Комбинированный урок Тема «Топонимика. Почему мы так называем?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№ 14

Комбинированный урок 3 «Б» класс

Комбинированный урок Тема «Топонимика. Почему мы так называем?»Т О П О Н И М И К А




Учитель: Лавочникова Г.Н.

. 2002-2003 уч. год

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ.

Комбинированный урок Тема «Топонимика. Почему мы так называем?»

Цель: показать, что географические названия - свидетельства прошлого; разобрать способы образования топонимов.

Развивать познавательный интерес учащихся, обогащать словарь

Воспитывать бережное отношение к историческим названиям, как залог сохранения

национальных традиций.

Оборудование: географическая, историческая карты, карта области у детей, учебник, рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, тест, условные знаки, ИКТ. карточки для индивидуальных ответов.

Ход урока

1 Организация класса

2. Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальная беседа. Три ученика - по карточкам

Что такое карта?

Чем историческая карта отличается от географической?

Что такое легенда карты?

Б) Игра - эстафета

Девочки выбирают условные знаки для географической карты, мальчики для исторической и прикрепляют их к картам

  1. Практическая работа по карте области

  2. Работа в парах.

Внимательно рассмотрите карту. Какая перед вами карта? (географическая карта Ростовской области)

Как догадались? (главный город Ростов -на- Дону, по цвету карты) Мысленно перенесемся в прошлое нашего края. Представьте, мы попали в год 1185 Какой это век? (на табло)

Отметим год на «ленте времени», (на доске отмечают)

Со времен Дикого поля наш край был местом бесконечных сражений. Храбро сражались люди за родную русскую землю. В 1185 году между реками Быстрая и Калитва произошла битва воинов князя Игоря. с половцами. Отметим на карте место сражения. Храбро сражались русские воины, но битва закончилась неудачно. Князь Игорь был взят в плен. Отмечаем на карте. Не смотря на поражение, слава о храбрости русских дшла до наших дней. В Белой Калитве на Караул-горе стоит памятник ( показать на стенде ) На нем высечены слова: «Воинам Игоревой рати-храбрым русичам 1185 года»

- Борьба за русскую землю длилась веками.

Перенесемся во времени в 18век. Найдите на карте г. Азов.

О чем говорит вам это название ? Рассказы детей о Азовских походах Петра I

  • Отметим на карте крепость Дон, место сражения.
  • Для чего царю нужна была эта крепость? (торговля с заморскими странами)
  • Отметим условными знаками, (торговые суда)
  • Какое прозвище было у Петра I ? Почему?

.) ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Групповая работа),

  • Кроме Петра 1 было много других исторических личностей. Часто им давали прозвища. Попробуйте по именам вспомнить прозвища
некоторых из них и запишите в пустые клетки. Прочитайте, Почему их так назвали ?

- Определите век в котором они жили командиры групп встаньте у доски с карточками в порядке возрастания чисел, (веков)

4 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • Дети, какое слово составили нам ребята у доски ?

Т О П О Н И М

  • Кто может объяснить значение этого слова ?
  • Г де мы можем узнать об этом ? ( в словаре )
(Ученики садятся на места, на доске карточки со словами): Т О П О Н И М Ы. ТОПОНИМИКА.

(Вызванный ученик читает толкование снова в словаре.)

  • Итак, топонимы - это ...

\ наука, изучающая топонимы называется топонимика Слово пришло к нам из греческого языка.
  • Ребята, где вы живете?

А где живут ваши родственники ?

  • Вы назвали конкретные населенные пункты. Значит, у каждого города, у каждой деревеньки есть, как и у человека, свое имя. т е., название.

Б) Постановка познавательной задачи.

  • Как появились названия ?

  • Кто их придумал ?

  • Есть ли такие названия в других местах ?

  • Какова их роль в жизни людей ?

В) Роль т о п о и и м о в жизни людей
  • В рассказе А.П Чехова "Ванька" мальчик написал дедушке письмо
  • Как он подписал конверт ? (На деревню дедушке. Константину Макарычу)
  • Как вы думаете, получит дедушка письмо ? Почему ?
  • Представьте на мгновение, что географические названия исчезли из вашей жизни. Что произойдет? (Люди не смогут определить, где они находятся, остановится транспорт, прекратит работу почта, телеграф).
5. Ф И 3 М И Н У Т К А I ) Способы образования топонимов. Выборочное чтение текста в учебнике стр. 35.
  • Как же появились названия? Прочитайте об этом в учебнике.
-(отвечают па поставленный вопрос)

по имени основателей от лесов, окружавших деревни от положения на местности. А как по-вашему появились названия городов ВОЛГОГРАД, Д О Н Е Ц К, УСТ Ь-Д О Н Е Ц К

По названию рек названы города:

УРАЛЬСК ДНЕПРОПЕТРОВСК ОМСК

ТОМСК и многие другие.

  • Вспомните имена царей и князей, о которых мы говорили сегодня. Чьи имена стали названиями городов?

С-Петербург, Ярославль, Владимир, Дмитров.

- С именами царей Петра1 и Екатерины 2 связаны многие географические

Названия:

Днепропетровск Екатеринбург Петрозаводск Петровский Екатеринослав Екатеринодар

Д) Т О П О Н И М Ы нашего края

  • Топонимы нашего края могут рассказать много интересного

  • Дети провели поисковую работу' и узнали о происхождении названий некоторых городов и деревень края. Слушаем вас.

Подготовленные выступления детей

ШАХТЫ по производству БЕЛАЯ К А Л И Т В А по названию реки - стенд. ЧАПАЕВ героическое прошлое страны - народный герой КРАСНОДОНЕЦКАЯ ( красный революционный Донец) СИНЕГОРСКИЙ по месту положения - возле Синей горы

стихи. • •

Главный город нашего края

  • Почему город имеет такое название ?

Самостоятельная работа.

Чтение текста о Ростове.

В честь кого назвали город ?

Почему к слову Ростов добавили слова - на Дону ? 5 ОБОБЩЕНИЕ

Каждый топоним имеет свою судьбу, свою историю

  • О чем могут рассказать нам географические названия ?
7 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЛОЖЕНИЕ


А) - Распределите названия по их происхождению, (на доске) Названия рек 11роизводство КАЛИТВА ШАХТЫ ВОЛГОГРАД ЭЛЕКТРОСТАЛЬ БЕЛОРЕЧЕНСК НЕФТЕЗАВОДСК

МЕЛЬНИЧНЫЙ Б) Самостоятельная работа. Тест. 8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Интересны не только названия городов Названия рек, островов, улиц могут рассказать тоже много интересного.

А Слушание песни Ю. Антонова « На улице Каштановой» - Какие названия улиц услышали? Объясните названия Как называются ваши улицы? Узнайте о происхождении названий Б) Решение познавательной задачи. Истор имена Географ. Пол ПЕТЕРБУРГ СИНЕГОРСКИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ ПЯТИГОРСК

ОЗЕРКИ
В почтовом ящике обнаружены письма для детей. Читаю адреса, раздаю конверты детям. В конвертах задания. Один конверт ставит детей в тупик. Нет у нас в классе группа «Лучик».

  • Что это значит?

Оказывается, название Синегорский есть в Свердловской - ( сейчас это Екатеринбург) области. Сннегорск в Сахалинской области Синегорье в Магаданской области Чапаев встречается в 6 областях и есть река Чапаевка. Ростов, Каменск и многие другие названия есть в разных местах.

  1. Итог урока.
  • Что запомнили на уроке, что узнали нового, что вас заинтересовало ?
  • В науке о географических названиях до сих пор много нерешенных вопросов. И кто знает, может быть вам придется разгадать тайны, сделать открытия.

Нет, не зря все так назвали Сам подумай и пойми,

Чтобы мыс тобою стали Любопытными людьми

Дети, вы получили письмо с просьбой рассказать о городах нашей Родины. Начните уже сейчас свои исследования. Перенестись в прошлое» вам помогут вот эти «машины времени». В добрый путь!

© 2010-2022