Презентация по внеурочной деятельности на тему Этикет за столом (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Первоначальное представление об использовании столовой посуды и приборов».

Описание работы: данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО. Материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.

Тип занятия: комбинированный

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.

Образовательная цель: научить употреблять столовые приборы по назначению, научить уметь применять правила этикета на практике. Научить красиво накрывать праздничный стол.

Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения за столом, культуру поведения в обществе. Сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества

Формирование УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

2) формирование мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

4)формирование уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явления действительности.

Познавательные УУД:

1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей;

2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) формирование умения слушать и вступать в диалог.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация( содержание слайдов указано в ходе занятия) , раздаточный материал, одноразовая посуда и приборы.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Школьники и учитель приветствуют друг друга. Учащиеся рассаживаются на свои места.

Педагог проверяет явку учащихся.

2. Основная часть (30минут)

  • Знакомство с темой урока и актуализация знаний обучающихся.


- Мы с Вами много и на уроках окружающего мира и на классных часах говорили о правилах поведения в различных ситуациях. Говорили о правилах поведения в музее, в библиотеке, за столом во время приема пищи. Сегодня начнем занятие с тех правил поведения за столом во время приема пищи, которые вы уже знаете.

Создание ситуации успеха

Знакомьтесь : "Хорошие манеры". (Презентация. Слайд №1.)

  • Учитель: Ребята, какие хорошие манеры вы знаете? (Ответы учащихся). Сидеть надо прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула.

  • На столе должны быть только кисти рук, но не локти.

  • Не стоит вставать и тянуться самому за чем-либо через весь стол. Лучше попросить сидящего поблизости передать его.

  • Есть и пить спокойно, бесшумно, не гримасничая.

  • Не набивать рот слишком большими кусками.

  • Жевать нужно с закрытым ртом.

  • Некрасиво во время еды разговаривать с полным ртом и не смейтесь.

  • Не ронять еду на стол, колени и пол. (Презентация слайд № 2-13)

- Теперь найдите эти правила в стихотворении: Медвежонок хлеб жевал -
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом -
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот -
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.

  • -Вы стараетесь соблюдать эти правила, когда приходите в школьную столовую? А дома?

Учитель: Сегодня, дети, я вам расскажу про одного мышонка, который должен был приготовить торт для праздника, но не знал правил поведения и заблудился, попав в лабиринт. Помогите ему добраться до торта, чтобы он смог его приготовить. (Презентация. Слайд №14)

Работа в парах.

У детей на партах листы с изображением лабиринта, мыши и торта.

Дети помогают мышке. Один ученик показывает путь на доске. Самопроверка.

Учитель: Все ли ребята смогли помочь мышке? (Ответы).

- Дети, а кто может ответить на вопрос: Что такое лабиринт? (Предположения детей).

Определение слова лабиринт. (Слайд №15)

Лабиринт - это задача, которая решается наугад. Примерные ответы детей

-Вы стараетесь соблюдать эти правила, когда приходите в школьную столовую? А дома?

  • Погружение в тему урока.

- Но это еще не все правила, которые мы с вами должны знать. - Сегодня поговорим о столовых приборах и правилах пользования ими. - Какие столовые приборы вы знаете? (ложка, вилка, нож, палочки, щипцы, лопаточка) - Возьмите в руки нож, вилку, ложку. - Покажите мне эти приборы. Отгадывание загадок

- Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, про какие столовые приборы они.

Учитель: загадки бывают разного вида. Отгадайте вот такую:

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот. (Ложка). (Слайд №16).

Дети рассматривают картинки ложек и виды ложек, принесённые из дома. Определяют, для чего предназначена каждая ложка.

2. Создание ситуации для решения частной задачи

Немного из истории. (Слайд №17)

"Дорога ложка к обеду", - гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка - это самый практичный предмет из всех столовых приборов.
Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные.

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, а из обожжённой глины.

Какие ложки были в древности. Посмотрите на доску. (Слайд №18)

Учитель: Для чего использовали ложки в древности? (Ответы детей).

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Фото ложкарей. (Слайд №19).

Учитель: А как вы думаете, где ещё можно использовать ложки? (Предположения детей).

Учитель: Это театр на деревянных ложках. (Слайд №20).

Отгадайте ещё одну загадку:

При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает,
Другая - цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (Вилка, нож) (Слайд 21).

Учитель: Для чего нужны эти предметы? (Ответы детей). По результатам ответов подвести к теме: "Этикет". Что же такое этикет?

Беседа с учащимися о столовых приборах - Как вы поняли, для чего нам нужна ложка (зачерпывать жидкую и не очень густую пищу), вилка (подцеплять твердую пищу), а нож (разрезать крупные куски твердой пищи на мелкие)? - Что нужно есть ложкой (суп, бульон, кашу, варенье), вилкой (макароны, котлеты, омлет, рыбу), режут ножом (мясо, блины, колбасу, огурцы и помидоры, сыр)? - Какие столовые приборы есть на ваших столах в школьной столовой? (ложки, вилки) - Кто-то из вас пробовал кушать при помощи ножа? Техника безопасности. - Теперь поговорим о самих правилах, которые мы с Вами должны соблюдать, пользуясь столовыми приборами. Игра «Данетка»

- Давайте встанем из-за парт немного отдохнем и поиграем в игру «Данетка»: встаем в круг,передаем мяч, как зазвенит колокольчик у кого будет мяч в руках, тот должен ответить на мой вопрос словами «да» или «нет». Итак, начинаем:

  • Подносят ко рту вилку (или ложку), а не наоборот? (да)

  • Когда несем вилку с едой или ложку ко рту, ее можно наклонять или переворачивать? (нет).

  • Не надо жадничать и наполнять ложку супом до краев? (да) Почему? (можно расплескать, заляпать скатерть или даже кого-то из соседей)

  • Если ложка или вилка упала на пол, ее нужно сразу же поднять и продолжить ей кушать? (нет) А что нужно сделать? (взять чистый прибор, а после приема пищи поднять упавший)

  • Ложку держат в левой руке? (нет)

  • Вилкой зачерпывают жидкую пищу, например суп? (нет).

- Хорошо, вы справились. Молодцы.

Учитель: Для чего нужны эти предметы? (Ответы детей). При приеме пищи мы должны соблюдать этикет. По результатам ответов подвести к теме: "Этикет". Что же такое этикет? Давайте послушаем стихи детей и постараемся ответить на этот вопрос.

3. Постановка частной задачи

Монтаж детей: "ЗНАКОМЬТЕСЬ : ЭТИКЕТ"

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.

Четыре волшебных слова -
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Известно с детства это всем:
"Когда я ем, я глух и нем".
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь - закрытым рот держи.
Проглоти - потом скажи.

Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.

За столом сидишь с гостями -
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.

Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь - еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!
* * *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала рту.
* * *
Не хватай еду руками -
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Хлеб тебе подаст сосед -
Поблагодари его в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

* * *
Не вытирай свой рот рукой -
Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.

Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!

Учитель: Какие правила вы запомнили? (Ответы детей). Вывод.

4. Решение частной задачи.

Работа в группах.

Каждой группе раздаётся конверт с вырезанными буквами. (Слова: здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста, этикет)

Задание:

1. Достать буквы.

2. Сложить слова. Подумать, как правильно это сделать.

3. Наклеить полученные слова на полоску бумаги.

4. Сделать вывод.

5. Преобразование модели

На доске создаётся модель этикета - "добрые слова". Каждая группа даёт комментарии к своей работе.

Вывод: Что такое этикет? (Слайд №22). (Ответы, комментарии и выводы детей ).

Определение слова "этикет"(Слайд № 23).

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.

В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

6. Проведение мастер-класса: «Сервировка стола» (презентация сервировка стола).

Представили себе ситуацию, что у вас день рождение. Вы ждете в гости друзей и готовите праздничный стол.

Накрываем на стол. Сервируем стол к приходу гостей.

Правила:

1. Скатерть должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30 см.

2. Приборы ставят по числу обедающих.

3. На скатерть ставится тарелка, из которой едят, на этой тарелке размещают салфетку из ткани, (бумажную). Во время еды эту салфетку, сложенную вдвое, кладут на колени, она защищает одежду. Свернем салфетку.

4. Слева от тарелки -вилки зубцами вверх.

5. Справа от тарелки-ножи, лезвием к тарелке, и ложка-выпуклой стороной вниз.

6. Перед ножами и вилкой ближе к центру стола-слева большие бокалы для напитков.

7. Справа от бокалов-маленький бокальчик с бумажными салфетками, можно положить салфетки рядом со столовым прибором.

Запомни: Нож принято держать в правой руке, а вилку в левой.

Сворачиваем салфетки: Шлейф.

7. Итоговая рефлексия.

Какой красивый стол у нас с вами получился. Молодцы.

С каким новым словом познакомились?

Что оно обозначает?

Какие слова этикета вы запомнили?

Какие правила поведения научились выполнять?

Отметим наше настроение на занятии воздушными шариками. Любое день рождение не обходится без воздушных шаров:

Возьмите зеленый цвет и закрасьте если у вас хорошее настроение и вам все понравилось. Желтый - если что-то не понравилось или что-то не запомнил, красный-ничего не понравилось и было скучно на занятии.

Дети прикрепляют шарики на доску.

Вот и подошло наше занятие к концу.

Еда на чистом, красиво сервированном столе вызывает у нас аппетит и хорошее настроение. Это полезно для нашего здоровья. Спасибо за работу.





© 2010-2022