.

1. Орг. момент.

2. Словарная работа.

А) Ворона, сорока, снегирь, воробей, обезьяна, дятел, соловей. Взаимопроверка.

- Что общего у этих слов? (непроверяемые безуд. гл.; отв. на вопрос кто?; являются сущ.; одушевленные)

- Какое слово лишнее? Почему? (Обезьяна - зверь)

Б) Провести звуко-буквенный разбор слова: сорока.

3. Постановка учебной задачи.

Найдите предложения.

1) красивые стояли 2) Светит яркое солнышко. 3) белые, алые, летали

Тема нашего урока: Работа частей речи в предложении. Попробуем ответить на вопрос: Какую работу выполняют части речи в предложении?

А) Девочка рисует. - Что это? Докажите. Запишите предложение и укажите связь главных членов.

- Какими частями они выражены? Какие члены предложения отсутствуют в этом предложении? (второстепенные) - Распространим мысль в этом предложении. - Что или кого рисует девочка? - Чем рисует девочка? - Кому рисует девочка? - Какая девочка? Н-р: Маленькая девочка рисует брату картинку красками. - Что мы сделали? (распространили мысль в предложении)

Б) Указать стрелками связь слов в предложении.

В) Надписать части речи.

Г) Разобрать по составу слова: рисует, девочка.

4. Работа по учебнику.

Упр. 4

Взъерошил - привести в беспорядок, топорщить.

Упр. 5

5. Работа с текстом. Определение границ предложения. (Работа в паре)

Весна.

Пришла теплая весна потекла вода дети взяли дощечку и сделали лодочку лодка поплыла по воде.

6. Рефлексия.

7. Итог урока. Оценки.

Дополнительно. Распространи предложение.

1 вар. Бабушка читает. 2 вар. Ребята помогают.


© 2010-2022