- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Развитие критического мышления младших школьников при работе с художественным текстом
Доклад Развитие критического мышления младших школьников при работе с художественным текстом
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пеннер М.Д. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические основы проблемы развития критического мышления младших школьников через чтение и письмо. 7
- Критическое мышление: история и современный статус. 7
- Возрастные и психологические особенности младшего школьника, способствующие развитию критического мышления. 12
- Основные понятия критического мышления. 13
- Понятие текста, его основные художественные характеристики. 18
мышления младших школьников. 43 3.1. Реализация проблемы развития критического мышления младших школьников в процессе обучения литературному чтению. 43 3.2. Мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с художественным текстом. 59
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение
Введение
Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.
В. Г. Белинский Характерной чертой современного этапа развития общества является всё расширяющееся информационное пространство. Скрытые информационные атаки оказывают негативное влияние на жизнь людей в целом. В этих условиях становится очевидной необходимость выработки такого способа отношения к действительности, который мог бы помочь противостоять многим формам манипулирования взглядами людей и их внутренним миром. Психология отражает общественную потребность к созданию необходимых условий для формирования личности как субъекта, не пассивно усваивающего опыт предшествующих поколений и культуру в целом, а преобразователя, который вносит своим существованием и деятельностью большой вклад в становление и гармонизацию общества. Социальная действительность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу проблем. Однако, критическая оценка людьми происходящих событий не всегда способствует выходу из «критической ситуации». Обывательская критика уводит людей от оценки реальных ситуаций. Философы считают, что наши успехи, в определенной степени зависят от умения решать проблемные вопросы, критически оценивать ситуацию и находить рациональное решение. Известный американский психолог и педагог Дайна Халперн в своем труде «Психология критического мышления» пишет: "самый дорогостоящий товар в обществе - это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше…"-это высказывание как нельзя более точно характеризует сегодняшнее отношение большинства развитых стран к развитию и формированию у обучающихся интеллектуального и творческого потенциала, позволяющее продуцировать новое знание, которое в практическом воплощении послужит источником устойчивого развития государства. Объем знаний, который человек может усвоить в период школьного образования, естественно, ограничен как абсолютно, так и в еще большей степени относительно: современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального развития, т.е. способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющиеся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Цель конкретного человека состоит по существу, в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательные возможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к таким динамичным изменениям. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно и критично ее исследовать. А также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь подвергать идею мягкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования. Кроме того, ученые считают, что больше двадцати пяти процентов тех видов деятельности, которые будут востребованы в XXI столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Поэтому людям будут нужны абсолютно новые знания и навыки. Первопричиной этих проблем стал информационный взрыв и технологический взрывы в сфере информационного обеспечения. Вследствие этого надо менять решение радикальным образом изменить форму ведения уроков. В связи с этим изучение критического мышления как характеристики субъекта, как качественно определённого способа саморегуляции личности, а также выявление факторов, способствующих его развитию, приобретает в настоящее время особую актуальность, что подтверждается словами Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, которая выдвигает новые социальные требования к системе российского образования: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Актуальность данного вопроса позволила сформулировать проблему: введение технологии развития критического мышления младших школьников через чтение и письмо при работе с художественным текстом для развития способности к усвоению новой информации и критическому ее исследованию. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы и приемы технологии развития критического мышления младших школьников при работе с художественным текстом для овладения активными способами чтения, необходимыми не только в учебе, но и в обычной жизни. Задачи исследования:
- Провести логико-психологический анализ сущности критического мышления в теоретических и экспериментальных исследованиях, изучить методическую литературу.
- Сформулировать основные положения ТРКМЧП и экспериментально проверить систему работы по эффективному формированию критического мышления учащихся младших классов на материале курса литературного чтения.
- Выявить критерии критического мышления и определить уровни его развития; проанализировать результативность обучения по данной проблеме.
- Подготовить методические и дидактические материалы для использования в учебном процессе.
- основные положения отечественной психологии, сформулированные в трудах Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития;
- принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна, понимаемый как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий;
- принципах личностно-ориентированного образования (Э.Н. Гусинский, Е.В. Бондаревская);
- компетентностного подхода (В.В. Сериков, А.В. Хуторской);
- на трудах В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.Ф. Паламарчука, С.И. Заир-Бека;
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 ;
- Б.Ф. Ломова о системном подходе к изучению психики, субъектно-деятельностного подхода в понимании субъекта (К.А. Абульханова- Славская, С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский).
Анализ исследований показал, что приоритет в первоначальной разработке проблемы критического мышления принадлежит зарубежным психологам (Д. Дьюи, Р. Пол, Д. Халперн и др.). Однако главной отличительной чертой зарубежных исследований является преобладание эмпирического подхода к изучению феномена критичности мышления. На необходимость теоретического решения вопроса о месте и роли критичности мышления в структуре личности указывали многие авторы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.). Как в теоретическом, так и в экспериментальном плане критическое мышление является мало изученным феноменом. В современных подходах к изучению критического мышления имеется немало спорных вопросов. Их решение имеет принципиальное значение для теории и практики педагогической психологии. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития критического мышления (Л.В. Занков, А.В. Запорожец, З.И. Калмыкова, Г.А. Цукерман). В ряде исследований, связанных с проблемой критического мышления, рассматривались сущностные характеристики критичности мышления: критичность мышления как установка (О.Ф. Керимов), как способность (А.С. Байрамов), как активность (Л.А. Мальц) др., изучались этапы формирования критичности мышления (С.И. Векслер, А.И. Липкина, B.C. Конева и др.), выявлены особенности критичности мышления в различных возрастных периодах: от дошкольного до юношеского (Д. Джумалиева, А.С. Байрамов, B.C. Конева, Т.Ю. Копылова, Е.А. Мухина, А.И. Липкина, Ф.Ф. Минкина, О.Ф. Керимов, В.А. Попков, Л.В. Хохлова и др.) и т. д. К наиболее спорным и малоизученным можно отнести вопросы о содержании критического мышления, его возрастной динамике. Всё это и определяет актуальность выбранной темы исследования «Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения)» История формирования философского знания, если мы говорим о европейской философской традиции, в своей «технически-формальной» части неотделима от «критической техники», от теории и практики вопросно-ответных процедур. Античная «критическая техника» фактически становится, на наш взгляд, основанием того, что в XX в. определится под названием «Критическое мышление». Дошедшие до нас тексты философов-досократиков не только свидетельствуют о том, что все они обсуждали космогонические проблемы, занимались поиском ответа на центральный вопрос древнегреческой философии: «Что есть все?» , но и соотносили свои позиции между собой, критиковали друг друга. Вместе с тем в соответствии с существовавшими письменными источниками, наиболее четко критическая линия отрицания исходного тезиса аргументатора и противопоставления ему антитезиса реципиента проявилась в онтологических спорах между Парменидом и Горгием. Возможно, именно онтологический спор между Парменидом и Горгием порождает многие последующие линии развития критического философского дискурса. Античная практика критического философствования находит свое выражение в стиле вопросительного философствования, представленного, в первую очередь, в диалогах Платона. Еще Диоген Лаэртский писал, что не Платон первым стал «сочинять диалоги». Однако в следующей фразе Диоген развивает свою мысль: «Мне кажется, что Платон, который довел этот род до совершенства, по праву может почитаться здесь первым как в красоте, так и в изобретательности» . Сократовско-платоновский стиль вопросительного философствования становится образцом для всей последующей западной философской мысли. Этот стиль не просто демонстрирует фактическую значимость критики, системы вопросно-ответных процедур для проведения и рационального обоснования выдвинутой позиции, но и включает в себя общую стратегию вопрошания в рамках любой области рассуждения. Вместе с тем критический стиль философствования проявляется не только в вопросительной установке. В нем представлены все возможные способы получения выводов, особая техника критического анализа понятий, способы формулировки суждений и «воздержания», как замечает Диоген Лаэртский, от них. Позже Дж. Дьюи способность воздерживаться от суждения в процессе рождения мысли назовет «задержкой суждения» и определит в качестве важнейшей характеристики критического мышления. «Задержка суждения» предполагает, что человек, например, принимающий решение, прежде чем представить свою позицию в форме определенного суждения, рассмотрит другие возможные варианты решений, сформулированных в форме иных суждений. Возвращаясь к идеям Сократа, следует заметить, что метод рассуждения, предложенный им, с точки зрения, например, Канта, позволяет как доказывать незнание собеседника-оппонента, так и отклонять его возражения. Среди методов развития человеческих способностей Кант выделял искусство задавать вопросы и находить на них правильные ответы. «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности, - писал Кант. - Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето» . Критический метод Сократа позволяет: - обосновывать свою позицию (в качестве которой может быть рассмотрено, например, предлагаемое или уже принятое решение); - вскрывать ошибки, допущенные в рассуждении оппонентом; - приводить аргументы в пользу адекватности используемого фрагмента знания. Сократовская, а затем и кантовская линии в отношении к проблемам воспитания разума сохраняются в текстах других мыслителей, в частности, в работах М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, Э. Фромма. Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта. В рамках критического мышления ведется анализ практики рассуждений в конкретных гуманитарных, социально-политических и естественно-научных сферах с учетом субъективного, личностного фактора рассуждающего субъекта, внимания к анализу различных видов ошибок в процессе рассуждения. Вместе с тем одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений, получению знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности. В его рамках исследуются вопросы: «как?», «когда?» и «почему?», делаются те или иные выводы в общем контексте исследования. Все это порождает особый статус критического мышления в современной системе высшего образования. Появление курса критического мышления в западной системе образования в 70-х гг. XX в. было связано со стремлением преодолеть возникший в ней кризис. Началась борьба за рынок образовательных услуг. Постепенно лидирующие позиции в этой борьбе заняла новая образовательная парадигма, концентрирующаяся вокруг идей критического мышления и неформальной логики. По точному определению Н.С. Юлиной, ее суть заключается в «смещении основного акцента с усвоения объема информации на "раскрутку мозгов" и развитие самостоятельного, критического и саморефлексивного мышления, в обучении решению задач, а не просто использованию готового знания, в оттачивании навыков работы с любой информацией, с разнородными задачами, с "новизной" (понятие "навыки" становится ключевым). Образно говоря, новая парадигма советует, отправляясь в путешествие, не набивать рюкзак готовыми продуктами, а захватить с собой орудия, позволяющие добывать пищу в любом месте и, разумеется, умение владеть этими орудиями» . К сожалению, в отечественной образовательной практике пока не сложилась устойчивая традиция изучения критического мышления. Вместе с тем спецкурс «Критическое мышление» впервые был прочитан студентам философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова еще в 1998 г. Кроме того, курс с подобным названием читался в Московском педагогическом государственном университете (на факультете социологии, экономики и права), в Калининградском государственном университете (в рамках программы «Интеграция» для студентов, специализирующихся в области логики и философии). Таким образом, в рамках критического мышления исследуется то, «как мыслит человек», принимая решения, планируя свою жизнедеятельность и фактически реализуя свои практические планы. Одна из задач критического мышления заключается в том, чтобы влиять на уровень «практической рациональности» общества, включая тех, кто принимает решения и тех, кто реализует их. 1.2. Возрастные и психологические особенности младшего школьника, способствующие развитию критического мышления Переход ребенка к учебной деятельности осуществляется на фоне противоречия, возникающего внутри социальной ситуации развития ребенка: дошкольник «перерастает» развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, отношений, которые складывались у него со взрослыми и сверстниками «по поводу игры». Совсем недавно взаимоотношения, регламентируемые игровой ролью, игровыми правилами, являлись источником развития ребенка, но теперь эта ситуация исчерпала себя. Изменилось отношение к игре, дошкольник все отчетливее понимает, что занимает незначимую в социальном окружении позицию. Все чаще у него возникает потребность выполнять «нужную» и «важную» для других работу, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. Ребенок приобретает способность «выходить» за пределы конкретной ситуации и смотреть на себя как бы со стороны, глазами взрослого. С приходом в школу у него происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью: он вступает в новые взаимоотношения с миром, его деятельность становится социально значимой. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования: учебно-познавательный интерес, произвольность познавательных процессов и рефлексия собственных действий. Развитие произвольности и воображения в начальной школе способствует формированию таких новообразований младшего школьного возраста как содержательный анализ объекта, направленного на выявление существенных отношений задачи, рефлексии - обращенности учащегося на способ действия, планирования - постановки цели, выстраивания действий, прогнозирования результата, поиска и выбора оптимального решения. Предпосылками развития этих новообразований служат способность детей видеть целостность контекста ситуации и умение занимать «точку» вовне, удерживать надситуативную позицию (В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Горлова). Согласно положениям Л.С. Выготского о становлении высших психических функций, к окончанию начальной школы восприятие и память учащихся становятся произвольными, осознанными, опосредствованными. В ходе обучения происходит дальнейшая интеллектуализация психических процессов. Дети усваивают общий способ действий, причинно-следственные отношения, учатся выделять существенное, строить умозаключения и логические цепочки. Развивается мышление детей, постепенно становящееся теоретическим. Особенно значимым в развитии мышления является формирование внутреннего плана действий и рефлексии (осознание себя как субъекта деятельности, осознание способов осуществления деятельности). Изменяется восприятие ребенка, перерастая в организованную ориентировочно-исследовательскую деятельность. Мышление изменяет характер восприятия, которое интеллектуализируется. Следует отметить также, что современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. На наш взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и прежде всего критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. 1.3. Основные понятия критического мышления В настоящее время существует множество определений критического мышления. Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление - это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989), создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991) и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore & Parker 1994). Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». По мнению М.В. Кларина критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). (Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994). Авторы данной технологии предлагают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»). Один из авторов технологии РКМЧП Д.Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» (международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» 2001, № 4) выделяет следующие параметры критического мышления:
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
1.4.Понятие текста, его основные художественные характеристики Строго говоря, текст - это последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение. Знаки (слова, предложения) выстраиваются в тексте согласно правилам актуального для текста языка. Более массовое толкование слова текст - словесное произведение. Вообще, текст - это часть произведения, выраженная в вербальной, то есть в словесной, форме. Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности. С точки зрения философии текст - это семиотическое и семантическое пространство. Семантическое пространство образуется с помощью языковых форм, а семиотическое - знаками архитектуры, внутренней организацией и графической организацией компонентов текста. В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.
1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. 2. Отграниченность. Тексту присуща отграниченность. В этом отношении текст противостоит, с одной стороны, всем материально воплощенным знакам, не входящим в его состав, по принципу включенности - невключенности. С другой стороны, он противостоит всем структурам с невыделенным признаком границы - например, и структуре естественных языков, и безграничности («открытости») их речевых текстов. 3. Структурность. Текст не представляет собой простую последовательность знаков в промежутке между двумя внешними границами. Тексту присуща внутренняя организация, превращающая его на синтагматическом уровне в структурное целое. Поэтому для того, чтобы некоторую совокупность фраз естественного языка признать художественным текстом, следует убедиться, что они образуют некую структуру вторичного типа на уровне художественной организации.
Следует отметить, что структурность и отграниченность текста связаны. 4. Иерархичность текста, то, что его система распадается на сложную конструкцию подсистем, приводит к тому, что ряд элементов, принадлежащих внутренней структуре, оказывается пограничным в подсистемах разного типа (границы глав, строф, стихов, полустиший). В качестве сущностных признаков художественной коммуникации чаще всего называют: 1) отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека; 2) наличие эстетической функции; 3) имплицитность содержания (наличие подтекста); 4) неоднозначность восприятия; 5) установка на отражение нереальной действительности (художественные тексты представляют не модель реальной действительности, а сознательно конструируемые возможные модели действительности). Художественный текст имеет свою типологию, ориентированную на родо-жанровые признаки. Он строится по законам ассоциативно-образного мышления. В таком тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». Художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы воздействия - на эмоциональную сферу человеческой личности и сферу интеллектуальную; кроме того, в художественном изображении действует закон психологической перспективы. Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ здесь конечная цель творчества, средства образности подчинены эстетическому идеалу художника (художественная литература - вид искусства). Таким образом, для художественного текста важна образно-эмоциональная, неизбежно субъективная сущность фактов, явлений. Получается, что для художественного текста форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней сущность художественности, так как избираемая автором «форма жизнеподобия» служит материалом для выражения иного, другого содержания, например, описание пейзажа может оказаться не нужным само по себе, это лишь форма для передачи внутреннего состояния автора, персонажей. За счет этого иного, другого содержания и создается «вторичная действительность». Внутренний образный план часто передается через внешний предметный план. Так создается двуплановость и многоплановость текста. Поскольку в художественном тексте господствуют ассоциативные связи, то художественное слово оказывается практически понятийно неисчерпанным. Разные ассоциации вызывают разные «наращения смысла» (термин В.В. Виноградова). Даже одни и те же реалии предметного мира могут восприниматься разными художниками по-разному, вызывать разные ассоциации. Например, «камень» О. Мандельштама - символ строгости, надежности («Камень» - название книги), а у И. Анненского - это символ скованности, душевного гнета («Тоска белого камня»). «Солнце» для К. Бальмонта - символ праздничности, стихийности, жизненности, а для Ф. Сологуба - символ всего иссушающего, дурманящего, мертвящего. Для художественного текста важен не столько предметно-понятийный мир, сколько представление - наглядный образ предмета, возникающий в памяти, в воображении. Именно представление - переходное звено между непосредственным восприятием и понятием. В художественных текстах аналитизм имеет скрытый характер, он зиждется на индивидуально избранных законах. Художник, в принципе, не доказывает, а рассказывает, используя конкретно-образные представления о мире предметов. Конструктивную роль в художественных текстах признаны выполнять структуры эмоционально-риторические. Роль эмоционально-риторических структур возрастает в разных текстах в движении от научного изложения к художественному. Цель художественной речи - образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты - образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения). Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания. Следовательно, учитель должен уметь "погрузить" ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. "Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий". (Ю.Лотман "В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь" М.,"Просвещение",1988г,с.4). Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Глава II. Методические аспекты проблемы развития критического мышления младших школьников через чтение и письмо. 2.1. Вопрос о технологии развития критического мышления в литературе На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По определению оно есть мышление, в котором обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки: - воспринятое проанализировать; - убедиться в его достоверности и правильности; - учесть вскрытые достоинства и недостатки; - вскрыть возможные ошибки; - дать оценку; - обнаружить возможный тайный умысел; - в конце концов, выявить все, что может принести вред. РКМЧП - это продукт коллективного разума людей, представляющих разные страны и культуры. (Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего человека). Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Данная технология является общепедагогической, надпредметной, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Особенности концепции
- Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтверждённые предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
Сущность технологии
Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения. Задачи технологии РКМЧП- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления:
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения и культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности (образовательной мотивации), пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности организации Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): Evocation -Realization of Meaning -Reflection - стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. Первая стадия (EVOCATION) - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Задачи:
- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
- побуждение ученика к активной деятельности.
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- отслеживание процесса познания и собственного понимания.
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление еще непознанного;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Технологические этапы
1стадия
2 стадия
3 стадия Вызов -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: -получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения.
Функции трех стадий технологии развитие критического мышления
Стадия
Функции Вызов
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
- Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
- Информационная (получение новой информации по теме).
- Систематизационная (классификация полученной информации).
- Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
- Информационная (приобретение нового знания).
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления
Тип урока
Работа с информационным текстом
Работа с художественным тестом
Взаимообучение
Урок-исследование
Вызов
Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.
Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.
Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.
Мозговой штурм
Осмысление
Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Зигзаг (мозаика)
Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Рефлексия
Возвращение к кластеру
Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам
Сводная таблица
Предсказание Методические приемы технологии РКМЧП
- Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
- «Ключевые слова»
- «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
- Кластеры, автор Гудлат
- Дерево предсказаний
Т
Е
М
А
предположения
аргументы
Дерево предсказаний может выглядеть так:
- Таблицы
Сравнения Категория
Сравнения Категория
Сравнения Категория
Сравнения Персоналии
факты Персоналии
факты Прием «Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым предполагается сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, можно избежать избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее. «Таблица-синтез». Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
(СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
/во время чтения/
1……………..
2…………….. «Таблица - ЗХУ». Нацелена на уже имеющийся по теме материал, расширение знаний по изучаемому вопросу и их систематизацию. З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления. Цели ее применения:
- Обучение умению определять уровень собственных знаний.
- Пробуждение интереса к получению новой информации.
- Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
- Толстые и тонкие вопросы
- Чтение с остановками
- Инсерт
- Дневники и бортовые журналы
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.
-
Зигзаг
- анализировать текст совместно с другими людьми;
- вести исследовательскую работу в группе;
- доступно передавать информацию другому человеку;
- самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
-
Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
-
Художественные формы письменной рефлексии
Синквейн Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Эссе Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580г.). В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы. Заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут. Модель написания эссе.
- Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
- Работа над черновиком.
- Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
- Редактирование.
- Публикация. Чтение на аудиторию.
ХОККУ (хайку) - «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. "Современный Энциклопедический словарь"
Танка ТАНКА (короткая песня), древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8 в.), нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7), посвященные любовным переживаниям, странствиям, природе. Выражает мимолетное настроение, полна лиризма, недосказанности, выдержана в пастельных тонах, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой. Таким образом, методы и приемы ТРКМЧП можно объединить в таблицу.
Методические приемы технологии РКМЧП
№ п/п
Прием ТРКМЧП
« Мудрые совы»
Художественные формы письменной рефлексии
Глава III. Экспериментальное исследование развития критического
мышления младших школьников. 3.1. Реализация проблемы развития критического мышления младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Она несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. Исходя из результатов качества обучения учащихся экспериментального класса, исследования педагогических условий для развития интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения четвероклассников в среднем звене, можно выделить следующую проблему: недостаточная сформированность некоторых элементов готовности младших школьников к обучению в среднем звене, познавательной мотивации, уровня развития саморегуляции. Работая с детьми над текстами художественных произведений, нами было замечено, что, часто читая его, дети воспринимают изображенное неточно и даже неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении все, что их затрудняет. Многие ученики еще не могут полноценно воспринимать художественное произведение, которое характеризуется не только логической стороной произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны. Проблема понимания эмоционального тона литературного произведения представляется очень серьезной, поскольку понять эмоциональный тон текста, значит, уловить его смысл на интуитивном уровне в целом. Для реализации поставленных задач на уроках литературного чтения нами активно использовались приемы и методы технологии развития критического мышления. База исследования - МОУ «Гимназия №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области», 25 учащихся 4А класса. На каждой стадии урока были использованы определенные приемы работы, которые помогали включить учащихся в совместную деятельность. Кластер. Работа с кластером «гроздью» очень проста и доступна почти всем детям. Тема урока. К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома» - это центр (т.е «гроздь») и от этого центра отходят лучи - крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный прием используется на всех этапах урока.
- Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.
- Нужно ли разбивать на «грозди».
- Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы (это могут быть вопросы, ключевые слова по всему тексту).
- Озвучьте «грозди» - т.е. смысловые единицы.
- Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи.
- рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
- обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?
- основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки - в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. В работе с вопросами использовалась классификация американского психолога Бенджамина Блума.
- Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
- Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
- Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
-
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?
Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами использовался прием «Дерево предсказаний». На стрелочках - линиях соединения - школьники записывали объяснения своим версиям, таким образом, они учились аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний». При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему (конспект урока см. в приложении).
Еще один пример. Тема урока. Виктор Драгунский. " Друг детства" На смысловой стадии использовался прием "Чтение с остановками". Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Использовались вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации). Дети читают текст.
Текст рассказа:
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:
- Папа, купи мне грушу!
- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.
Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
1 остановка
- Кем хотел стать мальчик?
- А кем вы хотели бы быть? Почему?
На доске появляется "список": астроном, капитан, спортсмен...
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что придумала мама? (1-2 версии)
- Что будет дальше?
- Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах)
- Чем может закончиться этот рассказ?
После ответов учащихся, им предлагалось задание придумать концовку рассказа . Дети устно обсуждали в парах, в четверках "концовку".
На стадии размышления возвращаем учащихся к первоначальным версиям, затем просим прочитать, как заканчивает рассказ автор - Виктор Драгунский.
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.
- Ты что? - сказала мама.
- Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
На стадии размышления классу был задан вопрос:
- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец? На этапе проверки восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на наш взгляд, это беседа. Важно помнить, что число вопросов обращенных к детям должно быть не велико - три-четыре, не более. При этом не включаются в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения. Например:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенного понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало смех? Когда героя жалко?
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________ Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи - но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Тема: Виктор Драгунский " Друг детства" (синквейн, составленный детьми).
Друг.
Мягкий, пушистый.
Утешает, радует, слушает.
Он в беде не бросит.
Игрушка. На уроках литературного чтения удобнее было использовать прием Зигзаг 2, автор Славин. Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого «Зигзага», текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы.
Тема: В.Бианки «Мышонок Пик», 2 класс Стадия вызова - Сделайте предположение, как может выглядеть домик маленького мышонка. (Учащиеся рисуют домики на небольших индивидуальных листах, сравнивают свои рисунки в команде, рисуют один рисунок на большом листе, затем проходит презентация.) Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков. Работа ведется индивидуально - в парах - в группах. Смысловая стадия. Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде - по количеству вопросов к тексту. Вопросы могут быть следующими: 1. На какой остров попал Мышонок Пик? 2. Как Мышонок Пик строил себе дом? 3. Какой домик получился у Мышонка Пика? 4. Как Мышонок Пик устроил себе спаленку? 5. Для чего Мышонок Пик строил дом? Каждый вопрос записан на карточке определенного цвета. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст рассказа в «родной» группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в «экспертные» группы, обсуждают, приходят к общему мнению. Стадия размышления (идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.)
Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят «родную» группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга. Пример сравнительной таблицы при изучении сказки «Бременские музыканты» Братьев Гримм и мультфильма «Бременские музыканты».
сказка
Линия сравнения
мультфильм
Автор произведения
Жанр произведения
Положительные качества героев.
Отрицательные качества
Сравнительную таблицу можно использовать не только при работе с художественными текстами, но и при работе с информационным текстом.
По теме: Ш.Перро. "Золушка" была составлена «концептуальная таблица». Цель: развитие внимательного, осмысленного чтения у учащихся.
1 этап. Предлагаем детям дома перечитать сказку Ш.Перро "Золушка", ведя дневник, т.е. по ходу чтения отмечать в тетрадях действующих лиц, их характеристики и свой комментарий.
Например, в тетрадях может получиться следующая таблица:
Герой
Какой он в сказке
Что меня заставило думать так. Мои наблюдения, мысли.
Отец Золушки
Почтенный и знатный человек, подчинился жене.
Золушка
Добрая, приветливая, милая, красавица. Молча сносит все обиды. У нее хороший вкус.
Мачеха
Сварливая, высокомерная
Дочери
Очень похожи на мать
Король
Старик, в основном дремлет
Фея
Обычная женщина, но волшебница
Принц
Устроил бал и созвал знатных людей
Конечно, содержание граф у учащихся будет более полным, мы показали только принцип работы. Наиболее важна третья графа. У каждого учащегося она будет отлична от других.
2 этап. На уроке учитель проводит беседу по содержанию таблицы, требуя от учащихся не только характеристику героя, а прежде всего пояснения своей позиции, то есть озвучивание третьей графы.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
- кто...
- что...
- когда...
- может...
- будет...
- мог ли...
- как звали...
- было ли...
- согласны ли вы...
- верно ли...
- дайте объяснение, почему...
- почему вы думаете...
- почему вы считаете...
- в чем разница...
- предположите, что будет, если...
- что, если...
- Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
- Интерпретационные (уточняющие) вопросы - обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
- Оценочные вопросы - эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- Творческие вопросы - если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Прием «Инсерт» работает на стадии осмысления. Сформулируем некоторые правила: «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?» Делайте пометки. Предлагается несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «-», «?». Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Таблица «Инсерт»
«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+»
поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«-»
поставьте «-» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» делали зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы было обсуждение.
Тема: "Сказки".
Цель урока: знакомство с жанровыми особенностями сказок.
На стадии вызова учащимся предлагалось в течение 3-5 минут записать все, что знают или им кажется, что знают, о сказках. Важно записать все, что придет на ум. Работа проводилась в парах.
- Повернитесь друг к другу и спросите, что вы знаете или думаете, что знаете о сказках, вы могли бы спросить друг друга, какие бывают сказки, какие слова чаще встречаются в сказках, как строится сказка, какие герои бывают в сказках.
- Запишите все идеи, даже разногласия. (Этот прием называется "список известной информации"). Далее - групповая работа.
- Поделитесь своими знаниями в группе, уточните свою позицию.
- Поделитесь информацией с классом. (Все версии учитель записывал на доске. активизировал мыслительную деятельность вопросами:
- Всегда ли сказка называлась сказкой?
- Как определить, к какой группе сказок относится выбранная?
- Почему главному герою помогают, он заслуживает эту помощь?
- Почему герой всегда побеждает?
- Какие события происходят в основной части?
- Сказки развлекают или воспитывают?)
После обсуждения объем информации увеличился, количество разногласий - тоже. Учащимся было предложено прочитать статью, которая прояснит ситуацию.
Смысловая стадия. Подготовка к чтению. Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. (Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею).
Сказки.
Если подобрать к слову "сказка" однокоренные слова, то получим: сказка - сказывать - рассказывать. То есть сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном. Слово «сказка» как утверждают ученые, существует недолго. В Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок - "баснь", "байка", от глагола "баять", а сказочников называли "бахарями".
Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных главными персонажами, естественно, являются животные. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные - добрые помощники героя. В этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В бытовых сказках основные персонажи тоже люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Подробнее поговорим о волшебной сказке. Это мир сказочной фантастики. В выдуманном тридевятом царстве, в тридевятом государстве живут и действуют необычные герои. Есть герои как будто из реальной жизни: люди, животные, но и они обладают в сказке особыми фантастическими свойствами: необыкновенной силой, способностью оборачиваться, мгновенно преодолевать огромные расстояния, выполнять в заданный срок невыполнимое и многое другое. Волшебные сказки обычно длинные. Там всегда есть главный герой, у него всегда есть противник. Противник и делает жизнь героя трудной, создает ему препятствия, которые, кажется, и не преодолеть. Но сказка добра, и поэтому в ней всегда есть силы, которые помогут герою. Cказка не только добра, но и справедлива. Чудесный дар герой должен заслужить. Чем же заслужить? Прежде всего добронравием. Все волшебные сказки имеют зачин - эта часть сказки всегда обозначает место действия и знакомит с некоторыми героями. Для этого существуют сказочные формулы начала. "За тридевять земель, в тридевятом царстве жил-был царь с царицею..., "В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха" - вот два примера зачинов волшебной сказки. В них подчеркнуты сказочные формулы. Все волшебные сказки имеют концовку. Любая сказка имеет счастливый конец. Для этой композиционной части тоже сказочные формулы. "И стали жить, поживать, добра наживать". Основная часть в разных волшебных сказках тоже строится однотипно. Волшебная сказка - это история о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сам рассказ о волшебных приключениях героев обычно содержит несколько частей: 1) появление препятствия или трудностей, которые герой должен преодолеть, 2) обретение волшебного помощника или чудесного свойства; 3) преодоление трудностей. Мир волшебных сказок при всей его фантастичности отражает мир людей, которые ее рассказывали и слушали. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. Это и мир справедливости.
Сказка незаметно, но постоянно учит. Учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам. После того, как учащиеся закончили чтение статьи и сделали необходимые пометки, учитель просит сравнить полученную информацию с первоначальными версиями. Учащиеся составляют в тетради таблицу, обобщая полученную информацию. В соответствующих графах тезисно записывается информация, выделенная указанными значками при чтении статьи.
Стадия рефлексии. Работа с классом. Учащиеся озвучивают таблицы, учитель вносит необходимые исправления в список информации, который появился на стадии вызова. Основой для беседы с классом стали вопросы:
- Какие идеи подтвердились?
- Что оказалось новым?
- Какие позиции не совпали?
- Что хотели бы узнать о сказках?
Урок закончился проблемным вопросом, на который статья не дает ответа.
(Задача учителя - подсказать учащимся другие источники информации, порекомендовать ознакомить с литературой по теме. Это и стало домашним заданием).
- Упражнение «От обратного» - детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……
- Упражнение «Синквейн»
- Составление словаря по тексту произведения
- Написание сочинений
- Исследование по отдельным вопросам
- уровень восприятия художественного текста;
- речевое развитие;
- применение навыков критического мышления в жизни.
- диагностика уровня восприятия художественного текста;
- диагностика речевого развития (тестовые задания по чтению центра оценки качества образования Институт содержания и методов обучения РАО);
- анкетирование учащихся.
- выявление умения отвечать на поставленные вопросы;
- выявление умения ставить вопросы к тексту произведения.
1. Умение оценивать героя 1 балл
2. Понимание причин поступков героев
- с опорой на житейское представление 1 балл
- с опорой на произведение 2 балла
3. Умение определять последствия поступков персонажей 2 балла
4. Умение увидеть смену отношения 1 балл
5. Понимание главной мысли 3 балла
Результаты ответов на вопросы были сведены в таблицу 1, по итогам которой можно сделать следующие выводы:
-
о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;
-
способность учащихся, верно, определять последствия поступков персонажей произведения;
- учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Сравнивая результаты по этому умению учащихся 2 и 3 класса, виден некоторый спад результатов, это можно компенсировать тем, что учеников 3 класса больше стали интересовать причины поступка героя с опорой на само произведение;
-
по уровням восприятия художественного текста видно, что 65 % учеников 4 класса находятся на высоком уровне.
- умение исключать лишнее;
- словесно - логическое мышление;
- умение обобщать;
- умение анализировать;
Уровень развития мышления определялся в баллах:
Уровень
Кол-во баллов
Высокий
90 и больше
Возрастная норма
70-89
Приближен к норме
50-69
Низкий
30-49
Результаты исследования учащихся за 2 года обучения сведены в таблицу:
Уровень развития
2 класс
3 класс
Высокий
14, 3 %
14, 3 %
Норма
66,7 %
66, 7%
Близкий к норме
14,3 %
19 %
Низкий
4.7 %
--------- Сравнительный анализ данных показал, что к концу 3 класса количество учащихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме остаётся стабильным. Среди учащихся 3 класса нет низкого умственного развития. Их умственное развитие стало близким к норме. Уровень развития критического мышления изучался приёмами составление кластера и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно - следственные связи оценивалось по уровням:
Уровень
Параметры
Баллы
Допустимый
Полное отражение темы в кластере и установление причинно - следственных связей
10 баллов
Средний
Н неполное отражение темы в кластере и установление причинно - следственных связей
7-9 баллов
Низкий
Неумение устанавливать причинно - следственные связи
Меньше 7 баллов
Развитие умения работать с информацией представлены в процентном
соотношении за 2 и 3 классы в таблице:
Уровень развития
Умение систематизировать материал
Умение устанавливать причинно-следственные связи
2 класс
3 класс
2 класс
3 класс
Допустимый
8уч. 36,4%
12уч.54,6%
9уч. 40,9%
15уч.68,2%
Средний
9уч. 40,9%
7уч. 31,8%
8уч. 36,4%
5уч. 22,7%
Низкий
5уч. 22,7%
3уч. 13,6%
5уч. 22,7%
2уч. 9,1%
Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи. Наряду с данными методиками нами был применён такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение. Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Включённое наблюдение считается эффективным так, как исследователь - учитель активно участвует в деятельности наблюдаемых. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Применение приемов ТРКМЧП позволило повысить интерес учащихся класса к литературному чтению, повысить уровень речевого развития, научить проводить рефлексию своей деятельности. Для того, чтобы узнать мнение детей об уроках чтения было проведено анкетирование учащихся. Детям предлагалось ответить на шесть вопросов, среди которых были вопросы, касающиеся урока чтения. 96% учащимся класса нравятся уроки чтения, так как они узнают новое, читают интересные сказки и рассказы, выполняют много творческих заданий; 60% - отметили, что ничего не хотят менять в уроках чтения, а 14% - хотят, чтобы уроки чтения стали продолжительнее по времени. Исходя, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: ученики класса отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств и конкретные события, описанные в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Учащиеся, правильно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей, уже к третьему классу учащиеся стали понимать идею произведения.
Заключение. Наша школа, как и все общество, находится в кризисном состоянии. Даже если отвлечься от экономических проблем, которые нам неподвластны, есть чисто педагогические проблемы концептуального плана, решение которых действительно зависит от нас. 1. Методы обучения. До сих пор в наших школах в условиях классно-урочной системы приоритет остается за объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами, которые адекватно соотносятся со структурой деятельности учителя и учащихся на уроке: введение нового материала (учителем), его закрепление (под руководством учителя), воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей. В соответствии с определившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ изгоняются с урока. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах. Думается, в нашей власти шире и смелее внедрять такие подходы к обучению, которые основываются на методике сотрудничества, на методе проектов, на разноуровневом обучении, отражающих личностно-ориентированный подход в обучении. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека. 2. Организационные формы обучения. В обозначенных здесь тенденциях (да и в тех, что не нашли отражения в данной работе) все более очевидным становится тот факт, что классно-урочная система занятий как единственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в группах, работа над проектами не может уложиться в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий. Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
- изменить отношение детей к уроку чтения (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);
- повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности
Список использованной литературы
- Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып.2. - 94 c.
- Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы//Директор школы. 1995. N 1.- C.67-73.
- Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. - С.29-34.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - Красноярск: 2001. - 102 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб : Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. - 192 с.
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4.- C.66-72.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.- 173 c.
- Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. - М.: Знание. 1982.- 87с.
- Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения//Директор школы. 1995. N 2.- C.50-55.
- Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Изд. 2-е. - СПб.: Образование и культура, 1997. - 304 с.
- Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. - C.83-89.
- Мередит К., Стил Дж. Л., Темпл Ч. Критическое мышление. Пос. 1-VIII//Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для Критического мышления».- М.: Изд-во «ИОО». - 1997-1999.
- Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.-73с.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление//Методист. 2002. N 2.- C.30-35.
- Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000 / zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003.- С. 97-110.
- Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. 2003 / rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
- Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность //Перемена. 2005. № 2. - С.15-20.
- Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века.- Харьков: Ун-т внутр. дел., 1999.- 40 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. - 503 с.
Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления
Critical Thinking criticalthinking.org/ Библиотека PsyFactor psyfactor.org/lybr7.htm
Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо
ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
peremena.kg/index.php?pid=12
69