Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг

Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг

Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг

Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книгРабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг

Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире книг



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. о. Орехово-Зуево


Утверждаю:


Директор МОУ СОШ№4________________Чернышева Н.П.


« « сентября 2014г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мире книг»

(общеинтеллектуальное направление)

1 класс "А"


Составитель: Горчакова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.


2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности Л.А.Ефросининой «В мире книг» по общеинтеллектуальному направлению, входящей в сборник программ внеурочной деятельности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.(М.: Вентана - Граф, 2012.-192с.) Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г. Внеурочная деятельность младших школьников происходит в первой половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности. Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия по этой программе помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели программы:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На данных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Описание места программы в учебном плане. С 1 по 2 класс внеурочные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется -33часа, а в 2-4 классах по 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности. Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа внеурочных занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы . В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
    выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения: -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения:
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
    и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
    свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
    дома и т. д.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.Организованная таким образом внеурочная деятельность позволит в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.

Содержание программы 1 класс (33 ч) Здравствуй, книга (3 ч) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2 ч) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
  • Структура книги, книга- произведение и книга - сборник.
  • Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (2 ч)
  • Книга детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
  • Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
  • Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
  • Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (3 ч)
  • Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
  • Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
  • Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Сказки народов мира (7 ч) --В гостях у сказки. Какие бывают сказки?
  • Книги-сборники «Русские народные сказки»: «Репка», « Волк и лиса», « Волк и семеро козлят», «Три медведя», « Маша и медведь» Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
  • Театральная игра.

Книги русских писателей-сказочников (2 ч)
  • Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
  • Инсценирование отдельных историй.
  • Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (4 ч)
  • Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
  • К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
  • Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей.
  • Книги В.Бианки.

Книги-сборники рассказы о детях (2 ч)
  • Рассказы о детях и для детей. Книги-сборники современных писателей.
  • Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге? Конкурс «Слушаем и читаем рассказы о детях».

Стихи про детей (2 ч)
  • Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники Л. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Конкурс «Слушаем и читаем стихи о детях».
  • Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (4 ч)
  • Книги-сборники о животных.
  • Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.
  • Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
  • Экскурсия в городскую библиотеку.

По страницам любимых книг (2ч) -Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. -Выступление на празднике «Книги - лучшие друзья!»
Универсальные учебные действия:
  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению ;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях; -характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; -сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;



-овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);





















Календарно-тематическое планирование 1 класс № п\п Тема занятия Кол-во часов Дата 1 Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. 1
2 Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 1
3 Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. 1
4 Книги о Родине и природе. 1
5 Элементы книг. Книга-произведение и книга-сборник. 1
6 Книги-сборники писателей-классиков о детях. ( А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). 1
7 Книги современных писателей о детях. (М. Пляцковский, М. Дружинина, С. Степанов и др.) 1
8 Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Веселые потешки», «Скороговорки и считалки» 1
9 Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». 1
10 Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». 1
11 В гостях у сказки. Какие бывают сказки? 1
12 Русская народная сказка «Репка». 1
13 Русская народная сказка «Волк и лиса». 1
14 Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». 1
15 Русская народная сказка «Три медведя». 1
16 Русская народная сказка «Маша и медведь».

17 Театральная игра. 1
18 Книга сказок. А.Н.Толстой «Приключения Буратино» 1
19 По страницам книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. 1
20 Книги С.Маршака. Выставка книг. 1
21 Книги Е. Чарушина для детей. 1
22 К.И. Чуковский - книги для детей. 1
23 Книги В. Бианки. 1
24 Рассказы о детях. Выставка книг. 1
25 Рассказы о детях. Выставка книг. 2
26 Стихи про детей. А.Барто « В школу», С.Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина». 1
27 Конкурс юмористических стихов. 1
28 Книги- сборники о животных. 1
29 Книги- сборники о животных. Исценировка. 1
30 Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» 1
31 Экскурсия в городскую библиотеку. 1
32 По страницам любимых книг. 1
33 Выступление на празднике «Книги- лучшие друзья!» 1

Всего: 33










Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности « В мире книг» 1 класс. (33 часа)

Тема

Характеристика деятельности

учащихся


Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки

Здравствуй, книга! -3ч.

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Фронтальная -применение вербальных и невербальных форм общения .

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

02.09.2014г.

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение определять тему и жанр книги.

09.09

3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Фронтальная ответы на вопросы и посещение библиотеки.

Умение рассуждать, правильно вести себя в библиотеке.

16.09

Книги о Родине и родной природе. 2ч.

4

Книги о Родине и природе.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

23.09

5

Элементы книг. Книга-произведение и книга-сборник.

Фронтальная ответы на вопросы.

Умение сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением.

30.09

каникулы

Писатели-детям! 2ч.

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях. (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя, инсценировка.

Умение импровизировать и подражать главным героям книги.

14.10

7

Книги современных писателей о детях. (М.Пляцковский, М.Дружинина, С.Степанов и др.)

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

21.10

Народная мудрость. 3ч.

8

Потешки, шутки и считалки. Книги- сборники «Веселые потешки», «Скороговорки и считалки».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение импровизировать и подражать главным героям книги.

28.10

9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение отгадывать загадки, сочинять их.

04.11

10

Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

11.11

каникулы

Сказки. 7ч.

11

В гостях у сказки. Какие бывают сказки?

Работа в группах.

Умение рассуждать, решать логические задачи.

25.11

12

Русская народная сказка «Репка».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение импровизировать и подражать главным героям сказки, умение передавать голосом настроение героя.

02.12

13

Русская народная сказка «Волк и лиса».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Уметь высказывать суждение о герое и содержании сказки.

09.12

14

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение пересказать сказку.

16.12

15

Русская народная сказка «Три медведя».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

23.12

16

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение играть в ролевые игры, рисовать свечкой и акварелью.

30.12

каникулы

17

Театральная игра. Творческие игры со словами.

Фронтальная- ответы на вопросы

Уметь высказывать суждение о герое и содержании сказки.

13.01.2015г.

Книги русских писателей-сказочников. 2ч.

18

Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение импровизировать и подражать главным героям сказки, умение передавать голосом настроение героя.

20.01

19

Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение импровизировать и подражать главным героям сказки, умение передавать голосом настроение героя.

27.01

Детские писатели- детям. 4ч.

20

Книги С.Я. Маршака. Выставка книг.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

03.02

21

Книги Е. Чарушина для детей.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение рассуждать, решать творческие задачи.

10.02

Каникулы

22

К. И. Чуковский-книги для детей.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение рассуждать, решать творческие задачи, пересказывать прочитанное.

24.02

23

Книги В.Бианки.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение рассуждать, решать творческие задачи, пересказывать прочитанное.

03.03

Книги-сборники рассказы о детях. 2ч.

24

Рассказы о детях. Выставка книг.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение рассуждать, решать творческие задачи, пересказывать прочитанное.

10.03

25

Рассказы о детях. Выставка книг.

Фронтальная- ответы на вопросы

Уметь высказывать суждение о герое и содержании рассказа.

17.03

Стихи про детей. 2ч.

26

Стихи про детей. А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй»,Я.Аким «Жадина». Конкурс юмористических стихов.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение рассуждать, решать творческие задачи, читать по ролям.

24.03

27

Конкурс юмористических стихов.

Фронтальная- ответы на вопросы

Умение рассуждать, решать логические задачи, чтение наизусть стихов.

31.03

Каникулы

Книги о животных. 4ч.

28

Книги-сборники о животных.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Уметь высказывать суждение о герое и содержании рассказа.

14.04

29

Книги-сборники о животных. Инсценировка.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение импровизировать и подражать главным героям, умение передавать голосом настроение героя.

21.04

30

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение рассуждать, решать логические задачи, высказывать суждение о герое и содержании книги.

28.04

31

Экскурсия в городскую библиотеку.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение работы.

Умение пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке.

05.05

По страницам любимых книг. 2ч.

32

По страницам любимых книг.

Фронтальная ответы на вопросы и индивидуальная - выполнение заданий учителя.

Умение рассуждать, решать логические задачи, правильно формулировать свои мысли.

12.05

33

Выступление на празднике «Книги-лучшие друзья!»

Индивидуальная - выступление на празднике.

Умение выступать перед публикой.

19.05

Итого: 33 часа.





Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения программы:

  1. Программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор: Л.А.Ефросинина; входящая в сборник программ внеурочной деятельности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.(М.: «Вентана - Граф», 2012.-192с.)
  2. Ефросинина Л.А. Хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях, 2-е издание, дополненное. Серия «Начальная школа XXI века» Издательство «Вентана-Граф» 2013 год.
  3. Интернет - ресурсы.
  4. Для организации работы с разными источниками информации используются научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания.
  5. Видеофильмы, звукозаписи.

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО

учителей начальных классов Протокол №

Руководитель ШМО ______________

Аниковская И.Г.

«……»………………2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

__________________Лаврова И.В.

«……»………………2014 г.






























© 2010-2022