ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шемилева А. Ш.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Актуальность. Во все времена одной из основных целей воспитания являлась передача духовного опыта накопленного предшествующими поколениями. В настоящее время перед системой образования России ставится цель: сплочение многонационального российского общества. Большое внимание этому вопросу посвящал Геннадий Никандрович Волков. Весомую роль здесь могут играть уроки художественно - эстетического цикла.

Цель статьи - проанализировать и определить наиболее приемлемые этнопедагогические средства для использования на уроках художественно - эстетического цикла. Осветить возможные проблемы и найти пути их решения.

Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в 70-х гг. XX в. Этнопедагогика является относительно молодой междисциплинарной отраслью научно - педагогического знания, находящейся в стадии становления, но уже стала неотъемлемой частью воспитания.

Значение этнопедагогики особенно возрастает в условиях глобализации, когда возникла опасность разрушения самобытных культур. Этнопедагогика играет весомую роль в сохранении и воспроизводстве культуры этноса и его этнического самосознания [6].

В рабочих программах учителей Республики Крым по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство» 2014 - 2015 учебного года выделено учебное время на реализацию НРК (национально - регионального компонента), но этого времени катастрофически мало, потому перед нами стоит задача приобщения учащихся к народному творчеству и культуре родного края на каждом уроке.

Внимание этому вопросу уделяли такие педагоги, как Г. Н. Волков,

Л. Н. Бережнова, И. А. Каирова.

Анализ работ перечисленных авторов позволит нам сформировать представления о средствах этнопедагогики.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу [2, c.47]. Основными средствами народной педагогики принято считать: устное народное творчество; народные песни и музыку; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное искусство; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники, традиции [8]. Кратко охарактеризуем основные из них. Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения [8]. Устное народное творчество как средство народной педагогики на уроках музыки и изобразительного искусства выполняет не только образовательные но и воспитательные функции:
  • дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;
  • помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
  • способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
  • сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.
Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств. Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки. Большое внимание этому уделял немецкий композитор-экспрессионист и педагог XX века Карл Орф свои идеи он изложил в своей работе «Schulwerk» [7]. Большое значение танец имеет не только для эстетического развития ребенка, но и для физического - позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений [8]. Особым средством воспитания в народной педагогике на уроках художественно - эстетического цикла является театр, т. е. театрализованные действия. Педагогические функции народного театра проявляются в формировании у ребенка чувства юмора, сопереживания, интереса к народным формам творчества, развивают память, художественно-образное восприятие и мышление, знакомят с устным народным творчеством, песенно-музыкальным, танцевальным и игровым. Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность на уроках изобразительного искусства. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Исследования показали, что народная педагогика не только выработала средства воспитания подрастающего поколения, которые можно благоприятно использовать на уроках художественно - эстетического цикла в начальной школе, но и параллельно с этим сформировала систему условий, которые сопутствуют эффективному использованию этих средств в целях воспитания подрастающего поколения. В современной педагогике педагогические условия представляют собой специально создаваемую воспитателями среду, обстановку, в которой возникает и развивается то или иное педагогическое явление. Под этнопедагогическими условиями можно понимать специально создаваемую среду, в которой происходит воспитание детей и их ознакомление с тем или иным этносом. Результаты теоретического анализа и практических исследований позволили выделить этнопедагогические условия, необходимые для того, чтобы эффективно использовать средства этнопедагогики при проведении уроков художественно - эстетического цикла в начальной школе. Первое условие эффективного использования средств этнопедагогики на уроках художественно - эстетического цикла - это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о культуре многообразных этносов, проживаемых на территории Республики Крым, передаваемых от одного поколения к другому. Второе условие - системное использование средств народной педагогики не только уроков художественно - эстетического цикла, но и разнообразных сфер жизнедеятельности детей. Третье условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов [9]. Таким образом, этнопедагогические средства на уроках художественно - эстетического цикла несут в себе большое воспитательное и образовательное значение, но их использование не целесообразно без выполнения выше перечисленных условий эффективного использования средств этнопедагогики на уроках художественно - эстетического цикла/




Список использованных источников:

  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.
  2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  3. Волков Геннадий Никандрович. Введение в этнопедагогику : учебное пособие для студентов ВУЗов / Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, А. Б. Панькин; [под науч. ред. Г. М. Борликова]; Фед. агентство по образованию, Калмыцкий государственный университет, Лаборатория этнопедагогических инноваций.- М.: Большая мммедведица, 2006. - 366
  4. Волков Геннадий Никандрович. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / Г. Н. Волков; сост.: А. А. Сокальский. - Элиста : Джангар, 2003.- 437 с. : ил.
  5. Каирова И. А. нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И. А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.
  6. Становление этнопедагогики в России [Электронный ресурс] / Г. В. Нездемковская. Журнал «Вестник Томского государственного университета» № 326 / 2009. Режим доступа к журналу: cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-etnopedagogiki-v-rossii
  7. Элементарное музицирование по системе Карла Орфа [Электронный ресурс] / Жесткова Ольга Борисовна. Опубликовано 15. 04. 14 - 23: 45 - Режим доступа:nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/15/elementarnoe-muzitsirovanie-po-sisteme-karla-orfa
  8. Этнопедагогика и культура безопасности [Электронный ресурс] / О. А. Керимшеева, Н. Г. Иглина. Курс лекций. Режим доступа: lib.nspu.ru/umk/10ff469b571c09c0/
  9. Этнопедагогические условия использования игр. [Электронный ресурс] / В. П. Красильников // Научно - теоретический журнал № 4. - 2004. Режим доступа к журналу : lib.sportedu.ru/press/TPFK/2004n4/p23-26.htm
© 2010-2022