- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему: Разнообразие веществ ( 3 класс)
Урок по окружающему миру на тему: Разнообразие веществ ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жидкова Е.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8
Урок по окружающему миру в 3 классе.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Разнообразие веществ».
Цель: познакомить детей с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, научить правильно пользоваться этими веществами.
Задачи:
Предметные:
-объяснять значение слов «химия», « поваренная соль», « крахмал», «кислота». -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; - описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; - работать со взрослыми: различать сахар,. соль, крахмал по характерным признакам: Регулятивные: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение . Коммуникативные: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.
Личностные: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
Продолжительность: 45мин.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Средства обучения:
1. Рисунок кухни на доске;
2. Для опыта (у учителя: соль, сахар, крахмал, кислота (лимонная и уксусная);
3. Для опыта (у детей): картофель, яблоко, морковь, перец (все нарезано по кусочкам), раствор йода, пипетка;
4. Презентация к уроку;
5. Проекционная система и компьютер.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать.
Начнём же урок, не будем зря время терять.
-
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Слайд 1,2. (планета Земля в космосе). - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.( глаза откройте, пожалуйста). Это - Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продол-жалось вечно, поэтому вы, будущее поколение, должны уже сейчас задуматься о том, как сохранить нашу голубую планету, как преумножить её богатства, чтобы сохранить всё живое на Земле!
- Что подразумевается под всем живым? (Живые организмы: животные, растения, люди.)
- Что необходимо для жизни? Для жизни нам необходимо солнце, чистый воздух и чистая вода.
-А что же такое воздух и вода мы вспомним, решив кроссворд, который для нас приготовил попугай Вопросик.
-
Повторение изученного.
Слайд 3.
- Вспомните значение ранее изученных терминов и отгадайте кроссворд:
2
7
5
3
4
8
1
6
-
Первая ступень познания. (Восприятие),
-
Крошечные организмы.( Бактерии)
-
Совокупность людей, объединенных формами совместной жизни и деятель-ности. (Общество).
-
Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)
-
Как называются огромные группы, на которые делят все живое? (Царства)
-
Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело)
-
Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной. (Заповедник)
-
Население государства, жители страны. (Народ)
- Какое слово получилось в выделенной строке кроссворда? (Вещества)
5.Проверка домашнего задания. Слайд 4.
Фронтальная работа.
- Что такое вещества? (это то, из чего состоят тела.)
- Из чего состоят вещества? (вещества состоят из частиц)
- Что можете сказать о частицах? (частицы это молекулы и атомы ,они очень мелкие их нельзя увидеть глазами)
- Какие вещества бывают? (вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные).
6. Работа по теме.
1). Лекция с элементами беседы.
На свете очень много веществ. Известно несколько миллионов веществ.
Поэтому тема нашего урока : «Разнообразие веществ» Слайд 5. и открытие темы урока на доске.
Вещества изучает особая наука - химия. (Открыть слово на доске.) А сегодня мы отправимся на кухню.
Слайд 6.
- Какое вещество нам встретилось первым, узнаете из загадки:
Меня не едят -
И без меня мало едят. (Соль) Слово на доске - соль
Слайд 7.
Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Её добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще её добывают из вод соленых морей и их отмелей - солончаков.(открыть слово на доске).
Есть еще одно вещество, с которым мы встречаемся на кухне, отгадайте:
Я бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там и пропал. (Сахар)-(открыть слово на доске)САХАР
По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус? Сладкий вкус сахара - главное его свойство. Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок березы. И только в начале 19в. в России были построены заводы, которые делали сахар из сахарной свёклы.
Во фруктах содержится фруктовый сахар, который называют фруктозой, в молоке - молочный сахар.
Глюкоза - еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений. Очень много глюкозы в винограде. Слайд 8.
- Какое еще вещество можно встретить на кухне, которое очень похоже на соль и сахар, но многим оно не знакомо. (Крахмал) Слайд 9.
Его обычно используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах, а в каких именно мы узнаем проведя практическую работу.
7. Практическая работа по группам. Слайд 10.
Задание:
-
С помощью раствора настойки йода определите в каких продуктах, лежащих у вас на столе, есть крахмал.
- А как это можно определить, мы прочитаем в учебнике на странице 43, первый абзац.
-
Результаты исследования запишите в тетради на стр. 26.
-
Докладывает желающий из каждой пары.
6. Физкультминутка: Слайд 11.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас -
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!!!!!!!!!
7. Работа по теме.
1) Кислоты (лекция учителя).
- Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне - это кислоты. ( открыть слово на доске). Слайд 12.
Каждому знаком вкус лимона. Такой вкус ему придает лимонная кислота. Показ на доске .
В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля - щавелевая кислота.
Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота.
- Какое общее свойство этих веществ? (Кислый вкус).
- Можно ли пробовать любую кислоту на вкус? Почему?
На кухне вы можете встретить и такую кислоту - уксусную. Слайд 13.
Её используют только в разбавленном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться! Интересные факты из природы:Слайд14.
- Для закрепления того что вы услышали на уроке , я хочу предложить вам поработать с карточками, на которых вам нужно соединить стрелочками правильные ответы. Подпишите свои листочки и приступайте к работе: (Шторка) пульт.
-
Название вещества
Главное свойство вещества
Где встречаются, содержатся
С а х а р
Кислый вкус
В молоке, яблоках, муравьях.
С о л ь
Сладкий вкус
В морской воде, под землёй
К и с л о т а
Солёный вкус
В фруктах, мёде, сахарной свёкле, тростнике
Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Они выпадают вместе с дождем на землю, такие дожди называют кислотные.
Слайд 15
О кислотных дождях нам расскажут ваши друзья, они подготовили небольшие сообщения: "Кислотный дождь" - обозначает явление выпадения Вредных осадков. Источниками возникновения кислотных дождей являются как природные процессы, так и деятельность человека, в первую очередь выбросы диоксида серы и оксидов азота при сжигании ископаемого и моторного топлива. После попадания в атмосферу вредные выбросы могут возвращаться в окружающую среду в разных видах: в виде дождя, снега, тумана, росы. Так как вода, содержащая кислоты попадает на растительность и на землю, она причиняет вред большому количеству животных и растений. Кислотные дожди приводят к закислению озёр и ручьёв, наносят ущерб деревьям (особенно в горах), изменяют кислотный состав почв, кислотные дожди ускоряют коррозию строительных материалов и красок, воздействуют на исторические здания, статуи и другие объекты культурного наследия человека. А до того, как пыль осядет на землю, частицы диоксида серы, нитраты и их производные вносят свою лепту в уменьшение прозрачности воздуха, при этом представляя опасность для здоровья. Кислотные дожди по вкусу, цвету и запаху совершенно не отличаются от обычного дождя. Кислотные дожди наносят вред человеку не напрямую. Однако, загрязняющие вещества, являющиеся причиной кислотного дождя, наносят вред здоровью человека. Эти газы взаимодействуют в атмосфере, формируя опасные соединения, которые могут переноситься по воздуху на огромные расстояния и попадать глубоко в лёгкие человека путём их вдыхания. Это способствовало увеличению заболеваемости и преждевременной смерти от сердечных и лёгочных заболеваний, например астмы и бронхитов.
Вывод: Земля - наш дом! Разве не заслуживает она нашей любви, заботы, внимания, чтобы уберечь ее от разрушения, истощения и гибели. Наша планета серьезно больна: люди рубят леса, загрязняют реки, озера, травят пестицидами почву, выбрасывают мусор в неположенном месте, т.е. всем этим убивают кормилицу Землю! Поэтому каждый из нас должен стать хоть ненадолго экологом, чтобы сохранить нашу планету! Ведь неслучайно 2013 год назван годом Экологии!!!
Стихи о природе читают учащиеся:
Ученик 1
Кто не любит на природе,
провести часок - другой.
При хорошей, при погоде,
так не хочется домой.
Ученик2
У реки, в лесу и в поле,
можно время провести.
Только так, чтобы природе,
нам урон не нанести.
Ученик 3
Только так, чтоб на поляне,
где зеленая трава.
Вдруг не выросла бы свалка,
из бумаги и стекла.
Ученик 4
Чтоб в реке не мусор плавал,
а карась, налим, сазан.
Чтоб никто природу нашу,
никогда не обижал.
Ученик 5
Взрослым и детям давно пора знать
Что для природы важнее всего
Это везде чистоту соблюдать
И больше не надо почти ничего.
Ученик 6
Мусору - свалки, а птице - гнездо
Белкам и зайцам - леса и поля
Не загрязняй никогда ничего
И будет тебе благодарна Земля! Слайд 16.
Учитель:
-На этом я хотела бы закончить наш урок
-
Подведение итогов урока. Слайд 17
- С какими веществами мы сегодня познакомились на уроке? ( Сахаром, солью, крахмалом и кислотами)
- Где мы их встречаем каждый день? (На кухне)
- С какими из этих веществ мы должны быть предельно осторожными? (Кислотами)
Выводы: Вещества очень разнообразны. Не все вещества можно пробовать на вкус. Лучше избежать опасности, чем встретиться с ней лицом к лицу.
- Оцените сегодняшний урок
(Карточки рефлексии).
Оценки - озвучить
-
Домашнее задание
-
Слайд 18
-
Учебник с. 43-45, ответить на вопросы
-
Составить описание вещества по плану с.44
Слайд 19. Резервное задание.