Урок русского языка во 2 классе УМк Перспективная начальная школа. Тема Образование новых слов при помощи приставок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе УМк Перспективная начальная школа . Тема Образование новых слов при помощи приставокУрок русского языка во 2 классе УМк Перспективная начальная школа . Тема Образование новых слов при помощи приставокТема: Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.

Учитель: Зыкова Анна Николаевна

Цель: учить образовывать слова при помощи суффиксов ИХ и ИЦ

Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;

- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит

за корнем; -способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи; -создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); - способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез); - стимулировать самостоятельную поисковую деятельность; - повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность; - способствовать формированию коммуникативных умений.


Оборудование и материалы:

- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»

-Раздаточный материал

  • Памятка разбора слова по составу .

  • Карточки для работы 3-х уровней.

  • Планшеты для для самооценки.


Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):, кластер, рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


  1. Орг. момент




Актуализация знаний




!


(мешки)



Осмысление

(получение новых знаний, соотнесе-

ние старой и новой информа-ции)

Постановка темы и целей урока












!


Закрепление

Создание условий:

- для развития умения делать выводы;.

-для актуализации полученных знаний.



!



Итог урока

Рефлексия

Создание условий :

-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.





Добрый день! Начинаем наш урок русского языка. Он сегодня немного необычный , т.к. у нас гости . Давайте их поприветствуем.

« Желаем, чтоб в жизни вам повезло.

И солнце светило всем тучам назло.

Желаем, чтоб в дом не входила беда.

Пусть спутницей будет удача всегда».


А сейчас друг другу пожелайте удачи и хорошего настроения на урок (приложили ладошки друг к другу)

Сели на место, открыли тетради и подписали дату.

- Посмотрите на доску и расскажите план урока.

П - повторение:

Р- разминка

Р\П - работа в паре

Н - изучение нового материала:

! -думай ,размышляй, доказывай

Я\А - работа с обратным словарем

З - закрепление :

Р \К - работа на карточке.

С\О - самооценка

П - повторение: Р -разминка Предложение прочтите и ошибки в нем найдите. Доска: « Сел ворене код снижок.»


- А теперь сюда взгляните. Слова внимательно прочтите, что в них общего найдите. Крышка

селедка

сумка

рыбка

- Что такое суффикс? (обратить внимание на кластер

На доске карточки со словами:

Часть слова

Для образования новых слов

После корня




- Какие еще суффиксы знаете? + ик, ок, ёк, н - Какое значение эти суффиксы придают новым словам? (уменьшительно - ласкательный) Оцените себя по критерию : умение находить ошибки
Р\П - Работа в паре. У вас на партах лежат карточки, посмотрите и скажите, какое требование надо выполнить?
СНЕЖНЫЕ, УКРЫЛИ, ДУБКИ, ШАПКИ, МОЛОДЫЕ. Задание выполняют в паре. Кто составил первыми поднимают «домик» и зачитывают свой вариант. Записывают предложение. - запишите и разберите по членам предложения. Роман к доске. Вспомним правила при посадке: «Сяду прямо не согнусь , за работу я возьмусь.» (положили на голову мешочки) Пишем. (Снежные шапки укрыли молодые дубки)
- Назовите слово-предмет ,который является в предложении второстепенным членом. (дубки) - Поставьте его в начальную форму. Запишите слово ДУБОК в тетрадь и покажите как образовалось это слово? Дубок дуб + ок Оцените себя по критериям : умение работать в паре умение разбирать предложения.
Н - новый материал - Кроме этих суффиксов, существует еще много других. Мы обязательно познакомимся с ними. И каждый суффикс нужен, т.к. выполняет важную работу по образованию новых слов.

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели и задачи вы поставите перед собой на урок ?




- Итак, сегодня мы продолжим знакомство с суффиксами и со способом образования новых слов при помощи суффиксов.
-Посмотрите на доску, прочитайте предложение и скажите грамотно ли составлено предложение? Старая тигр ласково трепала своих малышей. Мать - слон нежно гладила хоботом слоненка. . -Запишем эти слова и узнаем, как они образовались.
ТИГРИЦА - ТИГР + ИЦ + А (тигрица от слова тигр путем добавления суффикса ИЦ СЛОНИХА - СЛОН +ИХ + А

- С помощью каких суффиксов образовались новые слова?


- Определим род данных слов.
- Тигрица и слониха , что общего между этими словами?
- Продолжите предложение: При помощи суффиксов ИХ и ИЦ …- образуются слова называющие животных женского рода. - Вот мы узнали ещё новые суффиксы ИХ и ИЦ при помощи которых вы образовали новые слова, называющие животных женского рода. Оцените себя по критерию: умение образовать новые слова.
Физ.\минутка Музыкальная пауза Н. Я\А. Новый материал. Работа с обратным словарем. -Откройте обратный словарь на букву А , найдите слова на ИХА, стр. ? -Зачитайте слова называющие животных. -Какого рода все эти слова? -Запишем слова и покажем, как они образовались. Ежиха - ёж + их +а Моржиха - морж +их+а -А сейчас работаем в парах , выберите одно слово , покажите способ его образования и выполните взаимо проверку. Слониха - слон + их +а
- Теперь в обратном словаре найдите слова на ИЦА, называющие животных. + львица, медведица, верблюдица. - Запишем одно слово в тетрадь и покажем способ его образования. верблюдица + верблюд+ иц +а А сейчас в паре , опять выберите слово и покажите способ образования и взаимо проверка. Львица - лев + иц +а -Самостоятельно запишите образование слова Медведица - медведь + иц +а (Один человек у доски) - Что общего между суффиксами ИХ и ИЦ? Какие слова они образуют?
- Мы сейчас перейдем к следующему этапу,. Оцените себя: Умение работать с обратным словарем.
Откройте учебник на стр. 45. Посмотрите на картинку. Кто здесь изображен? -Какое задание можно выполнить по этой картинке? -Вот по этой картинке дома вы составите по два предложения о каждой паре животных.
Физ\минутка «Кулачок, ребро, ладошка»
Следующий этап урока .З. К (закрепление, работа на карточке) -У вас на столе лежат карточки. Посмотрите и скажите, что здесь надо сделать? 1 уровень. -При помощи суффиксов ИХ и ИЦ образуйте и запишите новые слова. Выделите суффикс.
Слон Лось ИХ Паук Заяц ИЦ Тигр Волк Верблюд 2 уровень -Найдите в тексте слова с суффиксами ИХ и ИЦ. Выпишите и покажите ,от каких слов они образованы. - А слониха вся дрожа, так и села на ежа. - Приходи к нему лечиться и тигрица, и волчица, и жучок, и паучок и медведица. - А ежиха и зайчиха так отплясывают лихо. 3 уровень. Дополни предложения словами с суффиксами ИХ и ИЦ, называющие животных .Выдели суффикс. - В зоопарк привезли ……. . - В лесу подстрелили …………. - На льдине лежала……….. .
-Кто выполнил задание проверьте. Исправьте ошибки. (на обратной стороне карточки правильно выполнено задание, выполняют самопроверку) Оцените себя по критерию: правильность выполнения задания выбранного уровня сложности. ( на доске прикреплены иллюстрации: тигрица с тигренком, волчица с волчонком ,слониха со слоненком, ежиха с ежонком, лосиха с лосенком.) Посмотрите на доску, здесь иллюстрации животных , о которых мы сегодня говорили на уроке. Скажите , что общего между ними? А кто рядом с этими животными? Значит эти животные для своих детенышей кто? Общее в этих иллюстрациях то , что это мамы со своими малышами .Посмотрите ,как они заботятся о своих детях, как их вылизывают и как зорко смотрят по сторонам, чтоб никто не обидел их детей. Вот так же и ваши мамы очень любят вас, заботятся и готовы в любую минуты прийти вам на помощь. А как вы должны относится к своим мамам? Запомните ребята есть такая пословица : «Нет лучше дружка , чем родная матушка»

-А теперь давайте подведем итог нашего урока.

Мы выполнили все этапы.(прикреплены снежинки)

-Над какой темой мы сегодня работали?

- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие слова образуются при помощи этих суффиксов?

Положите перед собой планшеты и по результатам вашего самооценивания на каждом этапе оцените свою работу за весь урок.

- Я все понял и могу объяснить другому.(зеленый)

- Я сделал ,но нужна помощь.(желтый)

- Я не уверен , что все понял.(красный)

(поднимают карточки -красную, зеленую или желтую)

А теперь выскажите свое мнение по уроку:

(у ребят есть памятки)

- Я узнал …
Я понял …
Мне понравилось …..
Было трудно……
Для меня было открытием, что…
Могу порадоваться успехам …

Мне захотелось…

Мне было интересно….

У меня получилось…..

Я смог……

Я попытался …….

Меня удивило……..

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно отличились…Отметка..

Урок закончен . Спасибо.






+ твердый разделительный знак, мягкий разделительный знак, парные звонкие и глухие согласные, заглавная буква, безударная гласная.

+ это слова, называющие предметы.,

+ Они все в единственном числе.

+ Они все женского рода

+ У них у всех окончание А и суффикс К.

+ Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.


+Задание выполняем в паре. Надо из слов составить предложение .

Шапки укрыли

Дубки

Дубки - дубок

Дубок от слова дуб путем добавления суффикса ОК

+ образованию новых слов при помощи суффиксов

+ образование новых слов при помощи суффиксов


+учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов. +









+ Здесь допущены ошибки, надо писать не тигр, а тигрица., не слон ,а слониха.






+ Тигрица от слова тигр, а слониха от слова слон.




+ При помощи суффикса ИЦ и добавлением окончания «а», а слониха от слова слон при помощи суффикса ИХ и добавлением окончания «а».

Это слова женского рода.


+ Они называют животных женского рода.































+ львица, медведица, верблюдица.







+Они образуют слова называющие животных женского рода.





















+На карточках задание 3 уровней. Мы выбираем один из них и выполняем.




































- Это все животные женского рода. - Их детеныши -Мамы.







- Мы должны их любить , беречь. , не огорчать









+Образование новых слов при помощи суффиксов ИХ и ИЦ
+ Мы познакомились с суффиксами ИХ и ИЦ

+Они образуют слова женского рода, называющие животных.









Регулятивные УУД определение плана на урок

Коммуникативные ( построение монологических высказываний)


Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

























\

Коммуникативные.

(Умение работать в парах. Вести диалог. Аргументация своего мнение.)



















Регулятивные:

(принятие цели и постановка задач,планирование действий.Работа по плану.









Регулятивные(Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.)



Коммуникативные (монологические высказывания детей)

Владение диалоговой формой общения.































Познавательные:

(Поиск и извлечение информации.)

Установление аналогии,сравнение: - наблюдения над значением и образованием новых слов с помощью суффикса - их,иц;

- составление схем образования новых слов;(моделирование) - упражнения по разбору слов по составу.













































































Личностные (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности)

Регулятивные: самооценка обучающихся, самоконтроль.




































































© 2010-2022