Технологическая карта открытого урока «Сказки А. С. Пушкина»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока


Учитель МБОУ СОШ №12 Золотарёва Елена Петровна

Образовательная система «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Творчество А.С. Пушкина Цель урока: ознакомить обучающихся с творчеством А.С. Пушкина; учить анализировать содержание текста, определять главную мысль текста; активизировать и расширять словарный запас; отрабатывать навык чтения, Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; 7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осуществлять совместную деятельность.

Оборудование:

1.Интерактивный комплекс

2. Презентация к уроку

3. Учебный мультфильм.

4. Раздаточный материал (иллюстрации)

Технология проведения

Содержание урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: психологический настрой на урок. Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Мы урок наш начинаем!

В сказку мы вас приглашаем!

Повторяют правила поведения на уроке Показывает слайд 1

Формирование эмоциональной отзывчивости


2. Актуализация знаний (2 мин.)

Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока Прослушивание песни про сказку.
Учитель задаёт вопросы:

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

-Ребята, подумайте и скажите, в какой из представленных книг много происходит чудесного, удивительного?

-А чем ещё отличаются сказки от других книг?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.

Сказки

Технологическая карта открытого урока «Сказки А.С. Пушкина»Технологическая карта открытого урока «Сказки А.С. Пушкина»

народные авторские

- Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

-Вспомните, как зовут знаменитого писателя, который писал для детей сказки?

Дети слушают песню.

Урок будет посвящён изучению сказок

Дети выделяют из всех книг - сказки, аргументируют свой ответ.

Волшебные, о животных и т.д.


Дети объясняют, что народные сказки придуманы народом, а авторские написали писатели.

«Колобок», «Гуси лебеди», «Репка»…

Конёк - горбунок,

Дети дают разные ответы, среди них упоминая А.С. Пушкина.

Учитель включает аудио


Показывает слайд с книгами (слайд 2)

Учитель демонстрирует слайд 3

Показывает слайд 4

Показывает слайд 5

Учитель демонстрирует слайд 6

Умение высказывать свое предположение на основе данного материала.

Определение темы, цели деятельности

с помощью учителя


3. Самоопределение к деятельности (8 мин)

Цель: развитие речи, активизация познавательной активности, внимания, мышления.

Ребята, а кто знает, что ещё писал А.С. Пушкин кроме сказок?

Краткая биография А.С. Пушкина

А.С. Пушкин родился в Москве, в 1799 г

Его отец был из старинного дворянского рода. Александра Сергеевича обучали всему и воспитывали дома. К семи годам он уже знал и французский язык. У него была няня Арина Родионовна

Арина Родионовна знала много народных песен, прибауток, сказок, которые Пушкин с удовольствием слушал и запоминал, а когда вырос, стал их записывать, собирать, изучать.

Стих о няне я прошу вас сейчас послушать.

Когда Александру исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей в Царское село, это недалеко от Петербурга. В этом лицее учились только способные дети знаменитых семей. Там он начал писать стихи, которые были посвящены друзьям, близким, много стихов написано о природе.

Некоторые из них я вам предлагаю сейчас послушать.




За распространение вольных стихов, не угодных государю, Пушкина отправляют в ссылку.


Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые.

Одно из самых любимых стихотворений, дети называют «У Лукоморья».

-А расскажет нам отрывок из этого произведения.

Дети называют среди предложенных вариантов стихи.



Выходит ученик и рассказывает стих о няне.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Выходят 3 ученика и рассказывают отрывки из стихов «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зима…Крестьянин торжествуя…»

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Дети читают стихотворения

Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном

Птичка

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Ученик выходит к доске и рассказывает отрывок произведения «У Лукоморья»

У лукоморья

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.


Показывает слайд 7..

Демонстрирует слайд 8.







Умение слушать и понимать речь других.

4. Работа по теме урока (10 мин.) Фронтальная работа Работа по учебнику: с. 92 - 93.

Цель: расширение читательского кругозора, мышления.

Пушкин - автор не только произведений в стихах, но и прозы. В 30-е годы создал свои знаменитые сказки. -Откройте учебник на стр. 93. -Давайте попробуем узнать из какой сказки этот отрывок.

-Рассмотрите рисунок, данный ниже. Из какой сказки дана эта иллюстрация?

Дети по цепочке читают отрывок из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Сказка о рыбаке и рыбке. Демонстрирует слайд 9

Умение формировать слуховой и зрительный образ, опираясь на словесный материал.

5. Физкультминутка (1 мин)

Цель: смена видов деятельности, здоровье сбережение. Учитель проговаривает слова Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись, И на место все уселись, Глазки дружно закрываем, Тихо до пяти считаем Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Дети выполняют движения

6. Закрепление изученного материала (15 мин.)








Игра «Волшебный сундучок»


Работа в паре

Игра «Художники»

Цель: формирование уважительного отношения к сказкам, умение работать в паре, умение соотносить словесный образ с наглядностью.

В адрес нашей школы пришло письмо от учёного кота. В письме фрагменты из сказок.

-Кто мне прочитает и поможет отгадать фрагмент первой сказки?


Хорошо, давайте посмотрим фрагмент из этого мультфильма.


-Следующая сказка



-Посмотрим фрагмент из этой сказки

-Следующая сказка






-Посмотрим фрагмент из этой сказки


-Следующая сказка


Посмотрим фрагмент.

-И ещё одна сказка

-Посмотрим фрагмент из этой сказки

-Сказки вы хорошо угадываете, а у меня в моём заветном сундучке есть вещи, которые оставили мне герои этих сказок.

Ну что ж, кто попробует определить, кому принадлежат эти предметы, и из какой это сказки?

-Ребята, а что помогает сделать сказку красочнее, интереснее?

-А давайте тоже с вами проиллюстрируем сказки.

Каждой паре я предлагаю по рисунку.

Вам необходимо раскрасить его.

-А теперь один человек из пары выходит к доске и находит свою сказку, прилепив к ней свою иллюстрацию.






Один ребёнок подходит и читает письмо с отрывком первой сказки

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». Дети угадывают название сказки «Сказка о царе Салтане». Обучающиеся смотрят фрагмент мультфильма.


Один ребёнок читает следующую сказку

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Обучающиеся угадывают «Сказку о рыбаке и рыбке» и смотрят фрагмент мультфильма.

Читает следующий ребёнок

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

Дети угадывают «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и смотрят мультфильм.

Читает следующий ребёнок.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

«Сказка о золотом петушке».

Дети смотрят фрагмент сказки

Читает ученик:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Сказка о попе и его работнике Балде.

Дети подходят к сундучку и достают предмет. если этот ребёнок не угадывает, помогает другой.

Дети получают по одной картинке и раскрашивают её.

Дети подходят по одному к доске и лепят иллюстрацию к своей сказке. Показывает конверт с письмом.















Учитель показывает слайд 10 и фрагмент из сказки








Учитель показывает слайд 11 фрагмент из сказки


Учитель показывает слайд 12 фрагмент из сказки












Учитель показывает слайд 13 фрагмент из сказки







Учитель показывает слайд 14 и фрагмент из сказки

В сундучке учитель заранее приготовил яблоко, зеркало и орех.

Учитель раздаёт каждой паре по картинке.

Учитель демонстрирует слайд 15

Умение анализировать материал в соответствии с предложенной формой








Умение устанавливать назначение предмета в той или иной сказке

Умение работать в паре

7. Рефлексия (2 мин)

Цель: формирование умения соотносить прогнозируемый результат с реальным.
Отгадайте загадку Что за дерево такое Уродилось в Лукоморье Ходит котик по нему Сказки говорит ему. -Ребята, посмотрите, на нашем дубе нет ни одного листочка. Давайте его украсим. -Но запомните, если вы возьмёте зелёный лист, то вам урок понравился, если жёлтый- вы что либо не усвоили, и красный - вам урок не понравился. -Что больше всего вам понравилось в сегодняшнем уроке? -Что ещё бы вы хотели узнать? -За активную работу я вам приготовила сюрприз- смайлики.

Спасибо за внимание.

Дети называют отгадку дуб.

Дети подходят к дереву и вешают свои листочки.



Учитель демонстрирует слайд 16 Учитель заранее приготовила картинку дерево.












Учитель проходит по рядам и раздаёт смайлики.

Оценка процесса и результата деятельности

Сказка о царе Салтане…



Сказка о рыбаке и рыбке


Сказка о мёртвой царевне…


Сказка о золотом петушке

© 2010-2022