Конспект урока. Литературное чтение. И. А. Крылов. Лебедь, Рак и Щука

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 09.11 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Урок № 35

Тема: И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Планируемые результаты Предметные: Отличие басни от других жанров. Особенности басни от другого текста. Слушание и чтение. Мораль. Сравнение поведения героев. Подготовка к заучиванию наизусть. Познавательные УУД: Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Личностные УУД: Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Цели урока: познакомить учащихся с баснями И.А.Крылова, расширять кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность, аллегоричность), находить мораль в тексте басни, формировать навыки выборочного чтения; развивать устную связную речь, мышление, воображение; воспитывать трудолюбие, потребность к чтению детской книги. Тип урока: изучения нового материала. Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук. Межпредметные связи: с окружающим миром

Ход урока
I.Организационный момент. II.Речевая разминка Зеленая береза стоит в лесу, Зоя под березой поймала стрекозу. Задание учащимся: прочитать скороговорку, записанную на доске, сначала медленно хором, затем индивидуально (с разной интонацией). III.Самоопределение к деятельности - Ребята, вспомните, какую работу вы выполняли вместе со своими друзьями или одноклассниками? - Всегда ли у вас получалось ее выполнить качественно и до конца? -Попробуйте назвать причины того, что затеянное дело иногда не выходит. В ходе обсуждения подвести учащихся к выводу о том, что при выполнении общего дела главное - согласованность действий всех людей, которые это дело выполняют. - Ребята, вы наверняка слышали такое выражение: «слон и Моська». - Что это выражение означает? -А знаете ли вы, из какого произведения взяты эти слова и кто автор этого произведения? - Эти слова взяты из басни великого русского баснописца, который еще в молодости он взял себе вымышленное имя - Нави Волырк. Прочитайте этот псевдоним (вымышленное имя) справа налево. (Иван Крылов). Творчество Ивана Андреевича Крылова мы с вами будем изучать на протяжении нескольких уроков. - Откройте страницы 102-105 учебника, внимательно их рассмотрите и постарайтесь самостоятельно определить тему и задачи сегодняшнего урока. (По заголовкам и иллюстрациям дети определяют тему урока и его задачи). IV.Работа по теме урока. 1.Рассказ учителя об И.А.Крылове с демонстрацией компьютерной презентации. -Иван Андреевич Крылов жил в конце XVIII - I половине XIX века. Родился он в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Иван не смог получить в детстве хорошего образования. Грамоте он выучился дома. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. В наследство от отца остался только сундук с книгами. Иван вынужден был с детства работать. В 11 лет он поступил на работу в суд канцеляристом. В судебной канцелярии он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами. В свободные минуты он читал книги, которые ему оставил отец. 2.Чтение текста учебника -Прочитайте текст об Иване Андреевиче Крылове в учебнике на с. 102. (чтение вслух) 3.Эвристическая беседа по содержанию статьи - Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни? - Сколько черновых строк было в басне «Кукушка и Петух»? -А сколько в ней строк? - О чем это нам говорит? (О большом трудолюбии баснописца) - Во сколько лет И.А.Крылов начал изучать греческий язык? (в 50 лет) - За сколько лет он овладел им в совершенстве? (За 2 года) - О чем это свидетельствует? (О большом желании учиться всю жизнь, о большом трудолюбии и способностям к изучению других языков). 4.Работа с иллюстрациями в учебнике (на стр.103) - Герои каких басен И.А.Крылова здесь изображены? -Вспомните, как называются эти басни. - Все ли правильно нарисовал художник? Что он перепутал? - Вспомните, кого поймала Зоя под березой в лесу? (Стрекозу). Вспомните название басни И.А.Крылова, где была героем Стрекоза. («Стрекоза и Муравей») 5.Творческое задание. Словесное рисование - А если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали иначе, иллюстрируя эти самые известные басни И.А.Крылова? (Ответы учащихся). 6.Выразительное чтение басни учителем (с демонстрацией слайдов компьютерной презентации) -Назовите героев басни. - Что они решили сделать? 7.Словарная работа: -Слово поклажа означает груз. - Что означает выражение «на лад их дело не пойдет?» (Ничего не получится, результата не будет). 8.Выразительное чтение басни учащимися 9.Эвристическая беседа - Как вы поняли выражение: а возу все нет ходу (никак не сдвинется воз с места). - Как вы думаете, почему у них ничего не получилось? (Рак по своей природе чаще ходит назад, чем вперед, щука живет в водоеме (озере, реке), поэтому она «тянет в воду», а лебедь - это птица, они летают в небе). -Что герои басни не сделали, чтобы получить результат (не станцевали вместе, не поспорили между собой, кто сильнее, не договорились, как будут действовать, не пригласили более сильного зверя)? - Сделайте выводы о причинах неудачи героев басни (причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки в несогласованности их действий, нужно было договориться заранее, кто что будет делать). Физкультминутка Скачет шустрая синица Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присели на минутку, Почесали клювом грудку И с дорожки на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень!

10.Определение жанра басни - Подумайте, а кого на самом деле изобразил И.А.Крылов? Разве звери могут пробовать везти воз? (На самом деле он изображает людей). - А где еще звери могут действовать, как люди? (В сказках). - Приведите примеры сказок о животных. Постановка и решение проблемного вопроса - А чем сказки отличаются от басен? (В них нет морали) - А в каких произведениях, кроме басен, еще есть мораль? (Только в баснях).
Вывод: басни и сказки похожи тем, что в них животные действуют, как люди (думают, разговаривают, совершают такие же поступки, как и люди). Слово учителя: одна из основных особенностей басен заключается в том, что в образах зверей баснописец изображает людей, высмеивает их недостатки, указывает на ошибки, подсказывая тем самым, как нужно правильно поступать в тех или иных ситуациях. Совет, поучение, высказанное в басне, называется моралью. В морале осуждаются глупые или плохие поступки людей. Мораль есть только в баснях. - Прочитайте определение басни в учебнике на странице 105 (в рамочке). Дети читают и формулируют его (без учебника). 11.Определение морали басни. Выборочное чтение. Работа в парах - В каких строчках басни «Лебедь, Рак и Щука» выражена ее мораль? (выборочное чтение первых четырех строк) -Продумайте с соседом по парте условия результативной совместной работы. Опрос учащихся
V.Домашнее задание с.102 (читать), с 104 (наизусть), с 105 (выучить определение). - Читать стать об И.А.Крылове (с.102), выучить басню наизусть (с 105), выучить определение басни (с.105) VI.Рефлексия Прием незаконченное предложение -Закончите предложение: На сегодняшнем уроке я похвалил(а) бы себя за… Сегодня я сумел(а)….. Мне было интересно узнать, что…
VII. Подведение итогов урока - С творчеством какого известного русского баснописца мы познакомились сегодня на уроке? - Какие басни он написал? - Какую басню мы сегодня изучали? - Что такое басня? -Что такое мораль басни? -О чем предупреждает И.А.Крылов в басне «Лебедь, Рак и Щука»? Какова ее мораль? - Что общего между басней и сказкой и чем они отличаются друг от друга?
VIII.Организованный конец урока


© 2010-2022