Конспект урока по литературному чтению в 3 классе А. Л. Барто Разлука

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа: №4 3 «Б» Учитель: Ильяшенко Н.А.

Тема: А. Барто «Разлука», «В театре».

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:


  • Личностные: научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.


  • Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Оборудование: презентация, учебник литературного чтения

Этап урока

t

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивационный. Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

2 мин.

Речевая разминка.

- Прочитайте самостоятельно чистоговорку.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

- Понравилась вам чистоговорка?

- Какой звук повторяется? (Звук [ч].)

- Прочитайте медленно, быстро, медленно, выразительно

2. Гимнастика для языка

- Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

III. Проверка домашнего задания .

1. Вопросы:

- Что было задано на дом?
- О какой птице написал поэт в своём стихотворении?

. 2. Чтение стихотворения наизусть.

- Каким назвал автор голос кукушки? Почему?
- О чём он хотел, чтобы ему напоминала кукушка?

- Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать?
- Какие произведения входят в этот раздел?
- А вы любите стихи?

Находить имена сущест­вительные.

Строить грамматическое рассуждение.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

5-7мин.

- Узнай чьи стихи.

Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала -

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села - с мамой посидела,

Встала к бабушке пошла.

Пере сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами.

Я устала не могу,

Я вам завтра помогу.

(Если дети не догадаются. Что это стихи А. Барто, тогда начать читать другие: «Наша Таня громко плачет…»)

. Игра «Продолжи». Я начну читать, а вы продолжайте.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

- Назовите автора этих стихов?
- Как вы думаете, зачем я прочитала её стихи?

- Сформулируйте тему урока.

  • - Какие цели вы ставите на этот урок? ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

Коммуникативные:

: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Физ.минутк

Видео

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

7-10 мин.

Рассказ о жизни и творчестве А. Барто

- Хотите узнать подробнее об авторе? Слушайте.

А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году.

Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»? Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.

- Ребята, а какой человек может верить в чуткость других? (Если сам он добрый, чуткий). Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите, какие черты выражены на её лице?

А.Л. Барто - одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.

Агния Львовна Барто (1906 - 1981) собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее.

Однажды какой - то мальчик, позвонив писательнице по телефону сказал с обидой:

- Зачем вы про меня написали? Это всё неправда!

- Почему ты решил, что это про тебя?

- Так в классе все говорят.

- А тебе сколько лет?

- Десять.

- А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было…

Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?..

Работа над стихотворением «Разлука». - Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.

1.Словарная работа

разлука - отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы - последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, командировка - отъезд, связанный с работой,
витает - носится в вышине,
малость - чуть-чуть,
печально - грустно, тоскливо.

- А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

2. Первичное чтение учителем.

- А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения.
- Что мальчик - герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Как вы понимаете название стихотворения? Для вас это слово весело или грустное? (Конечно, слово «разлука» грустное. Это значит, что кто-то с кем-то расстался. В этом стихотворении сын расстается с мамой.)

- Сочувствуете ли вы мальчику? Почему? (Дети приводят свои примеры взаимоотношений с мамой.)

- Обсудите с другом, действительно ли все поступки мальчик совершил для мамы.

- Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Беседа по содержанию стихотворения.

- Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
- Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
- Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения?
- А кто согласен с героем?
- А что произошло дальше?
- Как наслаждается мальчик свободой?
- Нравится ли мальчику бездельничать?
- Чем начинает заниматься мальчик?
- А как видно, что мальчик тоскует?
- Что он понял?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение - веселым или грустным? Почему вы так думаете?
- А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?

5. Работа над выразительностью стихотворения.

- По настроению на сколько частей можно разделить текст? (2)
- Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?

1 часть - с радостью, с гордостью за маму
2 часть - грустно, показать скуку

- Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства.
- Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть.
- Дома ещё поработаете над выразительностью стихотворения.

6. Воспитательная часть урока.

- Что вы взяли для себя из этого урока? (Надо любить, уважать, беречь маму, слушаться её).
- Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет». Она и обогреет, и накормит, и посоветует, и приласкает.
- Ещё какие пословицы о маме знаете?

(Чтение пословиц детьми).

- Послушайте, я ещё одну пословицу прочитаю.

Медведица называет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ёжика - мягоньким.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение)
- Надеюсь, вы тоже будете относиться к своей маме с любовью и уважением, не будете её огорчать, ведь вы для них самые дорогие и любимые.

Работа над стихотворением «В театре».

Прогнозирование текста

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в нём.

Чтение стихотворения

- Прочитаем стихотворение и проверим наши предположения.

Аудиозапись

- Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?

- Что показалось вам смешным, а что грустным?

- Прочитайте еще раз выразительно стихотворение так, чтобы все поняли, что грустно, а что смешно.

Строить грамматические рассуждения

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание.

Домашнее задание

- Что вы узнали об А. Барто?

- Почему мальчик, позвонивший А. Барто, думал, что ее стихи именно о нем?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, мы их достигли?

Выучить стихотворение

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи


Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь. Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.


© 2010-2022