Разработка урока по литературному чтению Астрид Линдгрен Карлсон, который живёт на крыше

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Цель: обобщение и литературоведческий анализ отрывка из повести - сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Задачи: - показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, размышления над его поступками и их причинами; - развивать речь обучающихся, внимание к авторскому слову в художественном тексте; - воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет Астрид Линдгрен, картинки: город Стокгольм, Карлсон.

Ход урока:

I. Повторение пройденного материала.
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. - Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. («Мир приключений и фантастики»)

- На уроке чтения мы совершаем путешествие по сказкам. Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках происходят чудеса, различные превращения.)

- Кто пишет сказки? (Сказки сочинял народ, а также писатели.)

II. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам.
- А сейчас давайте начнем знакомство с новой сказкой. Будьте внимательны и отгадайте, кто главный герой сказки:
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек - большой озорник
- Кто это?

- Как называется эта сказка?
- Кто автор?

2. Слово учителя.

Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 г. в городе Виммербю (Швеция) в крестьянской семье.

После окончания школы уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор).

Астрид Линдгрен вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные зимы, болезнь дочки. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Однажды она сделала заказ - о Пеппи-Длинный чулок. Мама не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".
Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен одна за другой взлетали в мир.
Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы. Её первой книгой, переведённой на русский язык, была повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон.

Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года в возрасте 95 лет. Она похоронена в родных краях, в Виммербю.

3. Постановка цели и задач урока. - Почему же Карлсон так нравится многим читателям? - к этому вопросу мы вернемся в конце урока. (на доске появляется вопрос: почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится большому количеству читателей?) - Итак, какой же он, Карлсон?

Качества характера Карлсона положительные: отрицательные: - Лучше понять характер Карлсона нам поможет сама автор, давайте обратимся к тексту.

- Мы будем читать ее целиком?

- Кто изображен на иллюстрации?
- Почему он над домами?

- Вы читали о гномах, куклах, но никто из них не умел летать. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка?

4. Чтение 1 части.

5. Словарная работа.

Самоуверенный - слишком уверенный в самом себе, выражающий пренебрежение к другим.

Хитроумный - очень хитрый, изобретательный и тонкий.

Увалень - Неуклюжий и неповоротливый человек.

- В каком городе живёт семья по фамилии Свантесон? (В городе Стокгольме.)

- Стокгольм - столица Швеции, самый большой город страны и один из древнейших и красивейших городов Европы.. Город был построен на четырнадцати небольших, не связанных друг с другом островах

6. Беседа по вопросам.

- Как же выглядит наш герой? (Очень маленький толстенький человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине.)

- Где живёт Карлсон? Найдём ответ в книге

- Чем он любит заниматься по вечерам?
- А днём? (Он летает)
- Что помогает Карлсону летать? (Его хитроумный моторчик.)
- Найдём в тексте описание работы моторчика.
- С кем сравнивает автор Карлсона в тот момент, когда он летит? (С директором.) Почему? (У него в этот момент важный, достойный вид.)

7. Работа в группе.

Качества характера Карлсона

положительные: смелый, сообразительный, общительный, выдумщик, веселый

отрицательные: самоуверенный, хвастливый, неуклюжий, озорной, врунишка, трусливый, сладкоежка

8. Физминутка:

Карлсон вдруг быстро встал,

Упражнения начал:

Раз - присел, потом - привстал,

На носочках потоптался,

Он моторчик свой завел -

И вокруг себя пошел.

9. Чтение 2 части.

10. Беседа по вопросам после чтения:
- С каким новым героем мы знакомимся?
- Описал ли автор внешность Малыша?
- А что мы узнали?
- Можем ли мы сказать какой был Малыш?
- Что насторожило Малыша?
- Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша?
- Что можно предположить?
- Почему Малыш стоял, не шелохнувшись?
- Какие чувства он испытывал?
- Что значит "дух захватило"?


11. Чтение по ролям (в паре).

12. Работа у доски.

На доске прикреплены карточки на которых написаны слова, обозначающие качества. Вам надо убрать одну лишнюю карточку, где написано качество, отсутствующее у Карлсона.

Карточки:

1 группа

2 группа

3 группа

Смелый

Обидчивый

Весёлый

Хмурый

Стеснительный

Самовлюблённый

Отходчивый

Грязнуля

Молчаливый


4 группа

5 группа

6 группа

Грустный

Грубиян

Злопамятный

Весёлый

Выдумщик

Находчивый

Хвастливый

Озорник.

Трусишка


13. Беседа. - Что же получается? У Карлсона гораздо больше таких качеств, которые нам не очень нравятся, однако Карлсона любит Малыш и большинству из вас он тоже нравится. Почему? - Астрид Линдгрен придумала сказочного человечка Карлсона и наделила его самыми разными чертами характера. - И действительно, Карлсон похож сразу на многих детей. Какие черты характера Карлсона вы найдете в себе? - Но даже если вы не очень любите умываться, обожаете сладости, иногда озорничаете, все равно вас любят ваши родители, бабушки и дедушки, с вами хотят дружить ваши одноклассники. Карлсон - мечтатель, фантазер, выдумщик, он как ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что - то не так, это не со зла, со временем все эти недостатки можно исправить. - А вам бы хотелось отправиться в мир увлекательных и веселых приключений в обществе Карлсона? - Как вы считаете, почему никто, кроме Малыша не видел Карлсона?
14. Домашнее задание.

- Подготовьте 2 вопроса к прочитанному произведению.

- Составьте пожелание своему сказочному герою.
III. Рефлексия.

- Теперь, прощаясь с Карлсоном, давайте подарим ему наш букет.
Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.

  • Красный - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.

  • Синий - если вам не понравился урок.

  • Жёлтый - если вы не определились.

(Дети прикрепляют по 1 цветку на доску к корзине.)



© 2010-2022