- Преподавателю
- Начальные классы
- ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шемилева А.Ш. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Шемилева А. Ш.
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Актуальность. Во все времена одной из основных целей воспитания являлась передача духовного опыта накопленного предшествующими поколениями. В настоящее время перед системой образования России ставится цель: сплочение многонационального российского общества. Большое внимание этому вопросу посвящал Геннадий Никандрович Волков. Весомую роль здесь могут играть уроки художественно - эстетического цикла.
Цель статьи - проанализировать и определить наиболее приемлемые этнопедагогические средства для использования на уроках художественно - эстетического цикла. Осветить возможные проблемы и найти пути их решения.
Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в 70-х гг. XX в. Этнопедагогика является относительно молодой междисциплинарной отраслью научно - педагогического знания, находящейся в стадии становления, но уже стала неотъемлемой частью воспитания.
Значение этнопедагогики особенно возрастает в условиях глобализации, когда возникла опасность разрушения самобытных культур. Этнопедагогика играет весомую роль в сохранении и воспроизводстве культуры этноса и его этнического самосознания [6].
В рабочих программах учителей Республики Крым по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство» 2014 - 2015 учебного года выделено учебное время на реализацию НРК (национально - регионального компонента), но этого времени катастрофически мало, потому перед нами стоит задача приобщения учащихся к народному творчеству и культуре родного края на каждом уроке.
Внимание этому вопросу уделяли такие педагоги, как Г. Н. Волков,
Л. Н. Бережнова, И. А. Каирова.
Анализ работ перечисленных авторов позволит нам сформировать представления о средствах этнопедагогики.
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу [2, c.47]. Основными средствами народной педагогики принято считать: устное народное творчество; народные песни и музыку; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное искусство; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники, традиции [8]. Кратко охарактеризуем основные из них. Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения [8]. Устное народное творчество как средство народной педагогики на уроках музыки и изобразительного искусства выполняет не только образовательные но и воспитательные функции:- дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;
- помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
- способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
- сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.
Список использованных источников:
- Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
- Волков Геннадий Никандрович. Введение в этнопедагогику : учебное пособие для студентов ВУЗов / Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, А. Б. Панькин; [под науч. ред. Г. М. Борликова]; Фед. агентство по образованию, Калмыцкий государственный университет, Лаборатория этнопедагогических инноваций.- М.: Большая мммедведица, 2006. - 366
- Волков Геннадий Никандрович. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / Г. Н. Волков; сост.: А. А. Сокальский. - Элиста : Джангар, 2003.- 437 с. : ил.
- Каирова И. А. нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И. А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.
- Становление этнопедагогики в России [Электронный ресурс] / Г. В. Нездемковская. Журнал «Вестник Томского государственного университета» № 326 / 2009. Режим доступа к журналу: cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-etnopedagogiki-v-rossii
- Элементарное музицирование по системе Карла Орфа [Электронный ресурс] / Жесткова Ольга Борисовна. Опубликовано 15. 04. 14 - 23: 45 - Режим доступа:nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/15/elementarnoe-muzitsirovanie-po-sisteme-karla-orfa
- Этнопедагогика и культура безопасности [Электронный ресурс] / О. А. Керимшеева, Н. Г. Иглина. Курс лекций. Режим доступа: lib.nspu.ru/umk/10ff469b571c09c0/
- Этнопедагогические условия использования игр. [Электронный ресурс] / В. П. Красильников // Научно - теоретический журнал № 4. - 2004. Режим доступа к журналу : lib.sportedu.ru/press/TPFK/2004n4/p23-26.htm