Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно - политической, коммуникационной, информационной и других сферах.

Разрабатывая Программу развития школы, наш коллектив опирался на задачи, которые были поставлены в Концепции модернизации российского образования. Главные цели, заявленные в ней, заключаются в том, чтобы изучать, апробировать и внедрять новые информационные технологии и образовательный мониторинг для управления качеством образования.

Ставя перед собой задачи, обозначенные выше, наш коллектив стремится достичь следующих целей:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования;

  • их адаптация к жизни в обществе;

  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • формирование здорового образа жизни.

Я работаю по программе традиционного обучения «Школа России». Она дает возможность сделать уроки яркими, насыщенными, выявить успехи детей активизировать работу учащихся, привлечь внимание к учебной деятельности, сформировать дружный детский коллектив.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальной школе, при переходе в основную школу попадает в разряд неуспевающих.

Поэтому цель моей педагогической деятельности - обеспечить высокий уровень качества знаний учащихся за курс начальной школы, привить им навыки самостоятельной учебной деятельности, необходимые для успешного продолжения образования в основной школе, сформировать у детей активную познавательную позицию.

Вся моя работа направлена на решение следующих задач:

  • развитие познавательного интереса к процессу обучения;

  • развитие мышления, памяти, внимания;

  • формирование умения приобретать знания, то есть учить учиться;

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения.

Решению этих задач, по моему мнению, способствуют следующие дидактические принципы:

  • научность и доступность;

  • системность и последовательность в обучении;

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • сознательность и активность школьников в овладении знаниями.

Для осуществления поставленной цели я использую следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

Чтобы знания учеников не носили формальный характер, тренировочные упражнения превращаю в творческие, используя метод сравнения, классификации, группировки, анализа, составления, обобщения.

Пользуюсь следующими приёмами обучения:

  • постановка проблемных вопросов;

  • контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;

  • игровые, занимательные компоненты урока;

  • учёт индивидуальных особенностей развития психических процессов учащихся;

  • похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

На проблемном уроке организовываю работу детей так, чтобы они ощущали необходимость и потребность найти собственный путь решения. Для этого, в начале урока создаю проблемную ситуацию, тогда дети сами пытаются найти верное решение. Ребята учатся ориентироваться в изменяющейся обстановке, принимать самостоятельные решения. Я согласна с мнением многих исследователей, что проблемное обучение является одним из наиболее эффективных путей умственного развития школьников, развития их самостоятельного, творческого мышления. Любые проблемные ситуации, как правило, заинтересовывают и увлекают ребят. Дети учатся ставить задачу, анализировать и искать способ ее решения, контролировать и оценивать ее результаты. Все это позволяет формировать у ребёнка учебную мотивацию.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.

Наблюдение за уровнем развития психологических особенностей учащихся, их познавательной активности и самостоятельности помогают мне использовать разные формы работы: проблемные ситуации, дидактические игры.

На уроках русского языка применяю зрительные диктанты для развития орфографической зоркости, внимания и памяти учащихся. В работе над словарными словами, для лучшего запоминания орфограммы, использую ассоциативный метод. Основные формы подачи словарного материала это стихи, загадки, ребусы и др.

Работая по учебно-методическому комплексу образовательной системы «Школа России», придаю большое значение методической оснащенности урока, пополняю копилку наглядного и дидактического материала. Вместе с ребятами составляем алгоритмы действий, памятки, таблицы, схемы. Этот материал поддерживает интерес младших школьников к предметам, активирует познавательный интерес учащихся. Наглядные пособия обеспечивают восприятие программного материала и прочное усвоение знаний.

Значительно увеличить эффективность работы мне помогает использование новых информационных технологий в учебном процессе. Это приводит к развитию новых педагогических методов и приёмов, изменению стиля работы, повышает познавательную и творческую активность учащихся. Маленькие дети неусидчивы, иногда им бывает сложно на слух воспринимать большие объемы информации. И тут на помощь мне приходит использование зрительных образов и наглядных примеров на компьютере и на интерактивной доске. Главный принцип работы интерактивной доски - это динамичность и красочность. Использование такой доски приносит значительно больше результатов, чем привычные методы преподавания. Яркие картинки детьми запоминаются лучше, чем просто речь учителя. Первой реакцией учащихся на электронную интерактивную доску был ярко выраженный энтузиазм. Изменения экрана под прикосновениями рук выглядели очень эффектно. Детям нравится "передвигать" предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски. Особенно заметно выросла активность «кинестетиков», т.к. они получили уникальную возможность познания посредством тактильных ощущений. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли. Все ребята (не зависимо от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в уроках. Интерактивная доска помогает самоутверждению и вдохновляет детей уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником, и стремится общаться со взрослым на равных.

Активно использую информационно-компьютерные технологии на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО.

Детям нравятся уроки различные по форме: «уроки экскурсии»,

«уроки выставки», «малый театр», уроки «Моя Вообразилия», на которых разыгрываем сценки, пантомимы, сочиняем сказки и стихи, рисуем сюжеты сказок, составляем книги и т. д. Такие уроки повышают читательский интерес, творческий подход к урокам чтения, развивают устную речь, повышают темп чтения.

В процессе знакомства с окружающим миром, формирую у детей систему знаний о природе и обществе, учу понимать и устанавливать существенные связи и зависимости и, самое главное, действовать в соответствии с полученными знаниями. Прием «увидеть необычное в обычном» на уроках окружающего мира и чтения я использую для творческой активности, расширения кругозора, поиска новых знаний, выходящих за рамки учебной программы. Очень нравится детям работа над проектами. Так на уроках литературного чтения были выполнены проекты: «Русский богатырь» по былинам, «Настроение как радуга в стихах». Применяя на уроках проектную деятельность, отметила для себя, что повышается самооценка детей склонных к творчеству, фантазированию. Проектная деятельность ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, учит работать в группе. Каждый вносит посильный вклад в общее дело. Особое место на уроках уделяю сохранению и укреплению здоровья учащихся. Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучаю:

  • организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии;
  • игровые оздоровительные технологии;
  • весёлые физминутки на уроках;
  • работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
  • дыхательная гимнастика;
  • формирование здорового образа жизни.
Применение новых технологий на уроках способствует приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся, использование активных методов преподавания, современных технологий повысило интерес к изучению предметов, активность учащихся на уроках и внеурочной деятельности, качество знаний обучающихся.

Передо мной стоит еще одна важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, в которой дети чувствуют себя спокойно и уверенно, а поощрение со стороны учителя- признание способностей ребенка стимулирует его к дальнейшему творчеству.

При подготовке к уроку стараюсь предвидеть результат, чтобы вовремя помочь детям, сомневающимся в своих возможностях, справится с возникшими трудностями.

После изучения тем по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру провожу проверочные и контрольные работы. Результаты обрабатываю в электронном варианте, что дает объективную оценку и развернутую информацию об уровне подготовки учащихся. Такой контроль знаний позволяет корректировать свою работу над повышением качества образования. Анализ результатов диагностики учащихся обязательно довожу до сведения учеников, родителей (на родительских собраниях, в личных беседах).

Работа по программе «Школа России», различные формы и методы развития познавательной активности учащихся, дали положительные результаты:

  • повысился познавательный интерес к урокам;

  • умеют самостоятельно определять цель своей деятельности;

  • осуществляют самоконтроль за результатами своего труда, оценивают свои возможности в учебной работе;

  • высокая качественная успеваемость.

Участие в различного рода мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.

Всё это свидетельствует об умении работать с учащимися разного уровня подготовленности и способности организовывать учебное сотрудничество.

Усилия, направленные на повышение качества знаний, привитие интереса к предметам, дают свои результаты.

За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе, показал высокое качество знаний.

В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса, различных конкурсах, школьных олимпиадах. Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией.

Очень важным моментом в образовательной практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов.

Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка, больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным.

На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения как с детьми, так и между ними, считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются мощнейшим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление.

Профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях.

Уместной считаю приемлемую шутку и обязательным условием - соблюдение требований педагогического такта, личностно ориентированный подход к учащимся, стрессоустойчивость, умение конструктивно разрешать конфликты.

Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество, приобщаю их к школьной жизни своих детей. Они помогают в проведении мероприятий, организуют досуг учащихся, сами являются активными участниками различных школьных дел.

Регулярно (в соответствии с планом) провожу родительские собрания, где знакомлю родителей не только с итогами успеваемости, поведением детей, но и читаю лекции на темы воспитания, даю советы, провожу мониторинги, которые позволяют составить определенную картину жизни ребенка в семье, выявить уровень его воспитанности для того, чтобы направить свои усилия на воспитание в нем положительных качеств.

Дальнейшая задача воспитания - сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Продолжу работу над своей темой самообразования «Актуализация возможностей проблемного обучения в начальной школе». Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. В полной мере это можно отнести и к профессиональному самосовершенствованию педагога. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Поэтому стараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжаю совершенствовать свое мастерство: периодически пополняю знания, участвуя в семинарах и заседаниях школьного и районного МО начальных классов. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей школы и района, выступаю на заседаниях школьных и районных методических объединениях. Участвую в методических выставках, делюсь опытом работы с коллегами на семинарах, активно участвую в школьных конференциях.

В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Начальная школа», «Педсовет», «Педагогическое творчество», в «Учительской газете». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику, регулярно повышаю свою квалификацию:

Успехами в своей работе в немалой степени я обязана своим коллегам, многие из которых являются моими соратниками, помощниками, вдохновителями многих дел. Я в свою очередь стараюсь оказывать всем членам педагогического коллектива любую помощь, от меня зависящую. В коллективе нашей школе наблюдается спокойная, рабочая атмосфера.

В связи со всеми переменами в профессиональной деятельности учителя существуют и трудности:

  • много времени тратится на оформление различной документации, порой дублирующей;

  • кабинет не оснащён современными средствами обучения.



Профессия учителя - творческая профессия. И так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению, современный учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом.
© 2010-2022