- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка по профилактике асоциального поведения
Методическая разработка по профилактике асоциального поведения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суськова А.С. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Конкурс
на лучшую методическую разработку
по профилактике асоциального поведения
несовершеннолетних
«Здоровые дети - наше будущее»
Мероприятие по профилактике наркомании и употребления психоактивных веществ.
Ток-шоу "Большая перемена"
Автор:
Суськова Анастасия Сергеевна
социальный педагог МБОУ АСОШ №1
Ардатов, 2014 год
Пояснительная записка Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде, в том числе потребление наркотиков остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь. По статистике, основными потребителями наркотиков являются люди от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде приобрела особую актуальность и требует совместных решительных действий как со стороны государства, так и со стороны общества. Экономическая нестабильность ведёт к обострению проблемы социального сиротства несовершеннолетних, что еще больше осложняет проблему подростковой наркомании. Обращает на себя внимание рост числа женщин, употребляющих наркотические и психоактивные вещества, появление «семейной» наркомании и фактов вовлечения малолетних детей в наркоманию собственными родителями. Научно установлено, что склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, вообще к нездоровому образу жизни и к асоциальному поведению закладываются в самом раннем детстве. Соответствующие вкусы, потребности и манера поведения формируются на основе автоматически работающих инстинктов ребенка: подражания, ориентировачно-исследовательского (попробовать самому), группового (общение, быть таким же, как другие) самоутверждения (поскорее выйти из подчинения взрослым и делать, что заблагорассудится) и других. В сложившейся ситуации профилактика наркомании в молодежно-подростковой среде приобретает приоритетное значение, поэтому мы решили провести мероприятие по профилактике наркомании и употребления психоактивных веществ среди обучающихся 9 - 11 классов, т.к. эта категория детей считается самой уязвимой в этой проблеме. Выбранная форма работы на наш взгляд является наиболее эффективной, т.к. через проигрывание ситуации, непосредственное участие в разрешении проблем связанных с употреблением ПАВ можно добиться желаемого результата. Целью нашего мероприятия является: формирование у обучающихся сопротивления негативному влиянию социального окружения. Задачи: - образовательная: расширить знания о вреде алкоголя, табакокурения, наркомании; - воспитательная: воспитать отрицательное отношение к искушениям современного мира - алкоголю, табаку, наркотикам; - развивающая: развить умение слушать друг друга и работать в коллективе. В ходе мероприятия планируется показать сюжеты из жизни, инсценируемые самими детьми, будет проведена викторина среди зрителей на тему «Вредные привычки», также лекция о вреде употребления ПАВ. Технические средства и оборудование: Мультимедийная установка с презентацией, видеозапись «Социальный ролик против наркомании».
Мероприятие по профилактике наркомании и употребления психоактивных веществ. Ведущий 1: Добрый день! В эфире ток-шоу "Большая перемена" на первом школьном канале. Я очень рада, что вы пришли на встречу, чтобы обсудить очень важную проблему - проблему наркомании. Тема нашей сегодняшней программы "Жизнь без наркотиков. Возможно ли это?". Прежде, чем мы примемся вершить суд над наркоманией, я хотела бы спросить зал: Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему? (мнения зрителей). Ваши высказывания, по-моему, утвердили наше мнение: проблема наркомании заслуживает обсуждения!!! Гости нашей программы:
- Заместитель начальника полиции по оперативной работе отдела МВД России по Ардатовскому району, майор полиции,
- инспектор ПДН ОМВД Ардатовского района,
- ответственный секретарь КДН и ЗП,
- врач - нарколог,
- ученики 9 - 11 классов,
- заместитель директора по воспитательной работе,
- педагог - психолог.
Сюжет 1: "Света и Дима"
Машина, попавшая под ледяной дождь и застрявшая в пробке. Д: Никто не двигается (имитирует закуривание сигареты) Похоже на то, что придется посидеть тут долго. С: А я не возражаю! Концерт был изумительный, так что это пустяки (она кашляет несколько раз). Д: Да и все, кто там был, кажется, застряли тут, как и мы. С: Ты не мог бы открыть окно? (Кашляет) Это уже твоя вторая сигарета с того времени, как мы тут застряли. Дышать невозможно! Д: Ты права, извини. (Он спускает стекло, но дождь заставляет его вновь поднять его.) Н-да, льет как из ведра. С: (раздраженно) Дима, ну, может, ты хоть загасишь тогда свою дурацкую сигарету? Д: (то же раздраженно) Да, конечно. Кстати, ты сегодня впервые жалуешься на мое курение. С: Да, потому, что я впервые застряла в закрытой машине с тобой! (Опускает стекло, делает глоток воздуха и поднимает его вновь). Д: Только не нужно драматизировать. С: А я не драматизирую. Я реально смотрю на вещи. Я чувствую себя так, будто это я курю. Д: Ладно, успокойся. Кончилась сигарета. Ты довольна? С: Не совсем. Половина этой сигареты все еще в моих легких. Ведущий 1: Половина этой сигареты все еще в моих легких! Так ли это? Попросим прокомментировать ситуацию наших экспертов. Ведущий 2: Давайте проверим, насколько вы владеете информацией о вреде курения. Викторина о вреде курения. За каждый правильный ответ выдается жетон. Победителем будет считаться тот, кто наберет большее количество жетонов. Вопросы викторины: 1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? Ответ: Угарный газ, который, соединяясь, с красными кровяными тельцами, уменьшают количество кислорода, переносимого кровью. 2. Сколько известных канцерогенных веществ содержится в одной сигарете? 4 ? 8 ? 12 ? 15 ? Ответ: В каждой сигарете содержится 15 различных канцерогенных веществ. 3. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствия курения? Ответ: Сердце. Курение является одной из причин заболевания сердца. 4. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения? Ответ: Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненной курением организму. 5. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей: электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или непогашенные сигареты. Ответ: Сигареты. 6. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно в течение года, сколько смолы оседает в его легких? Ответ: Около литра. 7. Верно или нет, что курение вызывает сильнейшее привыкание? Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить. 8. Какой процент курильщиков заявляет, что хотели бы бросить курить? Ответ: 85 % 9. Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс кислорода и крови в легких? Ответ: Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких. Ведущий 1: А сейчас встречайте второй наш сюжет.Сюжет 2: "Маша"
Кухня в доме. Маша ждет, когда за ней заедут ее друзья. М: (Сердито). Никуда ты не пойдешь. Маша: Ну, мама. Ну, как ты так можешь. Ну, пожалуйста! Они вот-вот подъедут. М: Я не хочу, чтобы ты с ними общалась. Это мое последнее слово. Маша: Значит так, да? Ты хочешь выставить меня полной идиоткой перед моими друзьями. Только я нашла себе нормальную компанию, где мне рады, как говоришь, что мне нельзя больше с ними встречаться. М: С тех пор, как ты нашла этих "нормальных" друзей, ты забросила учебу и начала курить. Я просто не узнаю свою бывшую круглую отличницу! Маша: Ты тоже когда-то курила. М: Но ты же помнишь, как ты и твои братья настаивали, чтобы я бросила! Чего мне это стоило! В: Знаешь, мама права. Маша: Кто б говорил! Что это торчало у Виктории вчера после уроков изо рта, макаронина? В: Только не впутывай сюда Викторию. Ты ревнуешь, вот и злишься. Маша: Больно надо. (Имитирует зажигание сигареты). В: А ты помнишь, что вычитал Сережа? Каждая сигарета вычеркивает восемь минут жизни. Маша: Отстань, а? М: Ну хватит! Раздается стук в дверь, Маша бежит в свою комнату. Мать открывает дверь. Входит отец. М: Почему ты стучишь? П: Я был не уверен, мой ли это дом - что-то уж слишком шумно. Маша выглядывает из своей комнаты, видит отца и бросается к нему на шею. Маша: Папочка, я так рада тебя видеть. Может, ты заставишь маму передумать? П: Это не просто, не просто. Ты же знаешь, наша мама - юрист. А в чем, собственно дело? В: Понимаешь, у Маши развился типичный синдром курильщика: низкая самооценка, отсутствие целей и компания друзей с теми же взглядами. Мамочка решила положить этому решительный конец. Маша: Очень смешно. Ведущий 1: Как вы думаете, кто прав Маша или мама? Что же делать Маше в этой ситуации? Давайте спросим у зала. (Опрашивают ребят, присутствующих в зале). Попросим экспертов прокомментировать ситуацию. Ведущий 2: А сейчас информационный блок. Существует множество мифов о пользе курения, придуманных самими курильщиками. Например, то, что:- курение позволяет расслабиться, когда человек нервничает,
- физические упражнения нейтрализует вред, наносимый курением,
- большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время,
Сюжет 3: "Константин"
Наконец-то Костя встретил девушку своей мечты. Карина соответствовала всем его представлениям об идеальной девушке: милая, веселая, энергичная, просто душа любой компании. Они уже встречались несколько месяцев, и все было прекрасно до одного случая. В этот день Константин пригласил свою любимую на дискотеку. Они весело проводили время, танцевали, веселились. Но в какой-то момент Косте понадобилось отлучиться. Тогда и появился ОН. Борис и Карина сразу понравились друг другу. Через некоторое время ребята покинули дискотеку вместе. Когда Константин вернулся, некоторое время он поискал свою любимую. Но, узнав в чем дело, расстроенный пошел домой. Костя: "После этого случая жизнь стала казаться мне безразличной. Дни стали похожими друг на друга. С Кариной мы больше не встречались, и я совсем уже разуверился встретить в своей жизни настоящую любовь. Все свое свободное время я проводил во дворе вместе с компанией ребят, тогда и начал курить, баловаться пивком и водкой. В конце лета в нашем дворе появился новый парень, который, как, оказалось, употреблял наркотики. Он так здорово рассказывал о том, как ловит "кайф" и какие при этом яркие ощущения. Предложил попробовать всем нам. Некоторые ребята отказались сразу, кто-то сначала немного "поломался", а мне терять было нечего, и я согласился сразу. Постепенно втянулся. Сейчас нахожусь на лечении в наркологии". Ведущий 1: Вот такая история произошла с нашим героем. Как вы считаете, стоит ли из-за неудач в личной жизни начинать курить, пить, употреблять наркотики? Мнение зала… Мнение экспертов… Ведущий 1: Как мы поняли из всех ваших ответов - не стоит начинать употреблять наркотики, пить и курить из-за неудач в личной жизни, проблем с родителями, следуя за друзьями. Каждый человек имеет возможность выбора, и сам несет ответственность за свое здоровье и жизнь. Наркомания - болезнь общества, болезнь, с которой можно и нужно бороться. С вами была "Большая перемена". До встречи!Литература
- Д.В. Колесов, Л.Х.Казаков, Г.В. Плешакова Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников (пособие для учителя) - М., 1992.
- Методический сборник // Межрегиональная научно-практическая конференция "Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде" - Казань, 2000.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: "ВАКО", 2004, 272 с.