- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников
Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова А.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Иванова А. В.
(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).
Выступление на педагогическом совете школы
Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно - нравственного развития и воспитания детей. «Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» [12, с. 5]. В послании президента сказано: «Духовное единство народа и моральные ценности - это такой же важный фактор, как политическая и экономическая стабильность…» Духовно - нравственное развитие личности - это формирование способности человека оценивать и использовать применять на практике моральные нормы. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы). Огромная роль воспитания нравственности принадлежит учителю на уроках русского языка и литературного чтения. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому …» (слайд)
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Если обратиться к программам по литературному чтению, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту духовно - нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений, важно выстроить своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения. Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна-лягушка». Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», обличение коварства и предательства, осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро, осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева». В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного духовно - нравственного развития. В процессе духовно - нравственного воспитания использую различные виды и формы работы: (слайды) - экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой; - тематические классные часы по нравственной тематике; - организация циклов бесед "Уроки нравственности"; - театральные представления по нравственной тематике; - праздники, сюрпризы, конкурсы; - читательские конференции; - изучение нравственного наследия своей Республики; В рамках изучения наследия мордовского народа нами разработана программа злективного курса «История родного края», цель которой - углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Программа включает: - содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны; - эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде; - деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности). Также использую такие формы, как:
- игры- викторины;
- утренники;
- участие в Международном форуме «Одарённые дети»;
- проектно-исследовательская деятельность;
- публикация рассказов, стихотворений в газетах «Колокольчик», «Диагональ»;
- игровые формы на уроках с элементами художественного рассказывания;
- театрализованные уроки;
- уроки-путешествия;
- работу с пословицами и стихами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аплетаев, М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения : монография / М. Н. Аплетаев. - Омск : Изд-во Ом ГПУ, 1998.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М : 1984 , т.4.
- Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1979.
- Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М. : Просвещение, 1978.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М : 1979, т. 11.
- Жинкин, Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. - 1964. - № 6.
- Жинкин, Н. И. Психологические основы развития мышления и речи / Н. И. Жинкин // Русский язык в школе, 1985. № 1.
- Иванова, А.В., Овчинникова, Л.В. Программа по внеурочной деятельности «Любительский театр, праздники», - Саранск, 2010.
- Ивенина, О.В., Иванова, А.В., Программа по внеурочной деятельности «История родного края», - Саранск, 2011.