Программа по математике 3 класс для детей с ЗПР

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Переславцева Наталия Федоровна

(МБОУ СШ № 70, Дзержинск, Нижегородская область)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Разработка адаптированной образовательной программы по математике 3 класс для ребенка с ЗПР.


по программе повышения квалификации для учителей начальных классов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Пояснительная записка.

1.1. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования……………………………………………………………………………………………..3

2.Глава 1.

2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР……………………………………………………..3

2.2 Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР………………………………………………………...4

2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………………..6

3. Глава 2.

3.1 Цели и задачи адаптированной программы для обучающихся с ЗПР………………………………………………….9 3.2 Общая характеристика курса……………………………………………………………………………………………10

3.3 Содержание курса…………………………………………………………………………………………………………15

3.4 Календарно-тематическое планирование уроков Математика 3 класс (170 часов)…………………………………..18

4. Заключение………………………………………………………………………………………………………………….36

5.Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………37


1. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Пояснительная записка

1.1. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

2. Глава 1.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой

психического развития. Обучающиеся с задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы определяется ПМПК (республиканской и городской). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

2.2. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой

психического развития. Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы

образовательной организации.

Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную

основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:

- увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР

адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования, должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и

познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями

обучающихся;

8) использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

11) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;

12) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

-орфографических умений для решения практических задач.






3.Глава 2

3.1 Цели и задачи адаптированной программы для обучающихся с ЗПР.

1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и

геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач;

3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми

выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.


Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

3.2 Общая характеристика курса Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); - развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; - развитие пространственного воображения; - развитие математической речи; - формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; - формирование умения вести поиск информации и работать с ней; - формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - развитие познавательных способностей; - воспитание стремления к расширению математических знаний; - формирование критичности мышления; - развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах. Место курса в учебном плане Программа по математике «Школа России» Моро рассчитана на 4 ч. По программе ПАРАДИГМА на 5ч. Это было учтено при составлении данной рабочей программы: курс рассчитан на 170 ч ( 5 ч в неделю).


3.3 Содержание курса

Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а - b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
ЗУН

  • выполнять устно несложные вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление) в пределах 100,
  • выполнять проверку вычислений,
  • вычислять значение выражений, содержащих 2 - 3 действия,
  • решать задачи в 1 -3 действия,
  • находить периметр многоугольника,
  • читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000,
  • выполнять письменное сложение, вычитание двух и трёхзначных чисел в пределах 1000.


3.4 Календарно-тематическое планирование уроков

Математика 3 класс (170 часов)

№ п/п

Дата прове

дения

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Материально-техническое оснащение

1

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание. Повторение изученного.

Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100.



9

1

Комбини-

рованный

Устные приемы сложения и вычитания.

Дидактический материал

2

Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.

1

Комбини-

рованный

Письменные приемы сложения и вычитания.

Дидактический материал

3

Решение уравнений подбором. Простые задачи.

1

Комбини-

рованный

Решение уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе связи между сложением и вычитание. Решение задач изученных видов.

Электронное приложение, дидактический материал

4

Решение уравнений на основе взаимосвязи между сложением и вычитанием. Составные задачи.

1

Комбини-

рованный

5

Решение уравнений на нахождение уменьшаемого. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

6

Решение уравнений на нахождение вычитаемого. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

7

Обозначение геометрических фигур буквами. Обобщение знаний о сложении и вычитании в пределах 100.

1

Комбини-

рованный

8

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание. Повторение» (№ 1)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

Контрольные работы

9

Работа над ошибками

1

10

Табличное умножение и деление

Таблица умножения и деления с числом 2.

65

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 2, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, дидактический материал

11

Связь умножения и деления. Таблица умножения и деления с числом 3.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 3, соответствующие случаи деления.

12

Чётные и нечётные числа.

1

Комбини-

рованный

Электронное приложение

13

Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числами 2,3, соответствующие случаи деления.

Дидактический материал

электронное приложение, таблица пропорциональных величин

14

Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числами 2,3, соответствующие случаи деления.

15

Решения задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1

Комбини-

рованный

Зависимости между пропорциональными величинами, решение задач с этими величинами

16

Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса.

1

Комбини-

рованный

17

Порядок выполнения действий.

1

Комбини-

рованный

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Электронное приложение, правила выполнения порядка действий

18

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

1

Комбини-

рованный

19

Решение задач с величинами: расход на одну вещь, количество вещей, общий расход.

1

Комбини-

рованный

Решение задач с пропорциональными величинами. Выражения в 6-8 действий со скобками и без скобок.

Дидактический материал, карточки

20

Закрепление знаний порядка выполнения действий. Решение задач изученных видов.

1

Комбини-

рованный

21

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест.

1

Комбини-

рованный

Проверка знаний, умений, навыков

Тест

22

Повторение изученного

1

Комбини-

рованный

Повторение , систематизация знаний, умений, навыков

Дидактический материал

23

Табличное умножение и деление с числом 4.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 4, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, таблица Пифагора

24

Таблица Пифагора.

1

Комбини-

рованный

Работа с таблицей Пифагора.

25

Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

Комбини-

рованный

Текстовые задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, отличие от задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц.

Электронное приложение, схемы простых и составных задач, дидактический материал.

26

Сопоставление задач на увеличение в несколько раз и на несколько единиц.

1

Комбини-

рованный

27

Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1

Комбини-

рованный

28

Сопоставление задач на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц.

1

Комбини-

рованный

29

Табличное умножение и деление с числом 5.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 5, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, дидактический материал

30

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 5, 4,3,2 соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, дидактический материал

31

Текстовые задачи на кратное сравнение.

1

Комбини-

рованный

Задачи на разностное и кратное сравнение.

Электронное приложение, схемы простых и составных задач

32

Решение задач на кратное сравнение.

1

Комбини-

рованный

33

Сопоставление задач на разностное и кратное сравнение.

1

Комбини-

рованный

34

Табличное умножение и деление с числом 6.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 6, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, дидактический материал

35

Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков

36

Контрольная работа по итогам Iчетверти. ( № 2)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

37

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

38

Закрепление знаний табличных случаев умножения и деления.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

39

Ознакомление с задачами на нахождение четвертого пропорционального.

1

Комбини-

рованный

Задачи на нахождение четвертого пропорционального.

Электронное приложение, таблицы пропорциональных величин

40

Решение задач изученных видов. Решение уравнений.

1

Комбини-

рованный

41

Табличное умножение с числом 7.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 7, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, таблица

42

Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи сложения и вычитания с числами 4,5,6,7. Задачи изученных видов.

Электронное приложение, таблица, схемы задач

43

Решение задач с пропорциональными величинами.

1

Комбини-

рованный

Решение задач с пропорциональными величинами.

Таблицы задач с пропорциональными величинами.

44

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Решение задач с пропорциональными величинами.

Электронное приложение, дидактический материал

45

Площадь. Единицы площади.

1

Комбини-

рованный

Понятие площади фигуры, единицы площади, измерение площади фигуры.

Модели фигур, палетка, измерительные инструменты.

46

Измерение площади фигур. Квадратный сантиметр.

1

Комбини-

рованный

47

Площадь прямоугольника.

1

Комбини-

рованный

48

Табличное умножение и деление с числом 8.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 8, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, дидактический материал

49

Закрепление табличных случаев умножения и деления с числами 5, 6, 7, 8.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи сложения и вычитания с числами 4,5,6,7,8. Задачи изученных видов.

50

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Дидактический материал

51

Табличное умножение и деление с числом 9.

1

Комбини-

рованный

Табличные случаи умножения с числом 9, соответствующие случаи деления.

Электронное приложение, дидактический материал

52

Измерение площади фигуры. Квадратный дециметр.

1

Комбини-

рованный

Единицы площади, измерение площади фигуры.

Таблица единиц площади

53

Сводная таблица умножения и соответствующие случаи деления.

1

Комбини-

рованный

Сводная таблица умножения, закрепление знаний. Решение задач изученных видов

Таблица Пифагора, дидактический материал

54

Закрепление знаний таблицы умножения. Решение задач изученных видов.

1

Комбини-

рованный

55

Контрольная работа по теме: « Табличное умножение и деление» ( № 3)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

56

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

57

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

58

Вычисление площади фигур. Квадратный метр.

1

Комбини-

рованный

Единицы площади, измерение площади фигуры.

Таблица единиц площади

59

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

60

Умножение на 1. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Случаи умножения и деления с 0, 1, 10. Невозможность деления на 0. Задачи в три действия.

Электронное приложение, таблица внетабличных случаев

61

Умножение на 0. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

62

Связь умножения с делением. Деление числа на 1 и само на себя.

1

Комбини-

рованный

63

Деление нуля на число. Решение задач в три действия.

1

Комбини-

рованный

64

Доли. Образование и сравнение долей.

1

Комбини-

рованный

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле.

Окружность, круг, части круга.

Таблица долей, электронное приложение, модели

65

Окружность. Круг.

1

Комбини-

рованный

Модель круга, электронное приложение, циркуль

66

Диаметр окружности.


Комбини-

рованный

67

Закрепление изученного. Решение задач. Измерения и построения.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

68

Контрольная работа по итогам IIчетверти (№ 4)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

69

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

70

Закрепление изученного материала.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

71

Единицы времени.

1

Комбини-

рованный

Время, единицы времени, определение времени по часам

Электронное приложение, таблица единиц времени, модель часов

72

Сутки.

1

Комбини-

рованный

73

Закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, случаев с 1, 0.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

74

Решение задач изученных видов.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

75

Внетабличное умножение и деление

Приемы умножения и деления вида 20*3, 3*20, 60:3

29

1


Комбини-

рованный

Ознакомление с приемами внетабличных случаев умножения и деления. Правило умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. Решение задач с новыми приемами вычислений.

Электронное приложение, дидактический материал

76

Прием деления вида 80:20

1

Комбини-

рованный

77

Умножение суммы на число

1

Комбини-

Рованный

78

Решение задач разными способами. Закрепление свойства умножения суммы на число.

1

Комбини-

рованный

79

Прием умножения вида 23*4, 4*23

1

Комбини-

рованный

80

Закрепление приема умножения вида 23*4, 4*23.

1

Комбини-

рованный

81

Закрепление изученных приемов внетабличного умножения и деления. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

82

Буквенные выражения

1

Комбини-

рованный

Подстановка данных в буквенные выражения, нахождение их значений

Электронное приложение

83

Деление суммы на число

1

Комбини-

рованный

Свойство деления суммы на число.

Электронное приложение, дидактический материал

84

Решение задач разными способами. Закрепление свойства деления суммы на число.

1

Комбини-

рованный

Обучение решению задач разными способами.

85

Прием деления вида 69:3, 78:2

1

Комбини-

рованный

Обучение приемам деления.

Электронное приложение, дидактический материал

86

Связь между числами при делении. Закрепление приемов деления вида 69:3, 78:2.

1

Комбини-

рованный

Связь между числами при делении, проверка деления

87

Проверка деления

1

Комбини-

рованный

88

Прием деления вида 87:29, 66:22 методом подбора.

1

Комбини-

рованный

Прием деления подбором.

89

Проверка умножения.

1

Комбини-

рованный

Проверка умножения

Электронное приложение, дидактический материал

90

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Закрепление знаний, умений, навыков

Электронное приложение, дидактический материал

91

Решение уравнений на нахождение множителя, делимого, делителя.

1

Комбини-

рованный

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деленя

Электронное приложение, дидактический материал

92

Закрепление изученных случаев внетабличного умножения и деления. Решение уравнений.

1

Комбини-

рованный

Дидактический материал

93

Деление с остатком.

1

Комбини-

рованный

Приемы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком

Электронное приложение, дидактический материал

94

Деление с остатком. Свойство остатка.

1

Комбини-

рованный

95

Приемы нахождения частного и остатка. Закрепление внетабличных случаев умножения и деления.

1

Комбини-

рованный

96

Приемы нахождения частного и остатка. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

97

Решение задач, используя прием деления с остатком.

1

Комбини-

рованный

Решение задач разных видов арифметическим способом

Дидактический материал

98

Решение задач изученных видов. Закрепление приемов умножения и деления.

1

Комбини-

рованный

Карточки

99

Проверка деления с остатком.

1

Комбини-

рованный

Эл.приложение

100

Обобщение знаний выполнения внетабличного умножения и деления. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний внетабличных случаев умножения и деления

Дидактический материал

101

Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление» (№5)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

102

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Закрепление изученного материала

Электронное приложение, дидактический материал

103

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Коррекция и уточнение знаний

Дидактический материал

104

Числа от 1 до 1000

Нумерация чисел от 1 до 1000

Устная и письменная нумерация. Действия с сотнями


15

1

Комбини-

рованный

Понятие трёхзначного числа, чтение и запись

Электронное приложение, дидактический материал

105

Образование и название трехзначных чисел.

1

Комбини-

рованный

Чтение и запись трехзначных чисел

Электронное приложение

106

Разряды счётных единиц. Письменная нумерация трехзначных чисел.

1

Комбини-

рованный

Разряды счетных единиц

Электронное приложение, абак

107

Натуральная последовательность трёхзначных чисел.

1

Комбини-

рованный

Последовательность чисел. Присчитывание и отсчитывание по одному

Электронное приложение, абак

108

Увеличение числа в 10, в 100 раз.

1

Комбини-

рованный

Умножение и деление на 10, 100

Электронное приложение, дидактический материал

109

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

1

Комбини-

рованный

Сумма разрядных слагаемых трехзначного числа, сложение и вычитание, на основе разрядных слагаемых

Электронное приложение, абак

110

Сложение и вычитание трехзначных чисел, на основе знаний разрядного состава.

1

Комбини-

рованный

Электронное приложение, абак

111

Сравнение трехзначных чисел.

1

Комбини-

рованный

Сравнение трехзначных чисел

Электронное приложение, абак

112

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

1

Комбини-

рованный

Число единиц данного разряда, определение числа единиц, десятков, сотен

Электронное приложение, абак

113

Единицы массы: килограмм, грамм.

1

Комбини-

рованный

Единицы массы, перевод из одних единиц в другие, сравнение предметов по массе

Электронное приложение, таблица единиц массы

114

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Закрепление знаний, умений, навыков

Электронное приложение, дидактический материал

115

Обобщение знаний о нумерации чисел до 1000, сложение и вычитание, основанное на нумерации.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний по теме

Дидактический материал

116

Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел от 1 до 1000» (№ 6)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

117

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Уточнение и коррекция знаний по теме

Дидактический материал

118

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Систематизация знаний, умений, навыков

Дидактический материал

119

Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000

Устные приёмы сложения и вычитания вида, 300+200, 600-200, 120-80, 70+80

14

1

Комбини-

рованный

Приемы устных приемов, сводимых к действиям в пределах 100

Электронное приложение, дидактический материал

120

Устные приемы сложения и вычитания вида 450+30, 380+20, 620-200, 380-30.

1

Комбини-

рованный

121

Устные приемы сложения и вычитания вида 470+80, 560-90.

1

Комбини-

Рованный

122

Устные приемы сложения и вычитания вида 260+310, 670-140. Разные способы вычислений.

1

Комбини-

рованный

Разные способы вычислений.

123

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Закрепление изученного материала

Дидактический материал

124

Приемы письменного сложения и вычитания. Поразрядное сложение и вычитание.

1

Комбини-

рованный

Приемы письменных вычислений, алгоритмы действий, проверка результата

Дидактический материал, абак

125

Алгоритм письменного сложения.

1

Комбини-

рованный

126

Алгоритм письменного вычитания.

1

Комбини-

рованный

Электронное приложение, алгоритм

127

Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный.

1

Комбини-

рованный

Виды треугольников, различение и вычерчивание треугольников изучаемых видов

Таблица, модели, электронное приложение

128

Закрепление изученных случаев письменных вычислений.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний по теме

Дидактический материал

129

Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Решение задач изученного вида

Дидактический материал

130

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до1000» (№7)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

131

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Закрепление изученного материала

Дидактический материал

132

Автоматизация навыка вычислений.

1

Комбини-

рованный

Уточнение и коррекция знаний по теме

Дидактический материал

133

Умножение и деление чисел от 1 до 1000

Приёмы устных вычислений вида 180*4, 900:3.

17

1

Комбини-

рованный

Приемы устных вычислений, сводимых в действиям в пределах 100.

Электронное приложение, дидактический материал

134

Приёмы устных вычислений вида 240*3. 960:3.

1

Комбини-

рованный

135

Приёмы устных вычислений вида 90:30, 800:200.

1

Комбини-

рованный

136

Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.

1

Комбини-

рованный

Виды треугольников, различение и вычерчивание треугольников изучаемых видов

Таблица, модели, электронное приложение

137

Закрепление изученных устных приемов умножения и деления.

1

Комбини-

рованный

Изученные приемы умножения и деления

Дидактический материал

138

Письменный прием умножения на однозначное число.

1

Комбини-

Рованный

Приемы письменных вычислений, алгоритмы действий, проверка результата

Электронное приложение, алгоритм

139

Алгоритм письменного приемы умножения на однозначное число.

1

Комбини-

рованный

140

Выполнение письменного умножения на однозначное число. Решение задач.

1

Комбини-

рованный

Дидактический материал

141

Письменный прием деления на однозначное число.

1

Комбини-

рованный

Приемы письменных вычислений, алгоритмы действий, проверка результата

Электронное приложение, алгоритм

142

Алгоритм письменного приема деления на однозначное число.

1

Комбини-

рованный

143

Проверка письменного приема деления умножением.

1

Комбини-

рованный

144

Закрепление изученных приемов деления.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний по теме

Дидактический материал

145

Повторение изученных приёмов умножения и деления

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

146

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел от 1 до 1000» (№8)

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по теме

147

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Уточнение и коррекция знаний, умений, навыков

Дидактический материал

148

Повторение изученного материала

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Дидактический материал

149

Знакомство с калькулятором.

1

Комбини-

рованный

Уточнение и коррекция знаний по теме

Дидактический материал

150

Повторение

Закрепление вычислительных приемов..

21

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний по теме

Дидактический материал

151

Решение уравнений

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

152

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Закрепление изученного материала

Дидактический материал

153

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Закрепление изученного материала

Дидактический материал

154

Решение задач изученных видов.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний по теме

Дидактический материал

155

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля и учета знаний

Проверка знаний по курсу

156

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

157

Закрепление изученного материала.

1

Комбини-

рованный

Уточнение и коррекция знаний по теме

Дидактический материал

158

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

159

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

160

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

161

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

162

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

163

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

164

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

165

Закрепление изученного материала

1

Комбини-

рованный

Закрепление знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

166

Повторение изученного материала

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

167

Повторение изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

168

Повторение изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

169

Повторение изученного материала

1

Комбини-

Рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

170

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение.

1

Комбини-

рованный

Обобщение знаний, умений, навыков, уточнение, коррекция

Электронное приложение, дидактический материал

4.Заключение

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Педагогу, начинающему работу с учащимися, имеющими задержку психического развития, следует помнить об особенностях их познавательного и личностного развития с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса.

Педагогам необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у ребенка в совместной работе со взрослым, а затем функционируют в его деятельности, становятся его достоянием.

Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей.

Адаптированные программы для детей с задержкой психического развития должны опираться на состояние здоровья, индивидуальные психофизические возможности детей с ЗПР и создавать условия для коррекции нарушений и социальной адаптации.

Специальный образовательный стандарт, задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ЗПР, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обоих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.

5.Литература

  1. Афанасьева Ю.А., Ерёмина А.А., Моргачёва Е.Н. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. - М.:РУДН, 2008.
  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. - М.: Школьная пресса, 2006.
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.

  4. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. - М., 1993.

  5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М., 2011.

  6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012.

  8. тематическое планирование к учебникам «Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой.



© 2010-2022