Статья из опыта работы Актуальность и необходимость формирования УУД у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность и необходимость формирования универсальных учебных действий младших школьников


Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основа всех этих качеств закладывается в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет не только успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, но и ее развитие, становление. Поэтому перед современной начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в рамках ФГОС определяется тремя взаимодополняющими положениями 1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. 2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. 3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в контексте усвоения разных предметных дисциплин, во внеурочной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Так как каждый предмет уже направлен на формирование УУД, необходимо найти такие мотивационные элементы, чтобы детям было интересно. Таким инструментом и может стать в нашей работе мультипликация. Почему бы не использовать то, что близко любому ребенку и затрагивает личностный аспект наиболее масштабно, нежели другие виды работ по формированию УУД, более способствующие развитию логических действий учащихся. По своей мотивационной наполненности, такого рода работа близка к игровой деятельности, с характерной для нее актуализацией личностных мотивов, инициативным поведением учеников и активным взаимодействием ребенка и взрослого. Эмоционально- положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.


© 2010-2022