- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг
Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горчакова И.В. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. о. Орехово-Зуево
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ№4________________Чернышева Н.П.
« « сентября 2014г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс "А"
Составитель: Горчакова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности Л.А.Ефросининой «В мире книг» по общеинтеллектуальному направлению, входящей в сборник программ внеурочной деятельности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.(М.: Вентана - Граф, 2012.-192с.) Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г. Внеурочная деятельность младших школьников происходит в первой половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности. Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия по этой программе помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели программы:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Описание места программы в учебном плане. С 1 по 2 класс внеурочные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется -33часа, а в 2-4 классах по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности. Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа внеурочных занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы . В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Содержание программы 1 класс (33 ч) Здравствуй, книга (3 ч) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2 ч) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
- Структура книги, книга- произведение и книга - сборник.
- Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (2 ч)
- Книга детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
- Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
- Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
- Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (3 ч)
- Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
- Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
- Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Сказки народов мира (7 ч) --В гостях у сказки. Какие бывают сказки?
- Книги-сборники «Русские народные сказки»: «Репка», « Волк и лиса», « Волк и семеро козлят», «Три медведя», « Маша и медведь» Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
- Театральная игра.
Книги русских писателей-сказочников (2 ч)
- Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
- Инсценирование отдельных историй.
- Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (4 ч)
- Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
- К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
- Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей.
- Книги В.Бианки.
Книги-сборники рассказы о детях (2 ч)
- Рассказы о детях и для детей. Книги-сборники современных писателей.
- Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге? Конкурс «Слушаем и читаем рассказы о детях».
Стихи про детей (2 ч)
- Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники Л. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Конкурс «Слушаем и читаем стихи о детях».
- Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (4 ч)
- Книги-сборники о животных.
- Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.
- Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
- Экскурсия в городскую библиотеку.
По страницам любимых книг (2ч) -Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. -Выступление на празднике «Книги - лучшие друзья!»
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению ;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
-овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Календарно-тематическое планирование 1 класс № п\п Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. 1
2 Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 1
3 Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. 1
4 Книги о Родине и природе. 1
5 Элементы книг. Книга-произведение и книга-сборник. 1
6 Книги-сборники писателей-классиков о детях. ( А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). 1
7 Книги современных писателей о детях. (М. Пляцковский, М. Дружинина, С. Степанов и др.) 1
8 Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Веселые потешки», «Скороговорки и считалки» 1
9 Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». 1
10 Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». 1
11 В гостях у сказки. Какие бывают сказки? 1
12 Русская народная сказка «Репка». 1
13 Русская народная сказка «Волк и лиса». 1
14 Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». 1
15 Русская народная сказка «Три медведя». 1
16 Русская народная сказка «Маша и медведь».
17 Театральная игра. 1
18 Книга сказок. А.Н.Толстой «Приключения Буратино» 1
19 По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. 1
20 Книги С.Маршака. Выставка книг. 1
21 Книги Е. Чарушина для детей. 1
22 К.И. Чуковский - книги для детей. 1
23 Книги В. Бианки. 1
24 Рассказы о детях. Выставка книг. 1
25 Рассказы о детях. Выставка книг. 2
26 Стихи про детей. А.Барто « В школу», С.Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина». 1
27 Конкурс юмористических стихов. 1
28 Книги- сборники о животных. 1
29 Книги- сборники о животных. Исценировка. 1
30 Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» 1
31 Экскурсия в городскую библиотеку. 1
32 По страницам любимых книг. 1
33 Выступление на празднике «Книги- лучшие друзья!» 1
Всего: 33
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности « В мире книг» 1 класс. (33 часа)
№
Тема
Характеристика деятельности
учащихся
Планируемые сроки прохождения
Скорректированные сроки
Здравствуй, книга! -3ч.
1
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
Фронтальная -применение вербальных и невербальных форм общения .
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
02.09.2014г.
2
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение определять тему и жанр книги.
09.09
3
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
Фронтальная ответы на вопросы и посещение библиотеки.
Умение рассуждать, правильно вести себя в библиотеке.
16.09
Книги о Родине и родной природе. 2ч.
4
Книги о Родине и природе.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
23.09
5
Элементы книг. Книга-произведение и книга-сборник.
Фронтальная ответы на вопросы.
Умение сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением.
30.09
каникулы
Писатели-детям! 2ч.
6
Книги-сборники писателей-классиков о детях. (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя, инсценировка.
Умение импровизировать и подражать главным героям книги.
14.10
7
Книги современных писателей о детях. (М.Пляцковский, М.Дружинина, С.Степанов и др.)
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
21.10
Народная мудрость. 3ч.
8
Потешки, шутки и считалки. Книги- сборники «Веселые потешки», «Скороговорки и считалки».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение импровизировать и подражать главным героям книги.
28.10
9
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение отгадывать загадки, сочинять их.
04.11
10
Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
11.11
каникулы
Сказки. 7ч.
11
В гостях у сказки. Какие бывают сказки?
Работа в группах.
Умение рассуждать, решать логические задачи.
25.11
12
Русская народная сказка «Репка».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение импровизировать и подражать главным героям сказки, умение передавать голосом настроение героя.
02.12
13
Русская народная сказка «Волк и лиса».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Уметь высказывать суждение о герое и содержании сказки.
09.12
14
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение пересказать сказку.
16.12
15
Русская народная сказка «Три медведя».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
23.12
16
Русская народная сказка «Маша и медведь».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение играть в ролевые игры, рисовать свечкой и акварелью.
30.12
каникулы
17
Театральная игра. Творческие игры со словами.
Фронтальная- ответы на вопросы
Уметь высказывать суждение о герое и содержании сказки.
13.01.2015г.
Книги русских писателей-сказочников. 2ч.
18
Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение импровизировать и подражать главным героям сказки, умение передавать голосом настроение героя.
20.01
19
Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение импровизировать и подражать главным героям сказки, умение передавать голосом настроение героя.
27.01
Детские писатели- детям. 4ч.
20
Книги С.Я. Маршака. Выставка книг.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
03.02
21
Книги Е. Чарушина для детей.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение рассуждать, решать творческие задачи.
10.02
Каникулы
22
К. И. Чуковский-книги для детей.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение рассуждать, решать творческие задачи, пересказывать прочитанное.
24.02
23
Книги В.Бианки.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение рассуждать, решать творческие задачи, пересказывать прочитанное.
03.03
Книги-сборники рассказы о детях. 2ч.
24
Рассказы о детях. Выставка книг.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение рассуждать, решать творческие задачи, пересказывать прочитанное.
10.03
25
Рассказы о детях. Выставка книг.
Фронтальная- ответы на вопросы
Уметь высказывать суждение о герое и содержании рассказа.
17.03
Стихи про детей. 2ч.
26
Стихи про детей. А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй»,Я.Аким «Жадина». Конкурс юмористических стихов.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение рассуждать, решать творческие задачи, читать по ролям.
24.03
27
Конкурс юмористических стихов.
Фронтальная- ответы на вопросы
Умение рассуждать, решать логические задачи, чтение наизусть стихов.
31.03
Каникулы
Книги о животных. 4ч.
28
Книги-сборники о животных.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Уметь высказывать суждение о герое и содержании рассказа.
14.04
29
Книги-сборники о животных. Инсценировка.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение импровизировать и подражать главным героям, умение передавать голосом настроение героя.
21.04
30
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение рассуждать, решать логические задачи, высказывать суждение о герое и содержании книги.
28.04
31
Экскурсия в городскую библиотеку.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.
Умение пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке.
05.05
По страницам любимых книг. 2ч.
32
По страницам любимых книг.
Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.
Умение рассуждать, решать логические задачи, правильно формулировать свои мысли.
12.05
33
Выступление на празднике «Книги-лучшие друзья!»
Индивидуальная - выступление на празднике.
Умение выступать перед публикой.
19.05
Итого: 33 часа.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения программы:
- Программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор: Л.А.Ефросинина; входящая в сборник программ внеурочной деятельности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.(М.: «Вентана - Граф», 2012.-192с.)
- Ефросинина Л.А. Хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях, 2-е издание, дополненное. Серия «Начальная школа XXI века» Издательство «Вентана-Граф» 2013 год.
- Интернет - ресурсы.
- Для организации работы с разными источниками информации используются научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания.
- Видеофильмы, звукозаписи.
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО
учителей начальных классов Протокол №
Руководитель ШМО ______________
Аниковская И.Г.
«……»………………2014г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УВР
__________________Лаврова И.В.
«……»………………2014 г.