- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по литературному чтению Астрид Линдгрен Карлсон, который живёт на крыше
Разработка урока по литературному чтению Астрид Линдгрен Карлсон, который живёт на крыше
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стародубова Н.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оборудование: портрет Астрид Линдгрен, картинки: город Стокгольм, Карлсон.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала.
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. - Прежде, чем начать урок, вспомните, над каким разделом мы с вами работаем на уроках литературного чтения. («Мир приключений и фантастики»)
- На уроке чтения мы совершаем путешествие по сказкам. Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках происходят чудеса, различные превращения.)
- Кто пишет сказки? (Сказки сочинял народ, а также писатели.)
II. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам.
- А сейчас давайте начнем знакомство с новой сказкой. Будьте внимательны и отгадайте, кто главный герой сказки:
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек - большой озорник
- Кто это?
- Как называется эта сказка?
- Кто автор?
2. Слово учителя.
Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 г. в городе Виммербю (Швеция) в крестьянской семье.
После окончания школы уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор).
Астрид Линдгрен вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные зимы, болезнь дочки. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Однажды она сделала заказ - о Пеппи-Длинный чулок. Мама не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".
Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен одна за другой взлетали в мир.
Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы. Её первой книгой, переведённой на русский язык, была повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон.
Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года в возрасте 95 лет. Она похоронена в родных краях, в Виммербю.
3. Постановка цели и задач урока. - Почему же Карлсон так нравится многим читателям? - к этому вопросу мы вернемся в конце урока. (на доске появляется вопрос: почему Карлсона так любит Малыш и почему он нравится большому количеству читателей?) - Итак, какой же он, Карлсон?
Качества характера Карлсона положительные: отрицательные: - Лучше понять характер Карлсона нам поможет сама автор, давайте обратимся к тексту.
- Мы будем читать ее целиком?
- Кто изображен на иллюстрации?
- Почему он над домами?
- Вы читали о гномах, куклах, но никто из них не умел летать. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка?
4. Чтение 1 части.
5. Словарная работа.
Самоуверенный - слишком уверенный в самом себе, выражающий пренебрежение к другим.
Хитроумный - очень хитрый, изобретательный и тонкий.
Увалень - Неуклюжий и неповоротливый человек.
- В каком городе живёт семья по фамилии Свантесон? (В городе Стокгольме.)
- Стокгольм - столица Швеции, самый большой город страны и один из древнейших и красивейших городов Европы.. Город был построен на четырнадцати небольших, не связанных друг с другом островах
6. Беседа по вопросам.
- Как же выглядит наш герой? (Очень маленький толстенький человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине.)
- Где живёт Карлсон? Найдём ответ в книге
- Чем он любит заниматься по вечерам?
- А днём? (Он летает)
- Что помогает Карлсону летать? (Его хитроумный моторчик.)
- Найдём в тексте описание работы моторчика.
- С кем сравнивает автор Карлсона в тот момент, когда он летит? (С директором.) Почему? (У него в этот момент важный, достойный вид.)
7. Работа в группе.
Качества характера Карлсона
положительные: смелый, сообразительный, общительный, выдумщик, веселый
отрицательные: самоуверенный, хвастливый, неуклюжий, озорной, врунишка, трусливый, сладкоежка
8. Физминутка:
Карлсон вдруг быстро встал,
Упражнения начал:
Раз - присел, потом - привстал,
На носочках потоптался,
Он моторчик свой завел -
И вокруг себя пошел.
9. Чтение 2 части.
10. Беседа по вопросам после чтения:
- С каким новым героем мы знакомимся?
- Описал ли автор внешность Малыша?
- А что мы узнали?
- Можем ли мы сказать какой был Малыш?
- Что насторожило Малыша?
- Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша?
- Что можно предположить?
- Почему Малыш стоял, не шелохнувшись?
- Какие чувства он испытывал?
- Что значит "дух захватило"?
11. Чтение по ролям (в паре).
12. Работа у доски.
На доске прикреплены карточки на которых написаны слова, обозначающие качества. Вам надо убрать одну лишнюю карточку, где написано качество, отсутствующее у Карлсона.
Карточки:
-
1 группа
2 группа
3 группа
Смелый
Обидчивый
Весёлый
Хмурый
Стеснительный
Самовлюблённый
Отходчивый
Грязнуля
Молчаливый
-
4 группа
5 группа
6 группа
Грустный
Грубиян
Злопамятный
Весёлый
Выдумщик
Находчивый
Хвастливый
Озорник.
Трусишка
13. Беседа. - Что же получается? У Карлсона гораздо больше таких качеств, которые нам не очень нравятся, однако Карлсона любит Малыш и большинству из вас он тоже нравится. Почему? - Астрид Линдгрен придумала сказочного человечка Карлсона и наделила его самыми разными чертами характера. - И действительно, Карлсон похож сразу на многих детей. Какие черты характера Карлсона вы найдете в себе? - Но даже если вы не очень любите умываться, обожаете сладости, иногда озорничаете, все равно вас любят ваши родители, бабушки и дедушки, с вами хотят дружить ваши одноклассники. Карлсон - мечтатель, фантазер, выдумщик, он как ребенок, и все его недостатки от этого. И если он делает что - то не так, это не со зла, со временем все эти недостатки можно исправить. - А вам бы хотелось отправиться в мир увлекательных и веселых приключений в обществе Карлсона? - Как вы считаете, почему никто, кроме Малыша не видел Карлсона?
14. Домашнее задание.
- Подготовьте 2 вопроса к прочитанному произведению.
- Составьте пожелание своему сказочному герою.
III. Рефлексия.
- Теперь, прощаясь с Карлсоном, давайте подарим ему наш букет.
Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.
-
Красный - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
-
Синий - если вам не понравился урок.
-
Жёлтый - если вы не определились.
(Дети прикрепляют по 1 цветку на доску к корзине.)