Дополнительная образовательная программа по краеведению родного края «Иловлинский край казачий»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Утверждаю

директор МБОУ ДОД ЦДТ

«___»_________г.

________________Е.Ю. Меренкова



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ

Дополнительная образовательная программа по краеведению родного края «Иловлинский край казачий»

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста

Срок реализации программы 1 год, 1 час в неделю







Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

Иловлинского ЦДТ

Ткаченко Елена Анатольевна

Принята на методическом совете.

Протокол №____

От «___»____________2012г.

2012 -2013 учебный год



ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ

«ИЛОВЛИНСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИЙ»



Любовь к своей родине - это

Не нечто отвлечённое, это любовь

К своему городу, к своей местности,

К памятникам культуры,

Гордость своей историей.

Д.Лихачёв

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Первое «Путешествие», которое человек должен совершить, - это, «Путешествие» по своей стране. Знакомство с историей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями - это всегда радость узнавания привычного в новом».

Путь возрождения страны лежит через возрождение её духовности, через приобщение детей к истории русской культуры, её ценностным ориентирам. Сохранение и возрождение национальной культуры с её традициями, обычаями, обрядами - задача общегосударственная.

Большую роль в решении этой задачи отводят именно школе. Система школьного обучения переживает сегодня период модернизации и дифференциации. Это даёт педагогу право на создание авторских программ, курсов, способствующих расширению кругозора, выбору будущей профессии, воспитанию гражданственности и патриотизма. Отражение жизни, изучение её истоков, культуры развивает духовность.

«Духовность - это не знания, не навыки решения интеллектуальных задач. Объективным содержанием духовности оказывается то высшее, что ты характеризуешь словами: истина, добро, красота», - писала Т.Челышева. Поэтому занятия по программе: краеведение родного края «Иловлинский край казачий» должны превратиться в уроки искусства, уроки доброты, красоты и правды, уроки любви к жизни, к человеку, окружающему миру, своей Родине.

Цель педагога - внести посильный вклад по изучению исторического прошлого малой родины, воспитания любви к родному краю. Программа по краеведению родного края «Иловлинский край казачий» разработана для учащихся младшего и среднего школьного возраста. В её основу включены разделы:

  1. Историческое прошлое казачьего края.

  2. Краеведческие материалы Иловлинского района.

  3. Исследовательские работы по изучению культуры и традиций казачества.

  4. Духовные ценности казачества.

Создание программы - результат сбора материалов об истории родного края. В программу включены занятия, встречи, экскурсии, рассказывающие о культуре казаков, традициях казачества и конечно же историческое прошлое донского казачества.

Данные материалы могут быть использованы в качестве творческих заданий учащихся: написание докладов, рефератов, исследовательских работ, создание проектов, а также для внеклассной работы по предметам: история, география, музыка, изобразительное искусство.

Программа будет полезна всем, кто стремится приобщить учащихся к культурному наследию нашей малой Родины, воспитывает гражданина своего Отечества.





ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ

«ИЛОВЛИНСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИЙ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «ИЛОВЛИНСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИЙ» основана на авторской концепции, согласно которой знание истории родного края позволяет сформировать у учащихся культуру духовных ценностей с использованием краеведческого исторического материала. В основу программы положена история, культура и искусство казачества от старинных праздников и обрядов, проводимых в казачьем крае до сегодняшних дней. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование у учащихся представления об истории становления и культуре Донского казачьего края, как национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Познакомить с историческим прошлым Донского казачества.

  2. Раскрыть особенности жизни и быта казаков.

  3. Расширить знания о культуре казачества.

  4. Воспитывать устойчивый интерес к изучению и познанию истории своей малой родины.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Может быть использована как образовательный предмет, дополняющий базовое образование.

  2. Может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников и педагогов.

  3. Может использоваться на внеклассных мероприятиях.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Приоритеты общечеловеческой значимости: чувство патриотизма, красота и любовь, знание культуры своего народа, милосердие - эти основы могут сыграть важную роль в формировании у подростков нравственных идеалов. И в современных педагогических теориях всё большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского и духовного образования и воспитания.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Материал программы рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста и может быть использован:

  1. В общеобразовательных школах.

  2. В образовательных школах с углубленным изучением культурологических дисциплин.

  3. В образовательных школах как составная часть курса МХК.

  4. Во внеурочной деятельности по ФГОСТ младшего и среднего школьника.

ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ: Программа «ИЛОВЛИНСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИЙ» обобщает знания, полученные учащимися при изучении литературы, истории, музыки. Однако содержание данной программы не повторяет данные дисциплины, а имеет ярко выраженную специфику и новизну. Программа предполагает широкое знакомство с историей становления казачества, знакомство с культурным наследием казачьего края, его традициями и искусством. В программе представлены 4 раздела, охватывающие материал развития казачьего края от истоков до настоящего времени. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ: Программа направлена на воспитание патриотизма, формирование культуры учащихся как части культуры духовной, созданной нашими земляками - казаками. А также приобщение учащихся к духовным ценностям через собственное творчество и освоение культурного наследия казачьего края. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ:

  1. Целостный подход к изучению материалов по краеведению.
  2. Интеграция разных видов искусства казачества.
  3. Творческие методы обучения, позволяющие включить школьников в активную исследовательскую деятельность, связанную с познанием истории родного казачьего края.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: В настоящее время исследовательские работы и проектная деятельность всё чаще рассматриваются как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Учащиеся могут работать как самостоятельно, так и вместе с учителем. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний. В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения и компетенции, а именно:
  • Рефлексивные умения: умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»
  • Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию у учителя; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
  • Оценочные умения.
  • Умения и навыки работать в сотрудничестве: коллективное планирование, взаимодействие с любым партнёром, взаимопомощь в группе.
  • Коммуникативные умения.
  • Презентационные умения и навыки: навыки речи, артистические умения, использование различных средств наглядности.
Вот перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, коллекция, игра, праздник, публикация, путеводитель, серия иллюстраций… Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение, игра с залом, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, отчёт исследовательской экспедиции, ролевая игра, спектакль… СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Программа состоит из пяти разделов, где выделены темы.
  1. Введение.

Включает ознакомление учащихся с целями и задачами программы, вопросами, с которыми предстоит работать на занятиях.

  1. Историческое прошлое казачьего края.

Знакомит учащихся с историей становления казачества, возникновением Донского казачества, первыми казаками.

  1. Краеведческие материалы Иловлинского района.

Знакомит учащихся с историей возникновения Иловлинской станицы, с традициями и бытом казаков Иловлинского района. Проводятся встречи, экскурсии.

  1. Исследовательские работы по изучению культуры и традиций казачества.

Ребята изучают обряды, игры, песни и традиции казачьего края.

  1. Духовные ценности казачества.

Раскрывает основные жизненные духовные ценности казака. Ведётся сравнительный анализ прошлого и настоящего родного казачьего края.

ПРИМЕЧАНИЕ: педагог, работающий по данной программе, последний раздел разрабатывает самостоятельно, опираясь на реалии своего города или района.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ:

Должны знать:

  • историю возникновения и зарождения казачества;

  • культуру и традиции казачества;

  • быт казаков Иловлинского района.

Должны уметь:

  • пользоваться словарной и справочной литературой;

  • находить и обрабатывать информацию в интернете;

  • выполнять исследовательские работы, проекты;

  • объяснять, воплощать, иллюстрировать краеведческий материал «Иловлинский край казачий»

Должны иметь представление:

  • что такое казачество;

  • о культуре казачьего края;

  • представлять образ казака;

  • об эстетических и духовных ценностях казачества.

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Иллюстративный материал.

  2. Презентационный материал.

  3. Видеоролики.

  4. Фонотека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ

«ИЛОВЛИНСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИЙ»

учащиеся младшего и среднего школьного возраста

1 час

№ п/п

Дата

Кол.час.

Содержание занятия

Примечания

План.

Факт.

1

03.10

1

Введение. Цели и задачи программы по краеведению «Иловлинский край казачий»

инструктаж по Т.Б.

2-3

10.10

17.10

2

История становления казачества. Возникновение донского казачества.

Исторические факты, сведения из интернета.

4

24.10

1

Первые казаки донского края.

виртуальное путешествие в музей Иловлинской СОШ №2.

5

31.10

1

Экскурсия в Иловлинский «Казачий курень»

6

7.11

1

Встреча с казаком, проживающим в с. Большая Ивановка.

7

14.11

1

Исследовательская работа « Мои предки - казаки».

Презентация индивидуальных работы

8-9

21.11

28.11

2

Творческая работа о казачестве.

Рисунки, поделки, сочинения о казачьем крае.

10

5.12

1

Традиции казачьего края.

Знакомство с презентацией о традициях и обрядах.

11

12.12

1

Казачья кухня.

Кулинарное путешествие.

12-13

19.12

26.12

2

Игры, состязания и развлечения казаков.

Занятие - игра

14-17

9.01

16.01

23.01

30.01

4

Песни казачьего края

Повторный инструктаж по Т.Б.

Разучивание песен

18-19

6.02

13.02

2

Занятие - концерт « Мы внуки казака»

20-21

20.02

27.02

2

Исследовательские работы «Жизнь и быт казака».

Презентация исследовательских работ.

22

6.03

1

Творческая работа о казачестве.

Рисунки, поделки, сочинения о традициях и обрядах казачьего края.

23 -25

13.03

20.03

27.03

3

Жизненные духовные ценности казачества. Казаки всея Руси.

Сравнительный анализ прошлого и настоящего.

26-30

3.04

10.04

17.04

24.04

8.05

5

Создание альбома «Иловлинский край казачий»

31

15.05

1

Отчётный концерт с презентацией о проекте «Иловлинский край казачий»

32

22.05

1

Итог кружка по краеведению «Иловлинский край казачий»




© 2010-2022