Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития творческого мышления на уроке литературного чтения в начальной школе. Автором описывается процесс реализации потенциала творческого мышления второклассников в ходе групповой работы над созданием волшебной сказки.

Ключевые слова: творчество, нестандартное творческое мышление, креативность, творец, мечтатель, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Творчество - это создание чего - то нового, чего раньше не было. Творчество - это новое знание - открытия, изобретения, решение мудрёных задач. Творчество - это искусство - стихи, музыка, рисование. Творчество - это создание новых игр, новых слов.

Творчество даёт человеку много радости, развивает в нём наблюдательность, сообразительность, быстроту ума. Учит красиво и правильно говорить и писать - выражать свои мысли. Но для творчества нужны не только фантазия, выдумка и воображение, но и прочные знания.

Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе. С целью развития творческого воображения свои уроки провожу с применением теории решения изобретательских задач. ТРИЗ - это развитие нестандартного творческого мышления, логики, умения выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления. Большое внимание уделяю развитию памяти, наблюдательности, умению сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности.

Ребёнок по природе - творец и мечтатель, поэтому творческие задания предлагаю на каждом уроке. Работать с применением ТРИЗ очень интересно, а интерес порождает желание познать мир и самого себя.

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого

УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

образовательная

• выявить общие закономерности построения художественных произведений

развивающая

• формирование системного мышления, моделирования,

• развитие умения строить суждение на конкретном материале,

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,

• рефлексия собственных мыслительных процессов.

воспитательная

• воспитывать чувство слова и культуру чувств,

• продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей,

• учить вырабатывать собственную позицию и способ действия.

Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам друзья нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2. Эмоциональная речевая разминка

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

- Из какой сказки этот отрывок, назовите автора.

- Красивая картина описана в первых двух строках. Вокруг красивый мир, но «туча по небу идёт, бочка по морю плывёт». Что бы это означало? (Автор пытается донести до читателя красоту природы и между тем сочувствует своим героям.)

- Прочитайте отрывок ещё раз выразительно, постарайтесь показать голосом любование картиной природы и грусть.

Вот и к нашему школьному берегу сегодня прибило «волшебную бочку». Если на уроке у вас возникнут затруднения, она поможет справиться с ними.

3. Постановка проблемного вопроса

- Из «волшебной бочки» выглядывают различные предметы: сапоги - скороходы, шапка - невидимка, ковёр - самолёт. Посмотрите на эти предметы и назовите тему сегодняшнего урока (Сказка)

- А знаете ли вы сказку, в которой можно встретить все эти предметы?

4. Постановка учебной задачи

- Но такой сказки действительно нет, что же мы можем сделать?

5. Создание учебной ситуации, определение собственных задач урока

- Чему вы будете учиться на уроке? (сочинять сказки)

6. Выбор цели урока

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Создать свою сказку.)

- Что помогает героям всех сказок преодолевать трудности? (Дружба, взаимовыручка, смекалка.)

- Вот и вы должны во всем быть дружными и помогать друг другу, поэтому сочинять сказки вы будете в группах. Вы сегодня будете сказочниками. А в работе вам поможет народная мудрость из нашей «Волшебной бочки»: «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово». Как вы понимаете эти слова? (Нужно быть внимательными к своим товарищам и не обижать их даже словами.)

- Давайте вспомним правила работы в группе.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предлагай!

Операционно-исполнительский этап

1. Определение зачина

- Сказка начинается с зачина.

- Вспомните, как могут начинаться сказки. (Жили - были...)

2. Выбор зачина к сказке

- Выберите тот зачин сказки, который вам нравится или предложите свой вариант.

Памятка «Зачины»

Жили - были…

В тридесятом царстве, небывалом государстве…

В некотором царстве, в некотором государстве…

- О чём ещё можно узнать в зачине сказки? (Называются герои сказки.)

3. Определение сказочных героев

- Отгадайте загадки:

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

У всех жёнушки как жёны,

У него - лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша. (Иван - царевич)

И гусляр, и певец.

Кто же этот молодец? (Садко)

Болото - неуютный дом,

Жильцу в нем одиноко.

Мечтает каждый день о том,

Как он взлетит высоко.

Мечта останется мечтой,

Летать не может (Водяной)

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)

Болото - дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)

Скок-поскок, через море и лесок!

По пути нашёл Жар-птицу и красавицу-девицу,

Ну а глупого царя обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог умный маленький конёк,

Всем известный… (Горбунок)

Подарит новое корыто,

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком

Растёт золотая … (рыбка)

«Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое…» -

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает …(курочка Ряба)

Работать, умея красиво и ловко,

В деле любом, проявляя сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут … (Царевна - лягушка)

Все отгадки складываются в пять конвертов:

Герои (Емеля, Иван - царевич, Садко)

Героини (Василиса Премудрая, Снегурочка, Царевна - лягушка)

«Отрицательные» персонажи (Кикимора, Соловей - разбойник, Водяной)

Герои - помощники (Курочка Ряба, Конёк - горбунок, Золотая рыбка)

Предметы - помощники (Сапоги - скороходы, ковёр - самолёт, скатерть - самобранка)

- Выберите героев для своей сказки. (По 1 человеку от группы подходят и вынимают из каждого конверта по одной карточке.)

- Проанализируйте, кого из выбранных героев можно исключить, а кого нельзя исключить.

- Опишите главных героев своей сказки. Можете использовать таблицу противоречий, составленную на прошлых уроках.

Герой

Внешний вид

Характер

Настроение

- Возможно ли использовать фразеологические обороты при описании действий героев? Объясните их смысл.

Душа ушла в пятки

Задал стрекоча

Вышел сухим из воды

4. Работа над сюжетом произведений

Работа в группах и сочинение сюжета сказки.

Можно предложить детям упражнение «системный лифт» для определения места сказочного события.

(Царство - государство, стольный град, резной терем, светёлка. За тридевять земель, в дремучем лесу, в топком болоте.)

Памятка «Сказочный конструктор»

  1. Исходное существование запрета

  2. Герои нарушают запрет

  3. Последствия нарушения

  4. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.

  5. Поиск спасительной магии

  6. Добрые герои борются со злыми героями

  7. Герою приходят на помощь

  8. Спасение

  9. Герой возвращается домой с наградой

Проверка: Какая сюжетная линия у вас получилась?

5. Вот мы и дошли до выбора окончания сказки. Давайте немного отдохнём.

Физминутка «Наоборот»

Когда я говорю «хлоп», вы тихонько топаете ногами. Когда я говорю «топ», вы хлопаете в ладоши.

6. Выбор окончания сказки

- Будет ли вашим читателям интересно, если на этом закончить сказку?

- Всегда ли сказки заканчиваются хорошо?

- Как бы вы хотели закончить свою сказку?

Памятка «Концовка сказки»

Стали жить - поживать - добра наживать.

Вот вам сказка, а мне бубликов связка.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

- В волшебной бочке есть ещё мудрые слова: «Сказка, ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- Чему учит ваша сказка?

7. Работа над заголовком произведения

Можно ли будет узнать вашу сказку среди других? Что нам необходимо сделать? (Придумать заголовок.)

- Какой заголовок подойдет к вашей сказке? Докажите, соответствует ли название сказки её содержанию? Почему? На уроке изобразительного искусства вы будете создавать диафильм к своему произведению, т.е. рисовать по кадрам действия сказки.

8. Домашнее задание

- Наверняка в вашей жизни или в жизни ваших родных и близких были ситуации, требующие принятия нестандартных решений. И домашнее задание будет связано именно с ними.

- Коровы потеряли голос и не могут мычать. Придумайте, как в сказке они могут общаться друг с другом.

Рефлексивно-оценочный этап

1. Проверка результатов деятельности групп

2. Самооценка работы в группе

Лист самооценки

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в группе труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в группе

Вывод: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

3. Рефлексия

Смогли ли выполнить задачи, которые ставили перед собой?

Ссылки на источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897-ФЗ

  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: e-koncept.ru/2013/53572.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

  3. Школа творческого мышления. М. Р. Львов, Москва, «Астрель», 2003 г.

  4. Уроки речевого творчества. Н. Н. Каландарова, Москва, «ВАКО», 2009 г.

  5. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/07/triz

  6. ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/zagadki-dlja-detei.html

  7. deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/



© 2010-2022