Презентация по теме Словарная работа на уроках русского языка, 1-2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работу выполнила: Федосеева

Светлана Николаевна, учитель

начальных классов МБОУ «Менделеевская

средняя общеобразовательная школа»

Карагайского района Пермского края

Педагогический стаж- 28 лет

Номинация - дидактические материалы



Словарная работа на уроках русского языка

Пояснительная записка


Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова». Отправляя ребёнка в плавание по безбрежному океану слов, мы надеемся «на авось». Но наша муштровка заученных лексем не помогает ребёнку выработать лингвистическое чутьё, стать грамотным. Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным. Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена и низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка. Чтобы повысить процесс запоминания «трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, целесообразно использовать ИКТ на уроках русского языка. Благодаря применению на уроке электронной презентации реализуется один из основных принципов дидактики - принцип наглядности.
Цели моей работы: - Предложить учителям всесторонний систематизированный материал для организации работы учащихся первой ступени со словарём. - Способствовать повышению интереса к изучению русского языка. - Формировать у учащихся способность орфографического навыка в процессе работы над «трудными» словами. - Совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами. Практическая значимость состоит в том, что моя работа поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углублённую и систематическую работу над словом как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

Содержание и методика работы со словарём


Языковый материал по каждой лексической единице включает несколько моментов. 1. Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами. 2. Толкование лексемы помогает лучше понять лексическое значение слова. 3. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. 4. Однокоренные слова позволяют провести наблюдение над единообразным написанием в них корня. 5. Синонимические и фразеологические отношения: работа предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи. 6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты позволяют наблюдать за функционированием слов в речи. Творческая деятельность учащихся состоит в следующем:

  • Исследовательская деятельность.
  • Моделирование лексических отношений и структур.
  • Конструирование.
  • Критический анализ.
  • Творческие работы.
  • Составление собственных словариков.
В данной работе я привела пример работы с такими словами для 1 и 2 класса, как: берёза заяц корова сорока воробей капуста петух тетрадь ворона карандаш собака Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) длительностью от 7-8 до 15 мин. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и тексте; вырабатывается быстрота и точность выбора слова. Систематическое использование данного материала на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе. Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.
© 2010-2022