Урок по окружающему миру в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира На основе системно-деятельностного метода обучения Тема урока: Где живут белые медведи? Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях. Задачи урока: 1) Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности: Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).


Учитель: Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель прикрепляет в доске рисунки Муравьишки и Черепахи). Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы. Ученики настраиваются на работу.


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
Учитель: Муравьишка Вопросик интересуется, как Вы запомнили тему прошлого урока и хочет задать вам несколько вопросов. (вопросы на повторение изученной темы) - Тут вдруг Муравьишка Вопросик задумался, а потом и спрашивает: есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? А вы, ребята, как думаете? - Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос. А для этого отправимся в путешествие.


  1. Постановка учебной задачи
(практическая работа с использованием глобуса) Создание условий для формулирования детьми цели урока.
  • умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;
  • понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий;
  • нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана, Антарктиды, Северного и Южного полюсов.
(У учителя на столе демонстрационный глобус).


Учитель: Определить место нашего путешествия поможет глобус. Вспомните, что такое глобус? (глобус - это модель Земли). - Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло? ( Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что холодно там, где участки окрашены в белый цвет.) - Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе земли расположен Северный полюс. (Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Северный полюс). - Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет? (Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Южный полюс). - Постарайтесь определить каждый для себя цель своего путешествия. Выслушиваются ответы детей. ( Важно выслушать цели каждого ученика, учитель при необходимости корректирует высказанную цель.) - Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками к достижению главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой? - Верно, ребята. Мудрая Черепаха согласна с вами, и она приглашает вас в путешествие.

  1. Решение учебной задачи
(фронтальная беседа на основе презентации) Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
  • овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.










































Физминутка. В самолёт все дружно сели И на север полетели. Ниже, ниже, опустились И на льдину приземлились. А кругом зима, мороз Нам пощипывает нос. Мы похлопаем в ладошки И согреемся немножко. А теперь попляшут ножки По заснеженной дорожке. Нам уже пора обратно, Здесь гостить было приятно. В самолёт все дружно сели И домой мы полетели.


Учитель: Ребята, прежде чем отправиться на Северный Ледовитый океан, скажите, как вы себе его представляете? Посовещайтесь в группах. Слайд 2 Учитель: Итак, отправляемся на Северный Ледовитый океан. Покажите его ещё раз на глобусе. Слайд 3 - Одной из красивых и величественных картин Северного Ледовитого океана является ледяная гора. Кто знает, как называется это уникальное творение природы? (айсберги) Слайд 4 - Здесь солнца полгода не видно - так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. - Что же мы ответим Муравьишке, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? - Кажется невероятным, и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы. (загадки о белом медведе). Слайд 5 - Самый большой из медведей - это белый полярный медведь, который обитает только здесь. Всю жизнь он проводят на снегу, во льдах и в воде. Скажите, а как он приспособился к жизни в холодных условиях? - Скажите, а где может добывать себе пищу белый медведь? - Медведь - это хищник, он питается другими животными, которых может ловить не только на льдинах, но и в воде. Его добычей становятся различные животные, обитающие здесь. Кроме этого он может питаться морскими водорослями. Белый медведь - отличный ныряльщик и пловец. Слайд 6,7,8 - Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. Слайд 9 - Ребята, подумайте и скажите, какую роль выполняют клыки в жизни моржа? Слайд 10 - Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. - Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж? - Тюлени - хищники, и питаются они моллюсками, ракообразными, рыбами. - Послушайте, какие звуки издаёт тюлень. - Итак, мы познакомились с самыми распространёнными хищниками Северного Ледовитого океана. Вспомните, о чём мы говорили и скажите, что общего у белого медведя, тюленя, моржа, как они приспособились к холодным условиям? Слайд 11 - Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника. Слайд 12 - Треска - это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды. - Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми распространёнными его обитателями. - А сейчас немного отдохнём.
Ребята, прежде чем отправиться в Антарктиду, скажите, как вы себе её представляете? Посовещайтесь в группах. Слайд 13 Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры. - Антарктида - снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов. - А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные? Слайд 14(загадка о пингвине) - Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите. Слайд 15 - Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название. Слайд 16 - Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. Слайд 17 - А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. - Давайте дополним наш ответ Муравьишке, есть ли на нашей планете Земля ещё такие места, где всегда холодно? - Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете? Учащиеся совещаются в группах и озвучивают 2 - 3 высказывания о Северном Ледовитом океане. Учитель корректирует высказывания детей. Учащиеся совещаются в группах и озвучивают 2 - 3 высказывания об Антарктиде. Учитель корректирует высказывания детей.

  1. Создание учебной ситуации
(Групповая работа) Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
  • рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Учитель: Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе. - Сейчас каждая группа получит набор карточек животных и листы с изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Учитель раздаёт группам карточки. - Рассмотрите карточки с животными и разложите их на листы в зависимости от того, кто, где живёт. Договоритесь в группе, кто с каким холодным районом будет работать. На это задание вам даётся 2 минуты. Если группа готова - возьмитесь все за руки и поднимите их вверх. - Для проверки откройте страницы учебника 12 - 13, посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание? (Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку). - Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.
  1. Контроль.
(игровая ситуация) Обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.
  • становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
  • решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.
А сейчас игра «Может ли такое быть?». - Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!

(учитель читает весёлые стишки и загадки-обманки о животных). - Итак, подведём итог нашей беседы. - Какие холодные районы нашей планеты вы знаете? - Каких животных можно встретить в этих районах? - Как они приспособились к условиям жизни? - А сейчас последнее задание группам: прочитайте вопрос в учебнике на с. 12 вверху, обсудите в своей группе ответ на него, покажите карандашиком это место на глобусе и поднимите лист, где изображён этот холодный район. - Молодцы! Вы верно всё указали, этот район называется Северный Ледовитый океан.

  1. Рефлексия.
Проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.


Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы. (Учитель по необходимости корректирует ответы детей). - Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки. Голубая снежинка - мне больше нравится работать в группе. Синяя снежинка - мне больше нравится работать самостоятельно. (На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем). -Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! В течение 2 минут дать возможность высказаться детям. У каждого имеется набор снежинок: голубая и синяя. Ученики выходят к доске и прикрепляют свои выбранные снежинки.



© 2010-2022