«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение основная общеобразовательная школа № 13

д. Мухино


«Рассмотрено»

На педагогическом

совете

Протокол №____ от

«___» ______20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________ Жукова. С.В

«___» _______20__г.

«Утверждено»

Директор МОКУ ООШ №13 д. Мухино __________А.В.Евсюнин

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД



















Разработчик программы

Педагог дополнительного образования

Ахметова Евгения Артуровна

Педагогический стаж 1 год


2013 год


Пояснительная записка.

«Этика: Азбука добра»


Рабочая программа к факультативу «Этика: Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: Азбука добра» И.С. Хомякова, В.И. Петрова « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.

Общая характеристика факультатива. Необходимость нравственного образования, в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель факультатива - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено, прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: -личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; -стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; -развивающие нравственное сознание; -активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

Главные цели факультатива: В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?». Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Достижения цели предполагает решения ряда задач: -воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; -оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). -использовать в речи слова вежливости; -участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; -высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); -создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); -описывать сюжетную картинку (серию); -оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; -самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. -проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; -оценивать свои действия во время уроков, дежурств. -воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; -оценивать внешний вид человека. -использовать доброжелательный тон в общении; -оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Место факультатива в учебном плане. Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 3, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов - 99 ч.

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 1 класса: Количество часов в год -33
Количество часов в неделю - 1

№ Название разделов Количество часов

1 Школьный этикет

7

2 Правила общения

7

3 О трудолюбии

8

4 Культура внешнего вида

6

5 Внешкольный этикет

6
Итого:

33

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 2 класса: Количество часов в год -33
Количество часов в неделю - 1

№ Название разделов Количество часов

1 Школьный этикет

7

2 Правила общения

7

3 О трудолюбии

8

4 Культура внешнего вида

6

5 Внешкольный этикет

6
Итого:

33









Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 3 класса: Количество часов в год -33
Количество часов в неделю - 1

№ Название разделов Количество часов

1 Школьный этикет

7

2 Правила общения

7

3 О трудолюбии

8

4 Культура внешнего вида

6

5 Внешкольный этикет

6
Итого:

33


































Содержание тем курса:

1 класс.


п/п

Наименование раздела Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1 Мы пришли на урок

2 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2 Зачем нужны перемены?

2

3 Мы в школьной столовой.

2

4 Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

3

5 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

3

6 Мой учитель.

2

7 Думай о других: сочувствие, как его выразить?

2

8 Моя семья.

2

9 Что помогает учиться лучше (старательность)?

2

10 Как мы трудимся: в школе и дома.

2

11 Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

2

12 Основные правила Мойдодыра.

2

13 Каждой вещи своё место.

2

14 Правила поведения на улице, в транспорте.

3

15 «Спасибо» и «пожалуйста».

2











Содержание тем курса:

2 класс. №

п/п

Наименование раздела Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1 Дисциплина в школе и классе.

2 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2 В библиотеке: люби книгу.

2

3 Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

3

4 Сопереживание, помощь друзьям.

3

5 Дал слово - держи его.

3

6 Диалоги со сверстниками.

2

7 Учусь всё делать сам.

2

8 Взаимопомощь дома и в школе.

2

9 Беречь результаты труда.

3

10 Правила личной гигиены

2

11 Бережное отношение к своей одежде.

3

12 Правила поведения в общественных местах.

3

13 Бережное отношение к природе.

3













Содержание тем курса:

3 класс. №

п/п

Наименование раздела Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1 Взаимопомощь: учёба и труд.

3 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2 Школьное имущество надо беречь.

3

3 Время надо беречь.

2

4 Слово лечит, слово ранит.

3

5 Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

3

6 Труд кормит, а лень портит.

3

7 Как организовать свой труд.

2

8 Уход за своими вещами.

2

9 Одежда будничная и праздничная.

2

10 Разговор по телефону.

2

11 Поведение в гостях.

3

12 Я пишу письмо.

2

13 Поведение на природе.

3











ТРЕБОВАНИИ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Должны знать: --правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. --приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. --школьные перемены как время активного отдыха, игры. -- поведение в столовой, правила поведения за столом. -- доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; -- добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). --практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. --пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). --нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. --элементы культуры труда. --стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. -- способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. --пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). --правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. -- оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Должны уметь:


-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; -оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). -использовать в речи слова вежливости; -участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; -высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); -создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); -описывать сюжетную картинку (серию); -оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; -самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. -проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; -оценивать свои действия во время уроков, дежурств. -воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; -оценивать внешний вид человека. -использовать доброжелательный тон в общении; -оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:


1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. - М. : Логос, 2003. 3. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. - М. : Экон-Информ, 2009. 4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учебно - методическое пособие / под общ. ред. А.С. Прутченкова - М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.

Специфическое сопровождение (оборудование).
1.Демонстративный материал: сюжетные картинки в соответствии с содержанием программы.

2.Иллюстрации к литературным произведениям.

























Список литературы:


1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. - М. : Логос, 2003. 3. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. - М. : Экон-Информ, 2009. 4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учебно - методическое пособие / под общ. ред. А.С. Прутченкова - М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.


© 2010-2022