- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по предмету Живой мир
Конспект урока по предмету Живой мир
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Перевалова Н.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Асбестовская СКОШИ
КОНСПЕКТ
урока по предмету
«Окружающий мир».
Тема: «Растения огорода - овощи. Распознавание»
Место проведения: Асбестовская СКОШИ, 2-е отд., каб. №72
Время проведения: 20.11.2014 год в 11. ч.00 мин.
Участники: учащиеся 6-в класса, возраст 12-13 лет
(дети с тяжелыми нарушениями интеллекта)
Исполнитель: учитель-дефектолог Перевалова Н.В.
Оформление, оборудование
-
Наглядный материал:
-
На доске: карточки с названием осенних месяцев, карточки с словарными словами; набор картинок «Овощи» формат А-4, Таблица «План-описание» формат А-3; плакат «ОВОЩИ» формат А-3.
-
Уголок природы. Стенд «Календарь погоды». Черный маркер. Осенний букет в вазе из засушенных веточек деревьев, Натуральные овощи на подносе.
-
Раздаточный материал: календарь погоды - 4 шт., цветные карандаши, шаблоны овощей - 8 шт., корзинки - 2 шт.Смайлы «Настроение» 4 шт.
-
ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Авторский медиапродукт:
-
Презентация слайдов-картинки «Витамины в овощах».
Предварительная подготовка
-
Изучение методической литературы.
-
Составление конспекта урока.
-
Изготовление наглядного и раздаточного материала.
-
Оформление доски.
-
Чтение сказок, рассказов познавательного характера.
-
Подбор информации из интернета.
-
Экскурсия с учащимися «Наблюдения за изменениями в природе».
-
Посещение выставка из природного материала «Дары осени».
-
Составление презентаций.
-
Эмоциональный настрой учащихся.
Использованная литература
-
Алёшина И.Н. Ознакомление с окружающей действительностью. / Москва ЦГЛ 2004.
-
Баряева Л.Б., Н.Н. Яковлевой Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией г. Санкт-Петербург ЦДК 2011
-
Бгажнокова И.М.. Программа. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией кандидата психологических наук, профессора - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г.
-
Бондаренко Т.Н. Экологические занятия / Воронеж Учитель. 2002.
-
Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения. / М. : Пед. Общество России 2004.
-
Доронов Т. Обучение рисованию, лепке, аппликации. / М. : Просвещение. 1992.
-
Катаева А.А. Дидакт.игры и упр-я в обучении у.о.школьн. / М.: Бук-мастер. 1993
-
Морозова И.А. КРО Ознакомление с окруж миром. Конспекты. / М.:Мозаика-синтез. 2009.
-
Новосёлова Н.А., А.А.Шлыкова. Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (подготовительный, I - X классы). Екатеринбург: Центр «Учебная книга» 2004 г.
Интернет - источники:
- nsportal.ru/sites/default/files/2012/03/19/prezentaciya_ovoshchi_-_kopiya.pdf
- google.ru/search?q=
- turnik.org/publ/zdorovyj_obraz_zhizni/vse_o_pitanii/aleksej_gorishnyj_o_vitaminakh
Цели
Задачи
Планируемый результат
Коррекционно-образовательная:
Формирование у детей обобщённого представления о растениях огорода - овощах: внешний вид, растут на грядках, полезны людям, применяя инновационные образовательные технологии.
-
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, вкусовые качества, цвет, используя таблицу план-описание.
-
Дать детям знания о содержании витаминов в овощах, об их пользе для организма.
-
Обучать учащегося созданию мини- информационного проекта.
-
Развивать умение слушать ответы товарищей, вести диалог с учителем, придерживаясь указанной темы.
Формирующиеся представления у учащихся о растениях огорода - овощах.
Формирующиеся умения применять знания в жизненных ситуациях.
Коррекционно-развивающая:
Развитие мыслительных процессов, познавательной активности учащихся, мышления и речи.
Развитие общей моторики путём проведения физкультурной паузы.
Развитие мультисенсорного восприятия учащихся через использование интерактивных технологий.
-
Способствовать активизации, стимуляции и упражнению психических функций.
-
Активизировать речь учащихся через уточнение значения слов, построение ответов на вопросы.
-
Развивать и обогащать активный словарь учащихся.
-
Развивать двигательную активность детей в период утомляемости на уроке.
-
Развивать визуальное и аудиальное восприятие материала.
Развивающиеся умственные способности у учащихся, активизация словаря.
Развитие общей моторики
детей.
Развивающееся мультисенсорное восприятие у каждого ребёнка.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать интерес на уроке, уважение к труду людей.
Повышать уровень учебной мотивации через создание ситуации успешности для каждого ученика, стимулирование его деятельности.
- Воспитывать уважение к труду старших.
- Воспитание навыков учебной деятельности, усидчивости на уроке, самоконтроль.
Применение заботливого отношения к близким людям в жизни.
Желание и интерес к участию в учебном процессе.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Орг.момент
Повторение изученного материала.
Подготовка к осознанному усвоению нового материала.
Изучение нового материала.
Проверка понимания учащимися нового материала.
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов урока.
Прозвенел звонок, начинать пора урок.
Метод активизации: "Улыбнемся друг другу", "Поздоровайся локтями".
- Скажите, ребята, какой у нас урок?
- Посмотрите на доску и скажите, какой месяц наступил? Время года? Поздняя осень. Назовите все осенние месяцы.
Работа с календарем погоды.
- Давайте в календаре природы отметим, какая у нас сегодня погода.
- Какие ещё изменения происходят в природе поздней осенью? Почему деревья осенью сбрасывают листья? - А деревьям тоже надо раздеваться перед сном! - Посмотрите, какие нарядные деревья в сентябре (показ осеннего букета), мы ходили с вами на экскурсию. Какие голые они стоят в ноябре, посмотрите за окно.
- Проходите на свои места и отметьте погоду в своих календариках. Что нарисуете?
Постановка темы и цели урока.
- Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете загадки.
-
Зелёные ребятки, улеглись на грядке, все ребятки молодцы, а зовут их (…).
- Найти картинку на столе, соответствующую отгадке и прикрепи на доске.
-
Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я (…).
-
Он круглый и красный,
как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (…).
-
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
-
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает(…).
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Так про что мы будем сегодня на уроке говорить? Как можно одним словом назвать лук, морковь, помидор и т.д.? (на доске крепится плакат «Овощи»). Мы будем распознавать овощи, которые растут в нашем регионе, у нас на Урале. Лето на Урале короткое и всё же, если хорошо ухаживать за растениями огорода, то можно получить богатый урожай овощей.
- Ответьте на вопрос: в какое время года собирают овощи?
Использование ИКТ. Презентация
Слайд №1
- Посмотрите, какой богатый урожай из овощей собран.
Слайд №2
Игровая технология Дидактическая игра «На какую фигуру похож?»
- Давайте внимательно посмотрим и скажем, какой овощ похож на геометрические фигуры.
Игровая технология
Дидактическая игра «Назови цвет»
- А кто нам назовёт, какой овощ по цвету? Какие овощи красного цвета? Какие овощи зелёного цвета?
Работа по учебнику, в тетради.
- Откройте учебник с.54-55. Работа по картинкам.
Специальное место для выращивания овощей называется огород. Словарная работа. Землю в огороде перекапывают, рыхлят, делают грядки (на доске вывешиваются карточки со словами: огород, грядки). На грядки высаживают семена или клубни (картофеля) овощей, ухаживают за ними, а осенью собирают урожай.
Беседа - Ребята, какие овощи растут в земле? - А какие овощи растут на грядке, на земле? - По предмету «Чтение» мы читали сказку, про то, делили между собой мужик и медведь вершки и корешки. Что съедобное у растения картофель? у растения помидор? у растения морковь, и т.д. ?
- Собрали все овощи с огорода, а как же урожай сохранить?
Картофель, морковь, свеклу складывают в мешки и хранят в прохладном, темном месте - подпол, общие ямки. Помидоры и огурцы закрывают в банки. Капусту засаливают.
Игровая технология
Подвижная игра «Собери урожай». Физкультминутка.
- Давайте соберём урожай, кто быстрее?
Чтение отрывка из стихотворения «Овощи» Ю.Тувима.
-Послушайте стих.-е про овощи:
Хозяйка однажды с базара пришла. Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, петрушку и свёклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Петрушка иль свёкла? Ох!..
- Ребята, как вы думаете, что приготовила хозяйка из этих овощей?
- Что можно ещё приготовить из овощей?
- Ребята, вот овощи спорили, кто из них самый вкусный, но они не успели это выяснить, потому что их сварили. А, вы, как думаете, какой овощ самый полезный?
Слайд №3
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус.
- А как вы думаете, в овощах есть витамины?
Слайд №4
- Овощи мы едим сырыми, вареными - это пища. Пища необходима человеку так же как воздух. Если человек мало ест, он становится грустным, вялым, часто болеет, быстро устаёт. Овощи - основные источники витаминов, которые помогают меньше болеть, заставляют мозг работать, ноги двигаться, а сердце биться.
Витаминов очень много и у каждого своя роль.
Технология деятельностного обучения. Мини-Информационный проект. 5-П
Максим получил задание. Проблемной ситуацией была новая тема «Витамины в овощах». Решение проблемы можно брать из окружающей жизни. У Максима дома есть огород и он знает как растут овощи. Используя Интернет, мы нашли информацию, обобщили, составили презентацию и представляем вашему вниманию.
Слайд №5
- Про что расскажет Максим? Вы узнаете про витамины А, В, С. Повторите.
Слайд №6, №7
Если вы хотите быстро расти, иметь отличное зрение и крепкие зубы, вам нужен витамин А. Назовите овощи, в которых есть витамин А.
Слайд №8, №9
Если вы хотите быть сильными, иметь отличный аппетит, не плакать по пустякам, всегда хорошее настроение, ешьте овощи, где есть витамин В. Какие это овощи?
Слайд №10, №11
Если хотите быть всегда бодрыми, здоровыми, быстрее выздороветь при простуде, то вам нужны овощи с витамином С. Назовите, какие это овощи.
Слайд №13, 14
- Конечно же, каждый овощ содержит много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровыми и не болели.
- Спасибо Максиму за помощь в рассказе нового материала
- А теперь проверим, по каким признакам вы можете распознать овощ.
- Я вам «Вкусный сюрприз» приготовила. Закройте глаза, дам попробовать кусочек овоща, а вы мне скажете, что вы попробовали - название овоща.
Игровая технология
Игра «Загадочный пакет» .
Узнай на ощупь: помидор, огурец, морковь, капуста, свекла как овощ выглядит: форма, цвет, используя таблицу «Рассказ-описание», какой на вкус, что из него можно приготовить.
Практическая работа.
Работа в тетради.
- Возьмите шаблон овоща тот, который полезен для каждого. Обведите его в тетради, раскрасьте и подпишите.
- Вы теперь много знаете об овощах. Скажите, что нужно делать, чтобы не болеть и расти здоровым?
Домашнее задание.
Вам раздаю шаблоны других овощей, в тетради надо их обвести, раскрасить, подписать, как называется овощ. Найдите на плакате.
-Молодцы, все отлично работали на уроке и отвечали хорошо.
(оценки в дневник).
Метод активизации. Рефлексия.
- Что интересного узнали на уроке?
- Что полезного взяли для себя?
- Понравилось на уроке? А что именно?
- покажите при помощи смайлов какое у вас настроение?
Всем спасибо.
Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имена одноклассников.
Ответы детей:
- Урок «Окружающий мир».
- Месяц ноябрь. Поздняя сень.
- Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Ответы учащихся:
- Становится холодно. Идёт снег. Дует холодный ветер.
- Деревья зимой спят.
Учащиеся отмечают погоду в индивидуальных календариках (рисуют карандашами солнышко или тучку, дождь или снег).
- огурцы (крепит картинку-отгадку на доске)
- капуста (крепит картинку-отгадку на доске)
-помидор (крепит картинку-отгадку на доске)
- морковь (крепит картинку-отгадку на доске)
- лук.
- Овощи.
- Овощи собирают осенью.
Дети называют овощ, соотносят с геометрической фигурой, показывают на плакате.
Дифференцированная работа. Учащийся называет овощи и их цвета.
- Красного цвета помидор, перец.
- Зелёного цвета капуста, огурец,…
Учащиеся записывают дату, тему урока.
Читают по слогам новые слова, записывают в тетрадь.
Коррекционная работа с Валовым Д. Работа в тетради по обводке.
Ответы учащихся:
- Картофель, морковь, свекла и др.
- Помидоры, капуста, огурцы и др.
Ответы детей.
- Мужик и медведь делили вершки и корешки.
Ответы детей.
Двое из детей со старта собирают овощи в корзину и встают на исходную позицию. Потом следующая пара.
Дети слушают
- Хозяйка приготовила борщ.
- Из овощей можно приготовить суп, салаты, пюре, сок и т.д.
Дети слушают
Дети смотрят на экран.
Ученик Сенников М. рассказывает, что изображено на слайдах.
Максим:
- Я расскажу про витамины А,В,С.
Максим:
- Витамин А помогает расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы.
Максим:
- Витамин В помогает стать сильным, иметь хороший аппетит и не плакать.
Учащиеся слушают рассказ Сенникова М.. и учителя.
Максим:
- Если кушать овощи с витамином С, то люди меньше болеют.
Максим:
- Чтобы быть здоровым и не болеть, надо есть овощи, где есть витамины А,В,С.
Учащиеся по одному выходят к доске с закрытыми глазами, пробуют кусочек овоща.
По таблице план-описание дают описание
овоща.
Максим:-Мне нужна морковь с Витамином А.
Соня:-Я возьму редис с Витамином В.
Даниил:-Чтобы не болеть мне нужен лук с Витамином С.
Ответы детей
- Есть больше овощей, заниматься спортом
Дети слушают
Ответы учащихся.
Учащиеся показывают смайлы.
Слайд №1
Овощи
Слайд №2
Дид.игра
огород
грядки
Слайд №3
Слайд №4
Витаминов очень много и у каждого своя роль.
Слайд №5
Витамины А,В,С
Слайды №6, №7
Витамин А
Слайды №8, №9
Витамин В
Слайды №10, №11
Витамин С
Слайды №13, №14
Хотите быть здоровым - ешьте больше овощей.
План-описание
-
Что это?
-
Где растёт?
-
Форма
-
Цвет
-
Вкус
-
На ощупь
-
Пищ