«Современные образовательные технологии в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современные образовательные технологии в начальной школе»

Учитель начальных классов:

Курмангалиева Светлана Мухамбетьяровна

Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный (от лат. actualis - деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по разному организованных процессов обучения.

Технология - цепочка, повторяемость действий и результата, алгоритм, рецепт.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.

Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, «систематизацию мышления».

Существует ряд определений, характеризующих педагогические технологии.

- Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия учителя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели.

М. Махмутов

- Законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату, реализация обоснованной модели педагогической ситуации.

В. В. Сериков

В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Обычно технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

Можно выделить следующие группы технологий:

- Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, с яркой гуманистической направленностью. К ним относится педагогическое сотрудничество Ш.А.Амонашвили, гуманно-личностная технология.

- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение.

- Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например: дифференцированное обучение (В.Фурсов), индивидуализация обучения (В. Щадриков), опережающее обучение, комьпютерные технологии.

- Природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому) и другие.

- Технология вероятностного образования (А.М.Лобок), ориентированная на ненаправленное обучение, на развитие потребности самореализации.

Критерии педагогической технологии:

Определение конкретной и узкой цели деятельности.

Наличие средств диагностики не только результатов, но и самого хода педагогического процесса.

Законосообразная определенность структуры
и логики применения средств.

Выделение не только средств, но и условий,
при соблюдении которых технология обещает быть эффективной.

Цель моей работы:

1) сформировать у учащихся умение и желание учиться;

2) развивать коммуникативные навыки (т.е. уметь слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений);

3) развивать мышление через обучение деятельности;

4) формировать умение адаптироваться внутри определённой системы

относительно принятых в ней норм (самоопределение);

5) обучать осознанному построению своей деятельности по достижении цели (самореализация);

6) научить адекватному оцениванию собственной деятельности и её результатов.

- Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

- Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Цель современных информационных технологий в начальной школе:

1. активизация познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников;

2. достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3. развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения;

4. снижение дидактических затруднений у учащихся;

5. повышение активности и инициативности младших школьников на уроке; развитие информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит для реализации своих целей следующие задачи, таких как:

- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Типы уроков.

Комбинированный;

Урок- контроль и коррекции;

Урок совершенствования знаний и умений.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. Так, например на уроках русского языка и математике в 3-4 классах по каждой теме есть карточки с разноуровневыми заданиями, где учащиеся работают и в парах, и индивидуально.

Фрагмент урока русского языка в 4 классе

Тема: Образование различных форм имен существительных и прилагательных

Ход урока.

Организационный момент.

Определение темы и цели урока.

Ученики читают на листочках слова:

Река родной дом

к реке без родного дома

о реке родным домом

-Ребята, а над чем мы сегодня будем работать, какая тема урока?

- Какие цели поставим перед собой?

Закрепление пройденного.

А) Минутка правил.

( Вопросы записаны на карточках, на каждую парту кладётся одна карточка с вопросом, дети обсуждают, дают ответ, подкрепляя его примерами.)

- Что называют склонением?

- Сколько в русском языке склонений имён существительных?

- Как проверить безударное окончание имени существительного?

- как распознать формы родительного и винительного падежей у существительных 2-го склонения?

- Какая орфограмма есть в окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода?

- В каких падежах у имён существительных множественного числа одинаковые окончания независимо от склонения?

- Как определить род у имён прилагательных во множественном числе?

- Какие окончания в именительном падеже пишутся у имён существительных?

Б) Словарная работа.

- В городе по рельсам мчится

Прямо, прямо по пути.

По дороге надо четко виться,

Ему в сторону нельзя сойти. (Трамвай)

- В белом сарафане,

С зелёными кудрями

Девица стоит

И о чём-то говорит. (Берёза)

- Летом ест без передыха,

Жир под кожею копит,

Ну, а зимнею порою

Он в берлоге крепко спит. ( Медведь)

- Незнакомцу зубы скалит,

Он владенья сторожит.

У порога лежит,

С поста не бежит. ( Собака)

- Составьте словосочетание с одним из этих слов, добавив прилагательное и запишите:

1 вариант в родительном падеже 2 вариант в дательном падеже

творительном падеже предложном падеже

в) Работа в парах по карточкам в ноутбуках. (Взаимопроверка)

г) Составление предложений.

Работа по картине о природе.

-На уроках окружающего мира мы изучаем темы о бескрайних просторах нашей Родины.

- Сколько красивых уголков природы дарит нам природа-мать.

- Посмотрите на эти картины. (Показ слайдов)

- Эта красота нуждается в защите.

- Что нам необходимо делать?

- А вот картина леса и мы можем мысленно оказаться в нём, вернуться в лето ( запись пения птиц)

- Всмотритесь в неё и составьте предложение , используя словосочетание

Зелёный светлый лес

1 вариант в предложном падеже; 2 вариант - в дательном падеже

Проверка работ.

- Ребята, прочитайте получившиеся предложения.

Применение компьютера на уроках ИЗО очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работают увлеченно, стараются быть внимательными. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает. Анализируя эти работы можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько работы интересны и красочны. Дети, включая и самых слабых, не боятся ошибиться, работают с интересом, очень активны. С большим желанием дети работают на занятиях по созданию аппликаций. Симметрия, ритм вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Одним из важных моментов работы в графическом редакторе является коллективная работа. Таким образом, дети учатся планировать свою работу, намечают последовательность выполнения операций, учатся общаться друг с другом. При работе с компьютером каждый ребёнок старается выразить себя, раскрыть свои возможности.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Одна из таких - технология «Опорных сигналов» Шаталова В.Ф. Была придумана ещё в 60-е, на неё были переведены сотни (а может и тысячи) экспериментальных школ.

Опорный сигнал - набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов.

2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать общее и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него - просто в ходе изучения материала.

3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться.

6. Доступность воспроизведения от руки.

7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

1. Внимательно читайте, слушайте, вычленяя основные взаимосвязи смысловых частей

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют

3. Сделайте черновой набросок

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

В 1 классе с первых уроков учащиеся начинают создавать опорные сигналы и модели по определению частей речи, составлению текста, схемы предложения, схемы слова и схематическое изображение звука: по твёрдости- мягкости, звонкости-глухости. С интересом дети подбирают к словам готовые схемы.

- на первых порах, пока дети не знают всех букв, используются модели единиц русского языка, условные обозначения, которые приводятся в «Азбуке» и применяются для изучения языкового материала. ( Работа по учебнику) - Показ схем.

Схемы связей я очень часто использую на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы: «Время снега и льда» предлагается ребятам ответить на вопросы: какое вещество может принимать три состояния, при каких условиях происходят превращения, как называются эти процессы превращения? Во время работы над ответами детям предлагается схема, где необходимо указать логическую цепочку образования трёх состояний воды, стрелками соединить условия, при которых наблюдаются процессы конденсации и замерзания.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности в учебную деятельность вводится элемент соревнования.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем, раздела учебного предмета.

- Как элемент более обширной технологии.

- В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнений контроля).

- Как технологии внеклассной работы .

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.

Познавательные, воспитательные, развивающие.

Репродуктивные, продуктивные, творческие.

Коммуникативные, диагностические и другие

Цели следующие:

-дидактические ( расширение кругозора, развитие трудовых навыков);

- воспитывающие ( коллективизм, сотрудничество);

- развивающие (память, внимание);

-социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества).

В отечественной педагогике есть ряд игровых технологий, так например по программе « Перспективная начальная школа» используются «Диалоги между Мишей и Машей», встроенных в основное содержание обучения .

Игра « Снежный ком»

Для формирования умения «развивать догадку» и для углубления внимания к лексике полезны упражнения по антиципации частей предложения. Они предшествуют чтению текста.

Игра « Буксир»

Наделяет учеников функцией контроля. При замене учителем слова во время чтения дети поднимают руки и останавливают учителя, указывая в тексте замененное слово. Это задание активизирует внимание в процессе чтения.

Эти игровые моменты повышают развитие скорости чтения и понимание.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. "Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует».

«Современные образовательные технологии в начальной школе»«Современные образовательные технологии в начальной школе»«Современные образовательные технологии в начальной школе»«Современные образовательные технологии в начальной школе»


© 2010-2022