Обозначение мягкости согласных звуков на письме (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1 классе.

Тема урока:

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Цель урока: 1. Отрабатывать навык определения на слух мягкости - твёрдости согласных звуков, развивать речь: умение комментировать ответ и аргументировать своё мнение. 2. Закрепить умение обозначать на письме мягкость согласных звуков при помощи гласных букв и Ь. 3. Развивать логическое мышление, воспитывать внимательность, стремление быть грамотным. Оборудование урока:

  1. Карточки - схемы.
  2. Карточки с «деформированными» предложениями на тему «Цирк».
  3. Сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Настрой на работу.

  2. Каллиграфическая минутка. № 39.

  3. Актуализация знаний.

- Прочтите записанные слоги. Как произносится первый звук в слогах? - Объясните свой ответ. - Составьте схему слова «тюлень». - Почему вы выбрали карточки с мягкими согласными звуками в слияниях и в «замочке»? - Какую роль играют данные гласные буквы при письме? (Обозначают мягкость согласного звука) - Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука на письме? (Ь) 4. Определение темы, целей урока. - Вспомните, о чём мы сейчас говорили и определите тему урока. * Обозначение мягкости согласных звуков на письме. - Вы правильно определили тему урока, а теперь попробуем определить цели урока. - Учиться писать нужную гласную букву в словах после согласных; - Уметь объяснять выбор гласной буквы; - Быть грамотным человеком: умеющим правильно писать и объяснять написанное. !!! Мы будем продолжать учиться различать: - буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, - буквы на месте мягких (твёрдых) согласных звуков. 5. Физминутка. 6.Развитие речи. № 40. - Определите тему рисунка. * Цирк. - Составьте рассказ из 4-5 предложений. -Назовите изображённые предметы. (На доске появляются карточки со словами- (предметами)) Обогащение словаря детей. - Как называется круглая площадка, где проходит представление? * Арена, - … манеж. - Кто работает в цирке? * Артисты, - … циркачи. ( Дрессировщик, жонглёр- тюлень, мяч, тумба.) -А кто приходит на представление? * Зрители. (Люди, котёнок, бельчонок.) - Произнесите в каждом слове мягкие согласные звуки. Как обозначена на письме их мягкость? ( Е, Ё, Я, Ю, Ь) - Прочтите в учебнике выделенные слова. - Спишите их. Подчеркните буквы, обозначают мягкость согласных звуков на письме. (Шапочка магистра). - Составьте несколько предложений по рисунку. - Восстановите предложения. -Запишите их, подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков. (Комментирование.) 7.Физминутка. 8.Развитие фонематического слуха. № 41. - Прочитайте и отгадайте загадку. - Спишите загадку. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков. - Запишите слово-отгадку. - Произнесите первый звук в слове - отгадке мягко. - Составьте схемы (Лук- … люк) - Какими звуками отличаются слова? - Какой вывод можете сделать? (Гласных букв больше, чем звуков.) 9.Итог урока. -Прочтите пары. ( рАд- рЯд, нОс - нЁс, мЫл - мИл, тУк- тЮк, угоЛ- угоЛЬ) - Какую роль играют гласные в данных парах слов? - Всегда ли нужны гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков на письме? В каких случаях не нужны? (ЧА-ЩА, ЧУ -ЩУ, Й) - Всегда ли гласные могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука на письме? (ЖИ-ШИ, ЦИ). - Этот материал мы будем повторять и закреплять на следующих уроках русского языка. - Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки) - Было ли вам интересно, трудно? - Над чем ещё надо поработать?




Цирк Арена - манеж Артисты - циркачи

Дрессировщик


Жонглёр


Зрители

Анализ урока
Урок закрепления изученного материала построен как проблемно-диалогический. При выполнении каллиграфических упражнений учитель предлагает задания, ставит проблемные вопросы, которые соотносятся с темой урока. Это помогает ученикам самим определить тему и цели урока. На протяжении урока отрабатывается навык определения на слух мягкости-твёрдости согласных звуков, умение обозначать это на письме. Ученики постоянно вовлекаются в диалог, при этом учатся комментировать ответ. Учитель обогащает словарь детей: при выполнении упр.40 ученики составляют рассказ по данной в учебнике иллюстрации, затем подбирают синонимы к словам. В заключение выполняют самостоятельную творческую работу, составляя рассказ из «деформированных» предложений. При проверке ученики сравнивают свой вариант с вариантами других и оценивают свою работу. На этапе подведения итога ученики, отвечая на проблемные вопросы, формулируют правила обозначения мягкости согласных на письме, вспоминают орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши, когда гласные не играют такой роли, аргументируют своё мнение, приводя примеры. Темп урока, чередование письменных и устных видов работы, проведение физминуток разного назначения, использование сигнальных карточек соответствовали возрасту учеников.


Обозначение мягкости согласных звуков на письме (1 класс)



































- Сколько гласных букв? А сколько гласных звуков?



На доске карточки со словами:

- Прочтите слова, вспомните, как их называют, почему? Сразу ли можно

М..рковь, уч..ник, т..релка, п..тух, в..рона, Р..ссия, п..льто, дев..чка, к..пуста, меб..ль, ..рбуз, М..сква, учит..ль.

- Эти слова можно разбить на 3 группы. Обсудите варианты.

- Попробуйте это сделать. (Работают у доски.)

- Объясните, как вы разбили слова по группам.

(В зависимости от пропущенной безударной гласной.)

- Какие буквы вы вставите, объясните свой выбор.

( Аргументируют выбор буквы в зависимости от твёрдости - мягкости согласного звука).

- Какую роль играют гласные буквы при письме слов?

(Обозначают твёрдость - мягкость согласного звука.)

- По каким признакам ещё можно разбить слова на группы?

( По признаку твёрдости - мягкости согласного звука в начале слова.)

( По признаку твёрдости - мягкости согласного звука в конце слова.)

- Запишите слова, вставляя пропущенную безударную гласную.

1 вариант: с первым мягким согласным звуком.

2 вариант: с последним мягким согласным звуком.

- Посчитайте, сколько слов вы запишите. Не забудьте поработать зелёным карандашом.

- Проверка работы.

4. Физминутка для глаз.

5.



© 2010-2022