- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса (Школа 2100)
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса (Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаныгина Е.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рассмотрена Утверждаю На заседании МО Директор школы № 4 протокол № Приказ № от «___» ___________ 2015 г. от «___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
учитель начальных классов
Шаныгина Е.В..
Переславль-Залесский
2015г.
Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Описание места предмета в учебном плане Программа составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор уроков А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю - 1 час.
Общая характеристика учебного предмета Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей курса Основы религиозной культуры и светской этики- модуль «Основы светской этики». Модуль согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета. Задачи реализации модуля «Основы светской этики»: - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики». Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Предметным результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Виды деятельности младших школьников: - Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников) - Игровая деятельность - Творческая деятельность. - Проектная деятельность. - Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)
Оценивание При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Источниками информации для оценивания планируемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат: - работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки) - индивидуальная и совместная деятельность учащихся.
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Основы светской этики»
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
По плану
Корр.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Знать, понимать, иметь представления
Уметь
1
Россия - наша Родина.
ИКТ, презентация.
1
Общественные нормы нравственности и морали.
Применять в жизни общественные нормы нравственности и морали.
Личностные: осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
Познавательные: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
познакомится с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
2
Этика и ее значение в жизни человека
1
3
Культура и мораль.
ИКТ, тренажер
1
Об истории развития представлений человечества о морали и нравственности.
4
Особенности морали. Государство и мораль гражданина
1
5
Добро и зло.
ИКТ, тренажер
1
Основные определения
понятий этики, культуры, морали.
Осознавать нравственные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
6
Положительные и отрицательные качества человека.
1
7
Добродетель и порок.
ИКТ, презентация.
1
8
Методы нравственного самосовершенствования.
1
9 Свобода и моральный выбор человека.
1
О взаимосвязях между
культурой, моральными традициями и поведением людей.
10
Свобода и ответственность.
1
11 Моральный долг. ИКТ, презентация.
1
О моральных и этических требованиях,
предъявляемых к человеку в светской
культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.
Анализировать моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку
12 Справедливость. ИКТ, презентация.
1
13 Альтруизм и эгоизм. ИКТ, презентация.
1
14 Дружба. ИКТ, презентация.
1
15 Что значит быть моральным. ИКТ, презентация.
1
16-17 Подведение итогов.
Творческие работы учащихся: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Вот что значит настоящий верный друг» и др.
2
О нравственных и
моральных нормах общества
Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и
моральных норм.
18 Род и семья - исток нравственных отношений.
1
19 Нравственный поступок. ИКТ, презентация.
1
Понятие нравственного поступка
Сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.
20 Золотое правило нравственности. ИКТ, презентация.
1
Нормы морали и нравственности в жизни людей, общества, примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм
морали и нравственности в жизни людей, общества.
21 Стыд, вина и извинения. ИКТ, презентация.
1
22 Честь. ИКТ, презентация.
1
23 Совесть. ИКТ, презентация.
1
Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.
24
Нравственные идеалы. Дворянский кодекс чести.
1
25
Нравственные идеалы. Джентльмен и леди
1
26
Образцы нравственности в
культуре Отечества.
1
27
Этикет. ИКТ, презентация.
1
Нравственные формы поведения и нормы разных культурных традиций.
Анализировать жизненные ситуации,
выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.
Толерантно
относится к представителям
разных мировоззрений
и культурных традиций.
28
Семейные праздники.
1
29
Жизнь человека - высшая нравственная ценность.
1
30
Любовь и уважение к Отечеству.
1
31
Подготовка творческих проектов.
1
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.
32
Выступление обучающихся с творческими работами: «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
1
33
Выступление обучающихся с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
1
34
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Для мультимедийных демонстраций:
- компьютер,
- интерактивная доска,
-
мультимедийный проектор,
- принтер,
- сканер,
-
ксерокс,
- колонки,
- DVD-проигрыватель,
- документ-камера.
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики» 4-5 классы. - М.: ЗАО «Образование-Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
- интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса:
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
1