- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения
Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Золотова М.В. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие творческого мышления в начальной школе на уроках литературного чтения
Аннотация. В статье рассматривается процесс развития творческого мышления на уроке литературного чтения в начальной школе. Автором описывается процесс реализации потенциала творческого мышления второклассников в ходе групповой работы над созданием волшебной сказки.
Ключевые слова: творчество, нестандартное творческое мышление, креативность, творец, мечтатель, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Творчество - это создание чего - то нового, чего раньше не было. Творчество - это новое знание - открытия, изобретения, решение мудрёных задач. Творчество - это искусство - стихи, музыка, рисование. Творчество - это создание новых игр, новых слов.
Творчество даёт человеку много радости, развивает в нём наблюдательность, сообразительность, быстроту ума. Учит красиво и правильно говорить и писать - выражать свои мысли. Но для творчества нужны не только фантазия, выдумка и воображение, но и прочные знания.
Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе. С целью развития творческого воображения свои уроки провожу с применением теории решения изобретательских задач. ТРИЗ - это развитие нестандартного творческого мышления, логики, умения выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления. Большое внимание уделяю развитию памяти, наблюдательности, умению сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности.
Ребёнок по природе - творец и мечтатель, поэтому творческие задания предлагаю на каждом уроке. Работать с применением ТРИЗ очень интересно, а интерес порождает желание познать мир и самого себя.
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Урок литературного чтения по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого
УМК «Школа России», 2 класс, тема «Устное народное творчество»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательная
• выявить общие закономерности построения художественных произведений
развивающая
• формирование системного мышления, моделирования,
• развитие умения строить суждение на конкретном материале,
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
• рефлексия собственных мыслительных процессов.
воспитательная
• воспитывать чувство слова и культуру чувств,
• продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей,
• учить вырабатывать собственную позицию и способ действия.
Мотивационно-ориентировочный этап
1. Организационный момент
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Эмоциональная речевая разминка
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
- Из какой сказки этот отрывок, назовите автора.
- Красивая картина описана в первых двух строках. Вокруг красивый мир, но «туча по небу идёт, бочка по морю плывёт». Что бы это означало? (Автор пытается донести до читателя красоту природы и между тем сочувствует своим героям.)
- Прочитайте отрывок ещё раз выразительно, постарайтесь показать голосом любование картиной природы и грусть.
Вот и к нашему школьному берегу сегодня прибило «волшебную бочку». Если на уроке у вас возникнут затруднения, она поможет справиться с ними.
3. Постановка проблемного вопроса
- Из «волшебной бочки» выглядывают различные предметы: сапоги - скороходы, шапка - невидимка, ковёр - самолёт. Посмотрите на эти предметы и назовите тему сегодняшнего урока (Сказка)
- А знаете ли вы сказку, в которой можно встретить все эти предметы?
4. Постановка учебной задачи
- Но такой сказки действительно нет, что же мы можем сделать?
5. Создание учебной ситуации, определение собственных задач урока
- Чему вы будете учиться на уроке? (сочинять сказки)
6. Выбор цели урока
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Создать свою сказку.)
- Что помогает героям всех сказок преодолевать трудности? (Дружба, взаимовыручка, смекалка.)
- Вот и вы должны во всем быть дружными и помогать друг другу, поэтому сочинять сказки вы будете в группах. Вы сегодня будете сказочниками. А в работе вам поможет народная мудрость из нашей «Волшебной бочки»: «Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово». Как вы понимаете эти слова? (Нужно быть внимательными к своим товарищам и не обижать их даже словами.)
- Давайте вспомним правила работы в группе.
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
Операционно-исполнительский этап
1. Определение зачина
- Сказка начинается с зачина.
- Вспомните, как могут начинаться сказки. (Жили - были...)
2. Выбор зачина к сказке
- Выберите тот зачин сказки, который вам нравится или предложите свой вариант.
Памятка «Зачины»
Жили - были…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
В некотором царстве, в некотором государстве…
- О чём ещё можно узнать в зачине сказки? (Называются герои сказки.)
3. Определение сказочных героев
- Отгадайте загадки:
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
У всех жёнушки как жёны,
У него - лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша. (Иван - царевич)
И гусляр, и певец.
Кто же этот молодец? (Садко)
Болото - неуютный дом,
Жильцу в нем одиноко.
Мечтает каждый день о том,
Как он взлетит высоко.
Мечта останется мечтой,
Летать не может (Водяной)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)
Болото - дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
Скок-поскок, через море и лесок!
По пути нашёл Жар-птицу и красавицу-девицу,
Ну а глупого царя обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог умный маленький конёк,
Всем известный… (Горбунок)
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком
Растёт золотая … (рыбка)
«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…» -
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает …(курочка Ряба)
Работать, умея красиво и ловко,
В деле любом, проявляя сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … (Царевна - лягушка)
Все отгадки складываются в пять конвертов:
Герои (Емеля, Иван - царевич, Садко)
Героини (Василиса Премудрая, Снегурочка, Царевна - лягушка)
«Отрицательные» персонажи (Кикимора, Соловей - разбойник, Водяной)
Герои - помощники (Курочка Ряба, Конёк - горбунок, Золотая рыбка)
Предметы - помощники (Сапоги - скороходы, ковёр - самолёт, скатерть - самобранка)
- Выберите героев для своей сказки. (По 1 человеку от группы подходят и вынимают из каждого конверта по одной карточке.)
- Проанализируйте, кого из выбранных героев можно исключить, а кого нельзя исключить.
- Опишите главных героев своей сказки. Можете использовать таблицу противоречий, составленную на прошлых уроках.
Герой
Внешний вид
Характер
Настроение
- Возможно ли использовать фразеологические обороты при описании действий героев? Объясните их смысл.
Душа ушла в пятки
Задал стрекоча
Вышел сухим из воды
4. Работа над сюжетом произведений
Работа в группах и сочинение сюжета сказки.
Можно предложить детям упражнение «системный лифт» для определения места сказочного события.
(Царство - государство, стольный град, резной терем, светёлка. За тридевять земель, в дремучем лесу, в топком болоте.)
Памятка «Сказочный конструктор»
-
Исходное существование запрета
-
Герои нарушают запрет
-
Последствия нарушения
-
Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
-
Поиск спасительной магии
-
Добрые герои борются со злыми героями
-
Герою приходят на помощь
-
Спасение
-
Герой возвращается домой с наградой
Проверка: Какая сюжетная линия у вас получилась?
5. Вот мы и дошли до выбора окончания сказки. Давайте немного отдохнём.
Физминутка «Наоборот»
Когда я говорю «хлоп», вы тихонько топаете ногами. Когда я говорю «топ», вы хлопаете в ладоши.
6. Выбор окончания сказки
- Будет ли вашим читателям интересно, если на этом закончить сказку?
- Всегда ли сказки заканчиваются хорошо?
- Как бы вы хотели закончить свою сказку?
Памятка «Концовка сказки»
Стали жить - поживать - добра наживать.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
- В волшебной бочке есть ещё мудрые слова: «Сказка, ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Чему учит ваша сказка?
7. Работа над заголовком произведения
Можно ли будет узнать вашу сказку среди других? Что нам необходимо сделать? (Придумать заголовок.)
- Какой заголовок подойдет к вашей сказке? Докажите, соответствует ли название сказки её содержанию? Почему? На уроке изобразительного искусства вы будете создавать диафильм к своему произведению, т.е. рисовать по кадрам действия сказки.
8. Домашнее задание
- Наверняка в вашей жизни или в жизни ваших родных и близких были ситуации, требующие принятия нестандартных решений. И домашнее задание будет связано именно с ними.
- Коровы потеряли голос и не могут мычать. Придумайте, как в сказке они могут общаться друг с другом.
Рефлексивно-оценочный этап
1. Проверка результатов деятельности групп
2. Самооценка работы в группе
Лист самооценки
Утверждение
Полностью
согласен
Частично
согласен
Не согласен
Затрудняюсь
ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий
При разногласиях я принимаю другое решение
Большинство решений предложено мной
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение
Работать в группе труднее, чем одному
Мне интереснее и полезнее работать в группе
Вывод: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!
3. Рефлексия
Смогли ли выполнить задачи, которые ставили перед собой?
Ссылки на источники:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897-ФЗ
-
Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: e-koncept.ru/2013/53572.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
-
Школа творческого мышления. М. Р. Львов, Москва, «Астрель», 2003 г.
-
Уроки речевого творчества. Н. Н. Каландарова, Москва, «ВАКО», 2009 г.
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/07/triz
-
ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/zagadki-dlja-detei.html
-
deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/