Статья Формирование умений и навыков на уроках математики

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование умений и навыков на уроках математики

В последнее время большое внимание уделяется саморазвитию школьников в ходе обучения. Они должны овладеть умениями и навыками самообучения и саморазвития, а именно должны самостоятельно принимать учебную задачу, определять учебные операции. Производить контроль и самоконтроль, осуществляя оценку и самооценку. Чтобы младшие школьники овладевали этими умениями и навыками, важно сформулировать у них потребность в обучении и саморазвитии.

Основной формой обучения является урок, на котором формирование умений и навыков учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями осуществляется через взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся.

  1. На каждом уроке, в зависимости от темы и содержания, учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которой ученики организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов, получают ответы на вопрос: «Как это сделать? » Таким образом, у них вырабатываются умения и навыки учебного труда, которые базируются на развитии психических процессов, и на каждой ступени обучения приобретают новые качества. Для формирования потребностей в обучении и саморазвитии мною разработана система обучения по этапам, где развитие и обучение происходит через принцип обучения в зоне ближайшего развития каждого ребенка.

групповые формы работы. В основ у работы ставятся следующие принципы:

  1. принцип природосообразности (развитие способностей учащихся, поддержка стремления ребенка к обучению, осуществление помощи детям в учении и развитии);

  2. принцип гуманизации, где учитываются интересы младших школьников к определенным видам занятий;

Эти принципы служат ориентиром пи выборе методов и содержания образования для реализации предлагаемой системы обучения, в которой самое главное - обеспечение полной занятости всех

Учащихся на протяжении всего урока и организация индивидуальной деятельности каждого ученика. Важно, что, выполняя сначала действия самостоятельно, а потом сравнивая результаты своей деятельности с результатами другого, можно многому научиться и развиваться дальше.

На первом этапе данной системы определяются тема, цели, задачи урока, потребности и познавательные мотивы к обучению. В первом ии втором классах тему и цели сообщает учитель, так как в это время школьники только учатся задавать вопросы для учебного диалога и отвечать на них. В третьем и четвертом классах учащиеся высказывают свои предложения о том, чему они будут учиться, и вместе с учителем формулируют цель. Во всех классах мы обязательно выясняем зачем или почему мы будем изучать данную тему, т. е. определяем учебную задачу На

этом этапе решается одна из наиболее трудных задач- перевод ученика из состояния «не хочу» в состояние «хочу».

На втором этапе осуществляется знакомство с темой в форме лекции - сотрудничества. Лекция - это не монолог, а добывание знаний в ходе занятия, где задействовано мышление учащихся. Ученики получают задание, которое определяет ход логических мыслей . Учебный материал должен быть доступным, достоверным, научным , связанным с жизнью и в тоже время интересным и познавательным, в нем выделяются понятия и правила, которые школьники усвоят и будут использовать для доказательства каких - либо утверждений.

Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изученной теме до формирования устойчивых навыков помогают различные средства обучения. Чтобы привлечь внимание к новому материалу, используются яркие предметы, картинки, рисунки, схемы, занимательный дидактический материал. Следует настроить детей на контакт друг с другом, доброжелательное отношение в группе. Таким образом, создается психологическая обстановка, которая способствует формированию желания учиться, самостоятельно работать, достигать более высоких результатов.

Для выполнения творческих заданий используются проблемные ситуации, в ходе выполнения которых ученики самостоятельно добывают знания. Сначала такие задания выполняются учащимися самостоятельно, индивидуально. Перед ними стоит проблема « Зачем дано задание?»Затем в ходе работы в парах они выполняют взаимную проверку, обмениваются мыслями, предлагают варианты ответов, которые обсуждаются детьми. В группе каждый ученик выдвигает гипотезу, с которой все соглашаются или спорят, но в завершении дискуссии приходят к общему мнению, делают вывод. Правильность сделанного вывода проверяется по учебнику. Именно проблемно - поисковый и исследовательский методы отражают объективное психофизические, физические и логические закономерности детского развития.

Третий этап предусматривает отработку материала и овладение алгоритмом работы, где учащиеся выполняют упражнение индивидуально, а затем объединяются в динамические пары, сравнивают и оценивают результаты друг друга. Учащиеся, поставившие объективные оценки, становятся руководителями (лидерами) групп. Они проверяют работы других детей, помогают более слабым при возникновении трудностей. Потом слабый ученик отчитывается , чему его научил руководитель группы.В результате ученик переходит их состояния « не знаю» в состояние « знаю», овладевает умениями и навыками определения учебных операций, проведения самоконтроля и самооценки.

На четвертом этапе для самоподготовки дети получают творческие задания или выбирают задания по своему желанию исходя из цели урока,. либо сами формулируют их. На следующем уроке учащиеся рассказывают о том, как они искали информацию, осуществляли корректировку. Учитель проводит консультации, повторение и закрепление материала в игровой форме. Участие детей в дидактических, сюжетно - ролевых, деловых играх способствует самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, совершенствует предметную деятельность, логику и приемы и навыки учебной деятельности, формирует и развивает умения и навыки учебной деятельности.

Проверка знаний и умений на пятом этапе проходит в виде письменных контрольных и срезовых работ, тестов, устных опросов. Учитель обращает особое внимание на то, чтобы содержание проверочных работ ставило бы ученика в новую ситуацию, в которой проявлялись бы его навыки самостоятельного практического применения знаний

Шестой этап - подведение итогов контрольных и проверочных работ. По этим результатам можно судить о знаниях, умениях и навыках.


© 2010-2022