Урок по окружающему миру на тему: Разнообразие веществ ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Урок по окружающему миру в 3 классе.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Разнообразие веществ».

Цель: познакомить детей с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, научить правильно пользоваться этими веществами.

Задачи:

Предметные:

-объяснять значение слов «химия», « поваренная соль», « крахмал», «кислота». -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; - описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; - работать со взрослыми: различать сахар,. соль, крахмал по характерным признакам: Регулятивные: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение . Коммуникативные: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.

Личностные: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

Продолжительность: 45мин.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Средства обучения:

1. Рисунок кухни на доске;

2. Для опыта (у учителя: соль, сахар, крахмал, кислота (лимонная и уксусная);

3. Для опыта (у детей): картофель, яблоко, морковь, перец (все нарезано по кусочкам), раствор йода, пипетка;

4. Презентация к уроку;

5. Проекционная система и компьютер.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
    Возможно, есть классы и лучше и краше.
    Но пусть в нашем классе вам будет светло.
    Пусть будет уютно и очень легко!
    Поручено нам вас сегодня встречать.
    Начнём же урок, не будем зря время терять.

  1. - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Слайд 1,2. (планета Земля в космосе). - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.( глаза откройте, пожалуйста). Это - Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продол-жалось вечно, поэтому вы, будущее поколение, должны уже сейчас задуматься о том, как сохранить нашу голубую планету, как преумножить её богатства, чтобы сохранить всё живое на Земле!

- Что подразумевается под всем живым? (Живые организмы: животные, растения, люди.)

- Что необходимо для жизни? Для жизни нам необходимо солнце, чистый воздух и чистая вода.

-А что же такое воздух и вода мы вспомним, решив кроссворд, который для нас приготовил попугай Вопросик.

  1. Повторение изученного.

Слайд 3.

- Вспомните значение ранее изученных терминов и отгадайте кроссворд:

2

7

5

3


4

8

1

6











  1. Первая ступень познания. (Восприятие),

  2. Крошечные организмы.( Бактерии)

  3. Совокупность людей, объединенных формами совместной жизни и деятель-ности. (Общество).

  4. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)

  5. Как называются огромные группы, на которые делят все живое? (Царства)

  6. Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело)

  7. Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной. (Заповедник)

  8. Население государства, жители страны. (Народ)

- Какое слово получилось в выделенной строке кроссворда? (Вещества)

5.Проверка домашнего задания. Слайд 4.

Фронтальная работа.

- Что такое вещества? (это то, из чего состоят тела.)

- Из чего состоят вещества? (вещества состоят из частиц)

- Что можете сказать о частицах? (частицы это молекулы и атомы ,они очень мелкие их нельзя увидеть глазами)

- Какие вещества бывают? (вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные).

6. Работа по теме.

1). Лекция с элементами беседы.

На свете очень много веществ. Известно несколько миллионов веществ.

Поэтому тема нашего урока : «Разнообразие веществ» Слайд 5. и открытие темы урока на доске.

Вещества изучает особая наука - химия. (Открыть слово на доске.) А сегодня мы отправимся на кухню.

Слайд 6.

- Какое вещество нам встретилось первым, узнаете из загадки:

Меня не едят -

И без меня мало едят. (Соль) Слово на доске - соль

Слайд 7.

Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Её добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще её добывают из вод соленых морей и их отмелей - солончаков.(открыть слово на доске).

Есть еще одно вещество, с которым мы встречаемся на кухне, отгадайте:

Я бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал -

Там и пропал. (Сахар)-(открыть слово на доске)САХАР

По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус? Сладкий вкус сахара - главное его свойство. Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок березы. И только в начале 19в. в России были построены заводы, которые делали сахар из сахарной свёклы.

Во фруктах содержится фруктовый сахар, который называют фруктозой, в молоке - молочный сахар.

Глюкоза - еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений. Очень много глюкозы в винограде. Слайд 8.

- Какое еще вещество можно встретить на кухне, которое очень похоже на соль и сахар, но многим оно не знакомо. (Крахмал) Слайд 9.

Его обычно используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах, а в каких именно мы узнаем проведя практическую работу.

7. Практическая работа по группам. Слайд 10.

Задание:

  1. С помощью раствора настойки йода определите в каких продуктах, лежащих у вас на столе, есть крахмал.

- А как это можно определить, мы прочитаем в учебнике на странице 43, первый абзац.

  1. Результаты исследования запишите в тетради на стр. 26.

  2. Докладывает желающий из каждой пары.

6. Физкультминутка: Слайд 11.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас -

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!!!!!!!!!

7. Работа по теме.

1) Кислоты (лекция учителя).

- Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне - это кислоты. ( открыть слово на доске). Слайд 12.

Каждому знаком вкус лимона. Такой вкус ему придает лимонная кислота. Показ на доске .

В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля - щавелевая кислота.

Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота.

- Какое общее свойство этих веществ? (Кислый вкус).

- Можно ли пробовать любую кислоту на вкус? Почему?

На кухне вы можете встретить и такую кислоту - уксусную. Слайд 13.

Её используют только в разбавленном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться! Интересные факты из природы:Слайд14.

- Для закрепления того что вы услышали на уроке , я хочу предложить вам поработать с карточками, на которых вам нужно соединить стрелочками правильные ответы. Подпишите свои листочки и приступайте к работе: (Шторка) пульт.


Название вещества


Главное свойство вещества


Где встречаются, содержатся

С а х а р

Кислый вкус

В молоке, яблоках, муравьях.

С о л ь

Сладкий вкус

В морской воде, под землёй

К и с л о т а

Солёный вкус

В фруктах, мёде, сахарной свёкле, тростнике

Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Они выпадают вместе с дождем на землю, такие дожди называют кислотные.

Слайд 15

О кислотных дождях нам расскажут ваши друзья, они подготовили небольшие сообщения: "Кислотный дождь" - обозначает явление выпадения Вредных осадков. Источниками возникновения кислотных дождей являются как природные процессы, так и деятельность человека, в первую очередь выбросы диоксида серы и оксидов азота при сжигании ископаемого и моторного топлива. После попадания в атмосферу вредные выбросы могут возвращаться в окружающую среду в разных видах: в виде дождя, снега, тумана, росы. Так как вода, содержащая кислоты попадает на растительность и на землю, она причиняет вред большому количеству животных и растений. Кислотные дожди приводят к закислению озёр и ручьёв, наносят ущерб деревьям (особенно в горах), изменяют кислотный состав почв, кислотные дожди ускоряют коррозию строительных материалов и красок, воздействуют на исторические здания, статуи и другие объекты культурного наследия человека. А до того, как пыль осядет на землю, частицы диоксида серы, нитраты и их производные вносят свою лепту в уменьшение прозрачности воздуха, при этом представляя опасность для здоровья. Кислотные дожди по вкусу, цвету и запаху совершенно не отличаются от обычного дождя. Кислотные дожди наносят вред человеку не напрямую. Однако, загрязняющие вещества, являющиеся причиной кислотного дождя, наносят вред здоровью человека. Эти газы взаимодействуют в атмосфере, формируя опасные соединения, которые могут переноситься по воздуху на огромные расстояния и попадать глубоко в лёгкие человека путём их вдыхания. Это способствовало увеличению заболеваемости и преждевременной смерти от сердечных и лёгочных заболеваний, например астмы и бронхитов.

Вывод: Земля - наш дом! Разве не заслуживает она нашей любви, заботы, внимания, чтобы уберечь ее от разрушения, истощения и гибели. Наша планета серьезно больна: люди рубят леса, загрязняют реки, озера, травят пестицидами почву, выбрасывают мусор в неположенном месте, т.е. всем этим убивают кормилицу Землю! Поэтому каждый из нас должен стать хоть ненадолго экологом, чтобы сохранить нашу планету! Ведь неслучайно 2013 год назван годом Экологии!!!

Стихи о природе читают учащиеся:

Ученик 1
Кто не любит на природе,
провести часок - другой.
При хорошей, при погоде,
так не хочется домой.

Ученик2

У реки, в лесу и в поле,
можно время провести.
Только так, чтобы природе,
нам урон не нанести.

Ученик 3
Только так, чтоб на поляне,
где зеленая трава.
Вдруг не выросла бы свалка,
из бумаги и стекла.

Ученик 4

Чтоб в реке не мусор плавал,
а карась, налим, сазан.
Чтоб никто природу нашу,
никогда не обижал.

Ученик 5
Взрослым и детям давно пора знать
Что для природы важнее всего
Это везде чистоту соблюдать
И больше не надо почти ничего.

Ученик 6
Мусору - свалки, а птице - гнездо

Белкам и зайцам - леса и поля
Не загрязняй никогда ничего

И будет тебе благодарна Земля! Слайд 16.

Учитель:

-На этом я хотела бы закончить наш урок


  1. Подведение итогов урока. Слайд 17

- С какими веществами мы сегодня познакомились на уроке? ( Сахаром, солью, крахмалом и кислотами)

- Где мы их встречаем каждый день? (На кухне)

- С какими из этих веществ мы должны быть предельно осторожными? (Кислотами)

Выводы: Вещества очень разнообразны. Не все вещества можно пробовать на вкус. Лучше избежать опасности, чем встретиться с ней лицом к лицу.

- Оцените сегодняшний урок

(Карточки рефлексии).

Оценки - озвучить


  1. Домашнее задание

  2. Слайд 18

  1. Учебник с. 43-45, ответить на вопросы

  2. Составить описание вещества по плану с.44

Слайд 19. Резервное задание.



© 2010-2022