- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по краеведению
Конспект урока по краеведению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гуренко В.П. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Краеведение
Предмет
Краеведение
Класс
4
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Тема
Коренные жители Кольского полуострова
Основные термины и понятия
Саамы, саамский язык, саамская музыка, саамские символы, саамские узоры.
Учитель
Гуренко Вера Петровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Мурманская область, Кольский район, г.п. Мурмаши, МОУ Мурмашинская СОШ № 1
Цель: пробудить интерес к национальному искусству, традициям и обычаям саамского народа.
Задачи:
-
познакомить с особенностями культуры и быта саамов; учить анализировать информацию;
-
формировать этническое сознание, коммуникативные навыки через познавательную деятельность;
-
развивать ассоциативно-образное и логическое мышление, чувства и эмоции;
-
воспитывать любовь к малой Родине, уважение к людям разных национальностей.
Оборудование: иллюстрации: природа Кольского севера, саамский флаг, саамский ребус, дидактический материал - «Саамская символика», саамские народные мелодии.
1. Игровой момент - введение в тему урока.
Дети стоят полукругом в центре класса, учитель на расстоянии.
- Мы часто слышим фразу «Я люблю свой край!». А какой смысл вы вкладываете в эту фразу? (Ответы детей). Я вам немного расскажу о своем понимании этого выражения и заодно узнаю кое-что про вас. Если у нас с вами окажется что-то общее, я на один шаг приближусь к вам.
- Я родилась на севере в нашем небольшом, но очень красивом поселке. А кто из вас родился на севере? Мы с вами все северяне и мурмашинцы (делаю шаг вперед).
- Мое любимое время года - лето, природа просыпается, буйство красок, множество природных даров, каникулы. А кто из вас любит лето?
- Летом я люблю побродить по нашим сопкам с корзинкой, пособирать грибы, ягоды. А вы любите наш северный лес и его дары?
- А ещё я люблю с удочкой посидеть на берегу озера или ручья, послушать шум воды, испытать восторг от первой поклевки и пойманной пусть и маленькой рыбки. А кто из вас с родителями был на рыбалке?
- Когда я уезжаю в отпуск, то очень скоро начинаю скучать по нашему родному поселку. А кто из вас с радостью возвращается в родные места?
- Смотрите, сколько у нас общего, и все эти моменты и чувства связаны с нашей Малой Родиной, суровым, но чудесным северным краем!
2. Введение в тему.
(Тихо звучат саамские народные мелодии и на их фоне рассказ учителя).
Иллюстрация - природа.
С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная страна Лапландия - страна холода и мрака.
Иллюстрация - саамы.
Люди там ходят в звериных шкурах, без промаха стреляют из лука.
Иллюстрация- метель.
Умеют колдовать - по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю.
Иллюстрация - северное сияние.
Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня.
Иллюстрация - природа.
- Догадались, что же это за таинственная страна?
Что здесь правда? Да почти все.
- Карта - Кольский полуостров и соседние страны.
- Действительно на территории нынешних четырех стран: Норвегии, России, Финляндии и Швеции - издавна живут охотники и рыболовы саамы (раньше их называли лопарями).
Иллюстрация - одежда и обувь саамов:
Были они меткими стрелками, а одежду и обувь шили - и сейчас шьют - из шкур оленей. Что же до снежных бурь летом, то они и сейчас случаются - безо всякого колдовства: север, он и есть север. А полярное сияние, сполохи, вы и сами видели.
Иллюстрация - Ловозеро
Большинство российских саамов сейчас живет в Ловозере - селе, расположенном в центре Кольского полуострова - слайд Ловозеро.
3. Постановка проблемы.
Звучит саамский язык, саамская музыка.
- Это саамский язык, саамская народная музыка. Поняли ли вы что-нибудь? А что представили? С помощью чего можно понять особенности жизни другого народа? Какой язык может быть понятен всем? Как же тогда узнать об обычаях, традициях коренных жителей нашего края? Как можно поближе познакомиться с ними? (Звучат предложения детей).
4. Поиск решения проблемы.
Язык символов.
Значение знаков в основном остаётся загадкой. Но вот перед вами некоторые символы, которые используют саамы.
У саамов каждая точка и каждый знак что-нибудь означает. Дети рассматривают таблицу саамских символов. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Используя символы, я составила предложение, прочитайте его.
Иллюстрация с рисунком и предложением-расшифровкой символов.
У сопок У сопок живёт человек солнечный, он несёт в себе свет и радость.
+
человек
солнечный, он несёт
в себе свет и радость
Работа в группах. Перед вами некоторые саамские символы и чистый лист бумаги. Попробуйте за 1 мин. с помощью 2-3 символов составить предложение. Символы рисуйте крупно. Те, кто закончит работу первыми, отдадут свои рисунки другим группам, а те попробуют ваши рисунки превратить в предложения.
Динамическая пауза. - театральная импровизация из жизни саамов (язык жестов).
Учитель читает текст, а дети его инсценируют. Перед началом импровизации детям раздаются листочки с названием роли.
Тундра. Сопка (варака). Пролетела полярная сова. У сопки пасется стадо северных оленей, пощипывают ягель. Среди них крупный олень-вожак (гирвас) с красивыми ветвистыми рогами. Из-за сопки осторожно, стараясь не спугнуть оленей, выходят саамы-охотники. В руках у них чивастеги (арканы для ловли оленей). Метнули саамы чивастеги, олени заметались по тундре и убежали за сопку. Лишь гирвас не успел убежать. Пытался он вырваться из петли, но крепко держат аркан охотники. Покорился олень смелым охотникам и пошёл с ними в погост (селение саамов). Радостно встретили их жители погоста.
Язык цвета, формы.
Иллюстрация - Саамский флаг.
Главным саамским символом является флаг.
Четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) -
цвета традиционного саамского костюма.
Круг отражает форму саамского бубна, звук которого мы сегодня слышали, и символизирует солнце и луну,
синяя часть круга - луна, а красная - солнце.
Используют саамы пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Основной цвет - красный.
Плакат - цвета саамского флага.
Каждый цвет имеет свое значение. Дети хором читают название цвета и его значение.
Красный - цвет жизни
Жёлтый - знак огня.
Зелёный - тундра.
Синий - цвет моря, неба.
Чёрный цвет - цвет смерти, саамы его не используют и не носят.
А ещё у саамов каждое время года тоже соответствует разному цвету.
Поднимите руку те, кто родился летом.
Ваш цвет - красный, ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники. (Иллюстрация - брусника)
А кто родился зимой?
Зима - синий цвет, как ягода черника. (Иллюстрация - черника).
Рождённые осенью?
Ваш цвет жёлтый, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет?
Правильно, это морошка. (Иллюстрация - морошка)
И наконец - весна. Поднимите руку те, кто родился весной.
Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох. (Иллюстрация - мох).
Иллюстрация - Саамские узоры.
Стихотворение саамской поэтессы Эльвиры Галкиной.
Все эти символы и цвета саамские женщины использовали, украшая одежду вышивкой из бисера.
О саамских узорах красиво рассказала саамская поэтесса Эльвира Галкина.
1. Читает учитель.
Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Чётким узором на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу, при луне.
2. Читают дети.
Красный цвет - жизни и очага.
На нём крупинки голубого
Это - озёра, реки - вода.
Жёлтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель.
Дополняет узор белый снег, как алмаз.
3. Читаем хором.
Пусть предки не знали тогда букварей,
Их мысли и разум - в тех чётких узорах,
В них - красота и жизнь самих лопарей,
А сколько в них солнца!
А сколько простора!
- Какой знакомый символ увидели? Полярная звезда указывает путь саамам, не дает им заблудиться, пропасть.
5. Решение проблемы, итог.
У кого в гостях мы сегодня побывали?
С помощью чего мы узнали о жизни, традициях, обычаях коренных жителей нашего края?
Как вы думаете, а зачем нам, жителям Кольского полуострова, нужно познакомиться с жизнью саамов? - Ты мира не узнаешь, не зная края своего!