Рабочая программа кружка Юный ритор

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИАГИНСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»



Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ №4

______Л.А.Кесебежева ___________Т.Ю.Черкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка «Волшебный мир бумаги»

в 1 Б классе


учителя высшей квалификационной категории

Козуб Ларисы Викторовны

на 2015-2016 учебный год


Гиагинская - 2015


Пояснительная записка


Основу программы составляют коммуникативные умения, формируемые на базе элементарной речевой теории. Таким образом, на занятиях кружка «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» большая часть времени будет отводиться активной речевой деятельности учащихся. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
Воспитание норм культурного поведения формирует у детей любовь к своей стране, трудолюбие, бережное отношение к общественной собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость, бережливость, уважение к взрослым, умение ценить труд других, оказывать помощь своим товарищам.
В процессе работы учащиеся приблизятся к осознанию важных идей мировоззренческого характера - о связи языка и действительности, языка и мышления, и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни.
На занятиях должно быть как можно меньше всякого рода запретов - больше свободы, фантазии, и тогда ребёнку захочется сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка и знаний основ этики можно творить «чудеса».
Детей надо так учить, чтобы им было интересно. Это требует творчества от детей и учителя. Общение в своей основе - всегда творчество.
Перед учащимися 1 класса в доступной форме раскрываются основные функции речи и этики



Задачи программы

  • Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру.

  • Развить умение общаться, умения внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей.

  • Формирование навыков и привычек культурного поведения.
  • Формирование основ активности, вежливости, сдержанности, умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах.

  • Систематическая работа по воспитанию культуры поведения младших школьников для исправления отрицательных привычек.

  • Воспитание у младших школьников такта, выдержки, деликатности и этики поведения.

. Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

Общение. Значение речи в жизни человека, общества

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Текст. Речевые жанры

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.




Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает: способность ребёнка вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; повысить свою самооценку как личности, искоренение робости в контактах и замкнутости; умение пользоваться разными речевыми этикетными формулами; говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться «Языком внешнего вида» :мимикой, жестами, пантамимикой; быть талантливым собеседником.

Тематическое планирование










Дата





Тема занятия

Форма проведения




Р И Т О Р И К А




1


Наука риторика. Введение Беседа

2


Темп речи. Тон. Общение Игра

3


Настроение, чувства и тон говорящего Ролевая игра

4


Мимика, жесты, поза. Вместе «оживим» сказку - это наше общее дело

Занятие-игра:

«Поговорим без слов»

5


Говорящий взгляд.

6


Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни

7


Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь - я слушаю

8


Скажи при встрече: «Здравствуйте!». Уходя, скажи «До свидания!»

Сюжетно-ролевая игра: «У меня зазвонил телефон

9


Волшебное слово «Спасибо», «Пожалуйста»

10


Зачем быть вежливым? Как обратиться к человеку?

11


Как говорить по телефону

12


Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти

Конкурс «Фантазер» (на лучшее сочини тельство своей сказки)

13


Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опором на изображение

14


Расскажи сказку от имени героя, или «Моя сказка»

15


Произношение звуков позднего онтогенеза

Конкурс чисто

говорок и скоро говорок

16


Развитие речевого дыхания

17


Чистоговорки, считалки, стихи, скороговорки

18


Игры на развитие мелкой моторики

19


Комплекс упражнений «Речь и движение»

20


Знакомство детей с видами театрального искусства Занятие-викторина «Театр и мы»

21


Развитие интереса к сценическому искусству

22


23


Кукольный театр на столе Сказка «Репка»

24


Игры - драматизации по сказкам

25


Творческий отчет по театральной деятельности

26



Викторина

27


Сочиняем загадки. Работа с бумагой. Книжки-малышки.

28


Повествование. Рассказ. Беседа

29


Было или придумано? Фантастический рассказ

30


Части рассказа. Беседа

31


Хочу вам рассказать. Рассказы детей

32


Сочиняем рассказы. Рассказы детей

33


Создаём самодельные книжки. Работа с бумагой

Список литературы


  1. Чуковский К.И. «От двух до пяти».- М., 1990г.
  2. Акишина А.А. «Жесты и мимика в русской речи».Лингвистический словарь. -М., 1991 г.
  3. Еснина С.А. «Как научить вашего ребёнка писать сочинения». - М., 2006 г.
  4. Гольдин В.Е. «Речь и этикет». - М., 1990 г.
  5. Левин В.А. «Воспитание творчества». - М., 1991 г.
  6. Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика». - М., 1991 г.
  7. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки». - М., 2000 г.
  8. Антонова Л.Г. Развитие речи. «Уроки риторики». - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  9. Клюева Н.В. «Учим детей общению». - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  10. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей». - Ярославль, «Академия развития», 1996 г.





© 2010-2022