Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока-проекта по основам здоровья

в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»

Проблема: Мир эмоций и чувств, что в нем интересного? Чем я отличаюсь от других?

Цель: формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

- развитие у детей творческих способностей;

- повышение мотивации к обучению;

- повышение самооценки учащихся;

- приобщение родителей к совместной деятельности

Задачи:

1. Расширить кругозор детей о эмоциях и чувствах.

2. Развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач.

3. Развивать у детей способность к созданию определенного продукта, уметь презентовать свой творческий труд.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Воспитывать уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

6. Воспитывать бережное отношение к своим чувствам и чувствах окружающих.

Форма работы - метод учебных проектов.

Время работы над проектом: 2 недели.

Режим работы: использование учебных часов (уроков основы здоровья, уроков ИЗО, технологии, музыки), дополнительных занятий по основам здоровья.

Дополнительно привлекаемые участники: родители.

План работы над проектом.

Этап 1. Подготовка.

Предварительная подготовка учителя:

• Выбор темы и формирование задач проекта;

• Продумать ключевые понятия темы;

• Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа;

• Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы;

• Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

• Консультации для родителей.

Этап 2. Проектирование.

• Сообщается тема проекта «Эмоции и чувства. Я уникальный человек».

• Предлагается создать проект папки для детей. Какую бы вы хотели создать, чтобы была интересной для ребенка (оформление, содержание).

• Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, определить ответственных за поиск нужной информации, продумать оформление своего будущего сообщения.

• Класс знакомится с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

1) тема совместного проекта определялась за 2 недели до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала;

2) учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на группы, помогает формулировать тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала и музыкального сопровождения;

3) ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы;

4) учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу;

5) ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения;

Ход урока.

Этап 3. Практический.

В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.

Группа 1 - «Исследователи»

«Исследователи»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Группа 2 - «Биологи»

«Биологи»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

«Искусствоведы»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентацияГруппа 3 - «Искусствоведы»

Группа 4 -«Художники»

«Художники»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Группа 5- «Литераторы»

«Литераторы»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Группа 6- «Эксперты»

«Эксперты»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Группа 7- «Советчик»

«Советчик»Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы вместе, каждый в своей группе, будем презентовать одну из страниц нашего общего проекта.

Человек ежедневно испытывает десятки различных эмоций. Готовя проект учились наблюдать, видеть в простом удивительное. Учились делать работу интересной и увлекательной, что сухие слова могут превращаться в необычный рассказ. Многое узнали из нашего учебника, но мы не остановились на достигнутом, а решили еще больше узнать по нашей теме, поэтому и решили создать свое представление, участвуя в творческом проекте.

Тема нашего проекта звучит так: «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»

Эти слова будут нашим девизом

«Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Попробуем сегодня мы понять,

Как может эмоции человек проявлять.»

В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то ость выражаем свои эмоции.

Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление. Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.

Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

Когда засмеются в душе подчас

Трели, по-вешнему соловьиные,

От дружеской встречи, улыбок, фраз,

То чувства, наверно, пылают в нас

Небесного цвета: синие-синие.

А если вдруг ревность сощурит взгляд

Иль гнев опалит грозовым рассветом,

То чувства, наверное, в нас горят

Цветом пожара - багряным цветом.

Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска,

Да так, что вздохнуть невозможно даже,

Тоска эта будет, как дым, горька,

А цветом темная, словно сажа.

Если же сердце хмельным-хмельно,

Счастье, какое ж оно, какое?

Мне кажется, счастье как луч. Оно

Жаркое, солнечно-золотое!

Назвать даже попросту не берусь

Все их - от ласки до горьких встрясок.

Наверное, сколько на свете чувств,

Столько цветов на земле и красок.

Что мы знаем о чувствах? Какие мы испытываем эмоции? Существует ли мир эмоций и чувств у животных и растений? Все ли мы одинаковые люди? На все эти вопросы мы готовы дать ответ.

Этап 4. Защита проекта. Презентация.

Выступление 1 группы «Исследователи»

1 ученик «Чем человек отличается от машины-робота?» (Доклад)

Учитель: Каждое утро человек просыпается и открывает глаза. Это просто, так делают все. Мы чувствуем, что начинается новый день, и мы можем с наслаждением вдохнуть полной грудью энергию зарождающегося дня. Мы завтракаем, чистим зубы, думаем о своих предстоящих делах. Этого никогда не почувствует робот!

2 ученик «Почему человек смеется?» (Доклад)

Учитель: Кстати, стоит сказать, что о пользе смеха для здоровья ученые знали уже давно: смех снижает стресс, помогает справиться с серьезными заболеваниями, снижает кровяное давление и улучшает кровообращение. Смех помогает также избавиться от таких негативных эмоций как страх, злость и печаль.

Выступление 2 группы «Биологи»

1 ученик «Есть ли эмоции у животных?» (Доклад)

Учитель: Есть и более сложные (составные) эмоции. Вот как К.Лоренц описывал эмоцию вины у своего пса, когда тот его случайно укусил. Пес долго находился в шоке, скулил, имел виноватый прибитый вид. Лоренц называет это совестью.

2 ученик « Реагируют ли растения на эмоции человека?» (Доклад)

Учитель: Установлено, что растения умеют предупреждать друг друга о нависшей опасности и организовывать отпор. Так, профессор биологии из штата Небраска Э. Девис установил, что у них, как у насекомых, существует ионная сигнализация. Как только гусеница, скажем, приступает к поеданию листика помидорного куста, другие листья и рядом расположенные растения получают сигнал опасности и начинают спешно вырабатывать протеиназу - вещество, которое связывает у гусениц пищеварительные ферменты, что затрудняет и даже делает невозможным усвоение пищи.

Выступление 3 группы «Искусствовед»

1 ученик «Мир чувств и эмоций в искусстве» (Доклад)

Учитель: Человеческая жизнь невозможна без переживаний, поэтому мы слушаем любимую музыку, читаем любимую книгу и способны смотреть на любимые вещи. При этом мы испытываем чувства счастья, восторга, радости, любви.

ФИЗМИНУТКА

Выступление 4 группы «Литераторы» (Доклад)

Выступление 5 группы «Эксперты» (Доклад)

Учитель: Почему у человека бывает разное настроение? Какие причины влияют на настроение? С каким настроением школьники приходят в школу? А уходят? Почему? Можно ли сделать так, чтобы настроение всегда было хорошим? Вот на эти вопросы мы постарались ответить, работая над проектом.

Выступление 6 группы «Советчики» (Доклад)

Учитель: Познакомимся с интересными фактами

• Одна минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на последующие 45минут, а продолжительный смех дает организму физическую нагрузку, сопоставимую с 10минутами занятий на тренажере!

• Для каждого человека длительность непрерывного смеха строго индивидуальна. История сохранила факты, когда смех в течении даже 2 минут приводил к смерти человека.

• По подсчетам экспертов, женщины проливают слезы 30-64 раза в год, в то время как мужчины - не более 17. Активный, от всей души плач в течение 15 минут способен снять напряжение, накопившееся за целый год.

• Если кричать в течение 8 лет, 7 месяцев и 6 дней, то можно выработать достаточно энергии для разогрева одной чашки кофе.

• Мы улыбаемся первый раз между 30-м и 45-м днем жизни, самое позднее - в три месяца.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной,

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

Ребята, говорят, когда рождается человек, на небе загорается новая звезда. И как звезда светит на небе, человек должен светить на земле: своими делами, поступками, отношением к людям. И у каждого из нас свой путь. Сегодня мы поговорим о неповторимости человека, о его индивидуальности.

Посмотрите друг на друга, какие мы все разные, кто-то из нас добрый, а кто-то веселый, кто-то молчалив, а кто-то общительный. Кто-то любит книги, а кто-то цветы. Мы носим разную одежду, слушаем разную музыку, даже смеемся и плачем по-разному. То есть у каждого человека есть особенности, которые отличают его от всех других людей.

ВИДЕО (ватман) ( По своим инициалам описать характер З-загадочная,А -активная, В- волевая)

Урок--проект по основам здоровья в 4 классе по теме «Эмоции и чувства. Я уникальный человек»+ презентация

Ребята, задумайтесь, вы все сейчас назвали черту своего характера и это, действительно, характеризует вас довольно точно. Но бывает и так, что два человека с одним именем, а имеют совершенно разный характер, о чем это говорит? (о неповторимости и уникальности)

Обратите внимание на лежащие перед вами яблоки, они собраны с одного дерева, но похожи ли они друг на друга внешне?

-Правильно, нет. А почему? Чем они отличаются друг от друга?

Да, совершенно верно, очень сложно найти два одинаковых яблока. Все в природе неповторимо. Так среди нас нет одинаковых людей, каждый человек индивидуален.

Посмотрите на ладони своего соседа и сравните ее со своей ладонью. Они похожи? Чем они отличаются?

Этап 5. Результаты. Результат работы групп - создание папки для детей, докладов по теме, галерея детских рисунков. Возможность использованного накопленного материала на уроках и во внеурочной деятельности, а также создание презентации по теме.

Презентация( о эмоциях и чувствах)

Можно сделать вывод всего нашего занятия: каждый человек особенный, неповторимый и необходимо это использовать во благо себе и всем окружающим. Благодаря этой неповторимости каждый из вас дополняет наш класс и эта индивидуальность важна для общества.

Поэтому, ребята, вы должны быть внимательны и заботливы по отношению друг к другу, а также заботиться о себе и своем развитии.

У каждого из нас всегда с собой

Два ангела, невидимые глазу.

Есть справа ангел добрый,

Слева-злой,

Порой по их мы действуем указу.

Бывает, с добрым сердцем человек,

Он любит всех, не мыслит дело злое.

Но черный ангел слева вводит в грех

И дело доброе становится бедою…

Тут совесть мучает и капает слеза-

Ну, как же можно было это сделать?

И смотрит понимающе в глаза

Такому человеку ангел белый.

Ведь черного ему не победить,

Борьба добра со злом пребудет вечно,

Лишь совесть нашу может пробудить,

Остановить, когда мы бессердечны.

Два ангела незримо за спиной,

Мы каждого из них способны слушать.

Но что бы в жизни ни было порой,

Пусть белый ангел охраняет душу!

Этап 6.

Оценка Результатов.

Участники делятся мнениями, отвечают на вопросы:

-Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?

-Разнообразны ли были идеи?

-Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Что не получилось?

- Работу какой творческой группы вы хотели бы особо оценить?

- Кто был наиболее активен?

- Чья работа наиболее понравилась? Почему?

- Как и над чем надо ещё поработать?

Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета о проделанной работе.

Заключение.

Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в различных ролях. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Итак, к важным факторам проектной деятельности мы относим:

- рост познавательной, творческой активности учащихся;

- раскрытие их творческого потенциала;

- формирование самостоятельности и ответственности;

- повышение мотивации к обучению;

- активное вовлечение родителей;

- расширение кругозора учащихся;

- создание условий для отношений сотрудничества.

Были и отрицательные моменты, например, переоценка некоторыми учащимися собственных сил, не все дети сумели довести дело до конца.



© 2010-2022