Урок внеклассного чтения «Совесть» А. П. Гайдар

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Средне-Муйская СОШ

Усть-Удинский район

Иркутская область

Учитель- Герасимова Т.К.


Урок литературного чтения во 2 классе по теме:

А.П.ГАЙДАР «СОВЕСТЬ»




Цель: познакомить детей с рассказом А. П. Гайдара « Совесть».

Задачи:

Обучающая
  • совершенствование навыков осознанного, правильного (с соблюдением норм литературного произношения ,с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста) , беглого и выразительного чтения;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта читательской деятельности;
  • обогащение словарного запаса учащихся;

Развивающая
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении;

- развитие мыслительной деятельности, памяти, воображения, культуры речи, умения правильно оценивать поступки товарищей;

Воспитательная

- повышение интереса к чтению, обогащение нравственного опыта, развитие

нравственных чувств;

- формирование гражданской ответственности и правового самосознания;

Оборудование:

Карточки с вежливыми словами (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, извините), инвентарь для сценки, карточки со словами по рассказу «Совесть» (совесть, человек, почувствовать, стыд, плачет, опускает глаза, молчит), карточки для оценки героев рассказа, жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый, альбомные листы и цветные карандаши у каждого ученика, выставка книг А. П. Гайдара («Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Р.В.С.», «Горячий камень», книги о самом авторе: Борис Осоков «Аркадий Гайдар», Н.И. Рыбаков «Гайдар в Арзамасе»), магнитофон с записью: П.И. Чайковский. Увертюра «Франческа да Рамини» часть 1. «Вихри ада».


Ход урока:


I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели

На меня все посмотрели.


  • Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного писателя Аркадия Петровича Гайдара.

На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. II. Рефлексивно-мотивационный момент. - А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ

  • Что это за слова? (вежливые, волшебные)
  • Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
  • Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
  • Вот сейчас я и хочу проверить, знаете ли вы когда нужно произносить то или иное слово.
Задание: закончить строчку в рифму.
  1. Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте).
  1. Когда нас бранят за шалости,
Говорим, …(прости, пожалуйста).
  1. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)
  1. И в России, и в Дании
Говорят, прощаясь …(до свидания).
  • Молодцы! Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи. а) - Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята по сказке Г. Юдина «Свинья в гостях».
  • А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным?

Свинья в гостях


Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый, а себе - сосисок нажарила с салом. Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью. Потом улеглась на скатерть и говорит:

  • Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
  • Совести у тебя нет, - рассердилась собака. - Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.

б ) Анализ прочитанного по вопросам


  • Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной? (Не культурная, не воспитанная).
  • Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
  • Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
  • Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
  • А что такое совесть?(???)
  • Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
  • Что такое совесть? - Это и есть главный вопрос нашего урока.

Физминутка.

  • Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
  • Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста. Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.
в) - Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет».
Это слово связано:
  • с растениями
  • с животными
  • с игрушками
  • с человеком
Это слово можно: - подержать в руках - изготовить
  • потрогать
  • почувствовать

  • Какого человека считают бессовестным?
  • А совестливым?
  • Итак, что теперь мы знаем о слове совесть?
На доске учитель прикрепляет слова:

Совесть

человек

почувствовать


  • Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает? (ответы детей).
  • Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть».

IV.Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. - В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова записаны на доске): вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), до-бро-душ-ный (добрая душа), у-крад-кой (тихо, незаметно), бе-спо-щад-на-я (не жалеет), до-вер-чи-вая (верят), бол-та-ет-ся (ходит без причины), на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела), сме-кну-ла (догадалась). - Как понимаете смысл этих слов?

2. Первичное чтение. - Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает. Учитель выразительно читает рассказ.

3. Первичная проверка понимания. - Поделитесь своим настроением. - Понравился ли рассказ? Что именно? - Кто главные герои рассказа? - Кто из героев вам симпатичен? Почему? - Кто нет? Докажите. - Где происходит действие в этом рассказе?

  • Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу?
  • Каким представляете себе малыша? А Нину?
- Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник.
  • Что вы видите на ней? Опишите.(обсуждение в парах, выступления)

Физминутка.


4. Подготовительная работа к чтению.

  • В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать, давайте потренируемся:
  • Читаем по слогам ,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась, на-ткну-лась, до-бро-душ-ный, до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла, за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный, про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.


5. Чтение рассказа учащимися по цепочке. - Молодцы!

6. Выборочное чтение. -Найдите и прочитайте: а) - Где и почему оказалась Нина в рабочее время? б) - Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой? в) - Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста. г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша). д) - Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит к ней. е) - С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!) ж) - Как надо читать слова Нины? (Строго.) - А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). - Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям). з) - Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) - Почему? и) - Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом? к) - Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.) л) - Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно? м) - Что она сделала? Прочитайте. н) - Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце). о) - Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла беспощадная совесть). - Это как? (Рассуждения детей). п) - Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш). с) - Так что такое совесть? (Совесть это стыд). - За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Вывод: Совесть - это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение по словарю и сравнивают со своим). - Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит). - Что вы можете сказать о совести малыша?

  • А о Нининой? Слышали ли вы от людей такие слова: Совесть совсем потерял. Люди с чистой совестью.
  • Как понимать эти слова? (Рассуждения детей)
- Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод:


Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар






- Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!

Физминутка

  • А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их, разместив на ступеньках.
- Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение к поступкам Нины.(После размышлений появляется схема на доске). Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. ГайдарУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
В конце Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдаррассказа В начале рассказа Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
- Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо) Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
- А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо) Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо) Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
- А каково ей было на душе? (Плохо)
  • ВУрок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа. (Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
  • Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо
Урок внеклассного чтения «Совесть» А.П. Гайдар
и на душе у нее станет спокойно).
  • Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
  • Почему? (Поняла, что сделала плохо).

V. Работа над пословицами: Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу (пословицы записаны на доске):

  1. Поспешишь - людей насмешишь.

2. На обмане далеко не уедешь.

3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

4. Совесть без зубов грызет.

5. Семеро одного не ждут.

- Объясни смысл пословиц.

VI.Обобщение по теме. - С каким рассказом мы сегодня познакомились? - Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный? - Чему он нас учит? - Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину? - Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались, разбирали). - А кто автор этого рассказа?
Аркадий Петрович Гайдар. (Портрет писателя)
- Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали автора нашего рассказа «Совесть». Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям. Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. Впоследствии Гайдар писал: «Вероятно потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать мальчишкам и девчонкам, какая она была - жизнь, как оно все начиналось и продолжалось». В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.
Звучат стихи о Гайдаре:

Знает каждый гражданин советский-

Будь он молод или стар,

Что на свете жил писатель детский,

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности, надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою.

Был он лучшим другом нам, ребята,

И за наше счастье пал в бою.
Учитель обращает внимание детей на выставку книг. - Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара: «Тимур и его команда» «Чук и Гек» «Горячий камень» «Р.В.С.» И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.

Звучат стихи о Гайдаре.

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук

Их по поступкам узнают,

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, гражданин

Аркадий Петрович Гайдар.

.

- Вернемся к рассказу «Совесть». - Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими действиями и честно оцените себя. (Чтение рассказа про себя).

VII. Рефлексия.
- Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.

  • синий - вы позволяете себя обманывать,
  • зелёный - допускаете иногда обман,
  • жёлтый - никогда никого не обманывали.
- Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).

VIII. Задание творческого характера

- У вас на партах лежат альбомные листы.

  • Нарисуйте совесть.
(В процессе, звучит музыка. П. Чайковский. Увертюра «Франческа да Рамини» часть 1. «Вихри ада». Выставка рисунков.

IX. Итог урока - Чем занимались на уроке? - Что больше всего понравилось? - Что взяли полезного с урока для себя? На доске запись:

Понравился урок

Скучный урок

Познавательный урок

Надолго запомню

Не понравился

Многое извлек для себя

  • Подойдите к доске и выберите для себя то высказывание, которое вы считаете нужным.
  • Спасибо за урок!




© 2010-2022