Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса (Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4







Рассмотрена Утверждаю На заседании МО Директор школы № 4 протокол № Приказ № от «___» ___________ 2015 г. от «___» ___________ 2015 г.





Рабочая программа


по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса









учитель начальных классов

Шаныгина Е.В..




Переславль-Залесский

2015г.

Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Описание места предмета в учебном плане Программа составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор уроков А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю - 1 час.

Общая характеристика учебного предмета Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей курса Основы религиозной культуры и светской этики- модуль «Основы светской этики». Модуль согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета. Задачи реализации модуля «Основы светской этики»: - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики». Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Предметным результаты:
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Содержание программы Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Виды деятельности младших школьников: - Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников) - Игровая деятельность - Творческая деятельность. - Проектная деятельность. - Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)

Оценивание При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Источниками информации для оценивания планируемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат: - работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки) - индивидуальная и совместная деятельность учащихся.

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Основы светской этики»


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

По плану

Корр.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Знать, понимать, иметь представления

Уметь

1

Россия - наша Родина.

ИКТ, презентация.

1


Общественные нормы нравственности и морали.

Применять в жизни общественные нормы нравственности и морали.

Личностные: осознавать ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни,

планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий

Познавательные: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

познакомится с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


2

Этика и ее значение в жизни человека

1


3

Культура и мораль.

ИКТ, тренажер

1


Об истории развития представлений человечества о морали и нравственности.

4

Особенности морали. Государство и мораль гражданина

1


5

Добро и зло.

ИКТ, тренажер

1


Основные определения

понятий этики, культуры, морали.

Осознавать нравственные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как ос­новы культурных традиций многонационального народа России;

6

Положительные и отрицательные качества человека.

1


7

Добродетель и порок.

ИКТ, презентация.

1


8

Методы нравственного самосовершенствования.

1


9 Свобода и моральный выбор человека.

1


О взаимосвязях между

культурой, моральными традициями и поведением людей.

10

Свобода и ответственность.

1


11 Моральный долг. ИКТ, презентация.

1


О моральных и этических требованиях,

предъявляемых к человеку в светской

культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализировать моральные и этические требования,

предъявляемые к человеку

12 Справедливость. ИКТ, презентация.

1


13 Альтруизм и эгоизм. ИКТ, презентация.

1


14 Дружба. ИКТ, презентация.

1


15 Что значит быть моральным. ИКТ, презентация.

1


16-17 Подведение итогов.

Творческие работы учащихся: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Вот что значит настоящий верный друг» и др.

2


О нравственных и

моральных нормах общества

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и

моральных норм.

18 Род и семья - исток нравственных отношений.

1


19 Нравственный поступок. ИКТ, презентация.

1


Понятие нравственного поступка

Сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

20 Золотое правило нравственности. ИКТ, презентация.

1


Нормы морали и нравственности в жизни людей, общества, примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм

морали и нравственности в жизни людей, общества.

21 Стыд, вина и извинения. ИКТ, презентация.

1


22 Честь. ИКТ, презентация.

1


23 Совесть. ИКТ, презентация.

1


Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.

24

Нравственные идеалы. Дворянский кодекс чести.

1


25

Нравственные идеалы. Джентльмен и леди

1


26

Образцы нравственности в

культуре Отечества.

1


27

Этикет. ИКТ, презентация.

1


Нравственные формы поведения и нормы разных культурных традиций.

Анализировать жизненные ситуации,

выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Толерантно

относится к представителям

разных мировоззрений

и культурных традиций.

28

Семейные праздники.

1


29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

1


30

Любовь и уважение к Отечеству.

1


31

Подготовка творческих проектов.

1



Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

32

Выступление обучающихся с творческими работами: «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1


33

Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1


34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

1


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Для мультимедийных демонстраций:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • мультимедийный проектор,

  • принтер,
  • сканер,
  • ксерокс,

  • колонки,
  • DVD-проигрыватель,
  • документ-камера.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию:
  • Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики» 4-5 классы. - М.: ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
  • интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса:
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2010.
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

1


© 2010-2022