Доклад на РМО Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках математики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организации учебной исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках математики


В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Для организации учебной исследовательской деятельности учащихся, как и любой другой деятельности, необходимо хорошо представлять себе те структурные внутренние компоненты, из которых состоит эта деятельность.

Классификация видов учебной исследовательской деятельности по наиболее значимым дидактическим признакам

1. По дидактическим целям:

а) для изучения нового материала;

б) для повторения изученного;

в) для систематизации и обобщения изученного;

г) для развития исследовательских умений и навыков;

д) для контроля знаний, умений и навыков.

2. По затраченному времени:

а) кратковременная;

б) часовая;

в) длительная.

3. По организационной форме:

а) фронтальная;

б) в группах;

в) индивидуальная.

4. По типу исследования:

а) теоретическая;

б) практическая (экспериментальная).

5. По содержанию деятельности:

а) по обобщенным планам;

б) с текстом учебника (или дополнительной литературы);

в) экспериментальные задачи.

Один из компонентов учебной исследовательской деятельности - исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных и практических умений, необходимых для самостоятельного проведения исследования.

Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

Критерий/ Уровни

Практичность в реализации исследования

Мотивированность исследовательской деятельности

Проявление креативности в исследователь

ской деятельности

Самостоятельность в осуществлении исследовательской деятельности

Исходный

Нет знаний и конкретных умений

Низкая

Действия по аналогии

Только под руководством

Начальный

Первоначальные знания и элементарные умения

Преобладают внешние процессы

Коллективное творчество

Частичная индивидуальная самостоятельность

Продуктивный

Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования

Внешние и внутренние мотивы к исследованию

Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результаты

Некоторые этапы учебного исследования может осуществлять самостоятельно

Креативный

Умения, связанные с определением темы, цели, задач учебного исследования, использованием доступных методов, поиском информации в библиотеке и Интернете, приемами ее фиксации и обработки, составлением графиков, схем, рисунков, представлением результата исследования, его анализом и оценкой

Устойчивые внутренние познавательные мотивы

Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результата, высказывать много идей для решения проблем, смотреть на проблему с новой позиции

Практически все этапы учебного исследования может реализовать самостоятельно

Учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:

- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

- применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Наиболее полно приемы умственной деятельности такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи.

Проанализируем математические задачи программы начальной школы и произведем следующее условное разделение их на два типа, взаимно дополняющих друг друга.

1 тип - стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т. п.)

2 тип - задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений.

Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы как раз и способствует формированию научного стиля мышления. Кроме того, задачи второго типа способствуют формированию исследовательских умений в ходе обучения математике в начальной школе.

Приведем примеры таких задач

1. Определенный интерес представляют двухкомпонентные задания, с помощью которых вводятся новые понятия. Большей частью новые понятия формируются в процессе поиска ответа к поставленной задаче на основе наблюдения вводимых новых объектов и описания наблюдаемых свойств, их первоначального анализа. В учебнике первого класса таким образом вводятся важнейшие геометрические понятия: ломаной, прямоугольника, квадрата.

Роль наблюдений существенна при принятии решения о выборе метода решения задачи, она тесно связана с математической интуицией обучающихся и зависима от наглядности предъявляемых объектов. С помощью наблюдений над результатами выполняемых действий учащиеся подводятся к усвоению приемов поиска закономерностей в числовых последовательностях. На этой связи построены двухкомпонентные задания, одной из частей которых служит алгоритмическое задание, а второй частью - исследовательское по обнаружению характера зависимости между величинами.

Пример 1. (1 класс) Увеличивай число 23 на 1 десяток, на 2 десятка, 3 десятка, 4 десятка. Наблюдай, какая цифра будет изменяться. Запиши числовые равенства.

2. Большое значение для последующего интеллектуального формирования личности имеют задачи на выделение существенных признаков объекта, поиск сходства и отличия нескольких объектов. Тем самым осуществляется пропедевтика умений классифицировать объекты по выбранному основанию. Для составления таких задач авторы привлекают как арифметические, так и геометрические объекты.

Пример 2. (3 класс) Вычисли значения выражений. По какому признаку выражения разбили на две группы?

64:4 91:13

72:6 72:18

51:3 92:23

Учащиеся могут выделить следующие признаки: по величине делителя (однозначное или двузначное число); по величине частного (двузначное или однозначное число).

3. Не менее важны и задачи, формирующие умения обобщать факты, обнаруживать общие правила, т.е. подводящие к задачам на формирование обобщенного способа действий.

Пример 3. (3 класс) Разгадай правило, по которому записан каждый ряд чисел, и продолжи его:

а) 123, 246, 492, 984, …

б) 15, 75, 375, 1875,…

в) 3020, 3220, 3420, 3620,…

Пример 4. (3 класс) Какую закономерность ты заметил в построении ряда чисел: 3545, 3550, 3555, 3560, 3565,…? Продолжи ряд по тому же правилу. Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5?

4. К задачам, формирующим исследовательские умения, можно отнести и задания на конструирование математических объектов: новых фигур, уравнений, неравенств, сюжетных задач, схем к сюжетным задачам.

Пример 5. (1класс) Придумай выражения, в которых уменьшаемое равно 9, и найди их значения.

Пример 6. (1класс) В одном альбоме 48 марок, в другом 37. Поставь вопросы к данному условию. Запиши решение каждой задачи выражением. Вычисли значения этих выражений.

Пример 7. (3 класс) Составь верные равенства на деление, в которых:

а) делитель - двузначное число, а значение частного - трехзначное число;

б) делитель - однозначное число, значение частного - трехзначное число;

в) делитель - трехзначное число, значение частного - однозначное число.

К числу заданий исследовательского характера могут быть отнесены:

- фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

- софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);

- игры типа «Кто первым получит 50» и т. п.

Исследовательский характер этих заданий относится к разгадыванию способа выполнения фокуса или к выработке выигрышной стратегии игры.

Из личного опыта работы по использованию заданий

исследовательского характера


В процессе работы по образовательной программе «Планета Знаний» на уроках математики мною были определены следующие задачи:

1) определить причины трудностей, которые испытывают дети, при выполнении заданий исследовательского характера;

2) систематизировать задания исследовательского характера и апробировать их в самостоятельной практической деятельности.

Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а также задаваться на дом. Например, на этапе актуализация опорных знаний можно использовать задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», задачи на комбинаторные действия.

На этом этапе для устного счета использую подготовительные упражнения - задачи на развитие логики, алгебраического и математического мышления, а также задачи на смекалку,

такие как:

1. Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?

2. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? (На дубе сливы не растут.)

3. По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы.)

4. На поляну, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улитках хватит грибов, если они не хотят иметь соседей? (Не всем.)

Данный этап урока можно назвать «математическая разминка». Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть.

На этапе открытие новых знаний я часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой учащимся сначала предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно. Возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск решения задания, а затем задаются следующие вопросы:

- Справился ли ты с этим заданием?

- Умеешь ли ты выполнять данные действия?

- Что нового в вычислениях?

- Какие затруднения возникли при выполнение данного задания?

Учащиеся объясняют, удалось ли им выполнить данные задания, как они это сделали, какие трудности возникли. Тем самым они сами находят поиск решения данной проблемы.

На этапе закрепления материала я использую логические задачи, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а также решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц, работа с линейными и столбчатыми диаграммами, определение истинности и ложности высказываний и т. д.

Часто на уроках я использую опережающие задания поискового характера для группы сильных учащихся. Так, например, предлагаю не только решить неравенства, состоящие из двух примеров, но и самим придумать такие задания, а также решение задач, в которых нужно подобрать значения переменных.

Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1) исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера;

2) при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Таким образом, организационно- педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, найти факторы, пути и средства научного анализа и т. д.).



Литература:

1. Антоненко Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики Начальная школа 2011 №4 - С. 45-47

2. Алексеев Н. Г. , Леонтович А. В, Обухов Л. Ф. Исследовательская работа школьников - 2012. - С. 24-33

3. Тимофеева В. П. Исследовательская работа в начальной школе. Начальная школа 2012 г. №2. -С. 78-81

4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников М.: Изд. дом «Федоров» 2011










Доклад на РМО учителей начальных классов


«Организации учебной исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках математики»








Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Белбажская основная школа»

Жемчугова Ольга Фёдоровна










2015 г.

© 2010-2022