Урок доброты «Ласковым словом и камень растопишь»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок доброты «Ласковым словом и камень растопишь» Цель: формирование чувства доброты, как главной ценности в общении младших школьников. Задачи:
- воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;
-расширить знания школьников о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях; -развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи; -дать понятие слова "доброта"; мотивировать детей на добрые поступки;

Ведущий: Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! - Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как она называется, попробуйте, угадать сами. - В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова. - Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется? (Страна Вежливости и Доброты). - Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты. В этой удивительной Стране мы посетим: 1. Город Доброты. 2. Аллея Вежливости. 3. Озеро Приветствий. 4. Дворец Извинений. 5. Площадь Дружбы А отвезти нас туда с вами любезно согласился наш друг - Паровозик из Ромашково. - Чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.

Дети поют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края...» Ведущий: Как быстро мы приехали. Вот и город Доброты.
- Ребята, а что такое - ДОБРОТА? Ответы детей. - А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми? Ответы детей. - Что же обозначает слово «добрый»? - А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова «добрый». Добрый - это человек, делающий добро другим, отзывчивый. Добрый - это такой человек, который несет благо, благополучие. - Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости? . Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. - Итак, проверяем. 1. Добрые дела красят человека. 2. Сделаешь добро - добро найдешь. 3. Добрый человек - несет мир. 4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает. 5. Жизнь дана на добрые дела. 6. На добрый привет - добрый ответ. 7. Не дорого ничто - дорого вежество. 8. При солнышке тепло - при матушке добро. 9. Доброе дело дороже - богатства. 10. Стол спасибом - красится. - Ребята, а чему учат все эти пословицы? Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки. - Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте? Ученик 1: Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 2: Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА. Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доброе солнышко». - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. - Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили. - Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди нас ждёт аллея Вежливости. - А как вы думаете, что такое вежливость? Ответы детей. -Давайте, прочитаем. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. - Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? Дети: Вежливым. - Но всегда ли частое употребление «вежливых» слов, является показателем вежливости человека? Дети: Нет. - А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене. На перемене На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать? - Здрасьте! - ответил Игорь После этих слов ребята рассмеялись. - Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова? Дети: нет. - Почему? Ответы детей. - Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.) - А что значит правильно? Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу. - Давайте сделаем вывод? - Дополните предложение: Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их … (правильно).) - Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как? - В XVI веке вежливого человека называли «вежа», что означает - всезнающий. Именно от слова «вежа» произошло наше слово «Вежливость». - Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку. - Ребята, что же надо делать, чтобы быть вежливым? Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей. Ведущий: Молодцы, тогда продолжим наше путешествие, и мы пришли к озеру Приветствий. - Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение? (Со слова «Здравствуйте».)- Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого. - А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте»? - У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово. - В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: - Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово «Здравствуйте» - это значит будьте здоровы. «Здравствуйте»- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. - А какие еще волшебные слова вы знаете? Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д. - Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Ученик: Слова «До свиданья!», «Спасибо!», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!» Щедро дарите. Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома. Слова эти очень, И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить. Ведущий: А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем. 1. Игра «Будь внимателен» - Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед. Опустите.
Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперед. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места. Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений». - Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино. Мальвина: Здравствуйте, дети! Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасьте! Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино? Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо? Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино: А что я тебе такого сказал? Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать. Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина: Буратино, что у тебя за тон? Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю. Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло. Буратино: Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна "шутка" Буратино? Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, некрасиво и невежливо. Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро. Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал? Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться. Ведущий: Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым. Мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути. Впереди осталась всего одна остановка площадь Дружбы. А что такое дружба? (Особые отношения между людьми) «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». А кого мы зовем другом? « Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой». Это тот, с кем мы общаемся. Но настоящего друга найти непросто. Каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей). Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает за своего товарища, т. е несет ответственность за друга. Послушайте, какая история приключилась с одним моим знакомым.
Чтец: Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: - Карандаш я дал однажды! - Я в тот день забыл пенал. - В стенгазете чуть не каждой О тебе упоминал. - Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. - Я для милого дружка Не жалел и пирожка! - Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счет. Не влечет меня ребята Больше к другу, не влечет! А разве друга надо звать, Когда темно в пути? Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце - ночь? Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но, если друга надо звать, То вряд ли это друг! Давайте с вами поиграем в игру "Кто с кем дружит". 1. Забавные бурундучки Чип и …(Дейл) 2. Добрая Белоснежка и …(семь гномов) 3. Забавный Винни Пух и …(Пятачок) 4. Добрый Малыш и ….(Карлсон) 5. Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро) 6. Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)

Входит Леопольд. Леопольд: Здравствуйте, ребята. Ведущий: Что случилось, Леопольд. Почему ты такой грустный? Леопольд: не хотят со мной мыши дружить. Я нёс вам подарок - сердце доброты, а они опять всё испортили. (Показывает разрезанные кусочки сердца) Что теперь делать я не знаю. Ведущий: Не расстраивайся, Леопольдушка. Я знаю, как это исправить. Это ведь не простое сердце, а волшебное. Его можно собрать только добрыми делами. Каждый из вас должен взять кусочек этого сердца и назвать правила добрых и вежливых поступков.

Дети собирают сердце. Ведущий: Смотрите, ребята, какое большое сердце у нас получилось. Спасибо тебе, Леопольд, за такой подарок. А мышам мы обязательно объясним, что так себя вести нельзя. Леопольд: Я нёс вам сердце доброты, чтобы вы всегда были добрыми, вежливыми, дорожили дружбой друг с другом, заботились друг о друге, уважали друг друга., чтоб в вашем классе всегда царила доброта и уважение. Ведущий: А мы тоже хотим сделать тебе подарок. Давайте, ребята, споём Леопольду песенку.

Караоке «Дождик по земле босиком прошёл». Ведущий: Ребята, путешествуя по стране Доброта, вы многое узнали, поняли о том, что жить без добра невозможно. Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру. Д.С.Лихачев сказал: "Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только "исходные данные" выбраны вами правильно" Наше мероприятие подходит к концу. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Советы доброты



  • -Помогать слабым, маленьким, больным, старым, а также тем, кто попал в беду;

    • Прощать ошибки других;

    • Не быть жадным;

    • Не завидовать;

    • Сочувствовать другим.

    • Не выдавай чужой секрет.

  • -Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

  • -Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

  • -Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

  • -Делать добро для близких и друзей..

  • -Не вредничать.

  • -Не грубить.

  • - Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь -

  • -Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.

  • - Будь внимателен к собеседнику.

  • - Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей

  • - Не будь болтлив.

  • -Никогда не груби своим товарищам.

  • -Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

  • -Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

  • -Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький.

  • -Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

  • -Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

  • -Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

  • -Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - попрощайся.

  • -Не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься.

  • -Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

  • -Сказал - сделай.

  • -Не уверен - не обещай.

  • -Ошибся признайся.

  • -Забыл - попроси прощения.

  • -Говори то, что думаешь.

  • -Не выдавай чужую тайну.

  • -Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать - научи и его.

  • -Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.

  • -Делись с товарищем.

  • - Дружи так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

  • -Останови товарища, если он делает что-то плохое.

  • -Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

  • -Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно,

  • -Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

  • -Соблюдай правила игры, старайся выигрывать честно.

  • -Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.

  • - Здоровайся при встрече.

  • - Не груби, даже если сердит.

  • - Проявляй доброжелательность.

  • - Будь вежлив и воспитан.

11


© 2010-2022