Творчество Б. Житкова «Храбрый утенок». Характеристика героев произведения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Урок № по литературному чтению во 2 классе

Дата


с использованием учебника

« Литературное чтение» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,

по УМК «Школа России»

учителя начальных классов

МБОУ» Урожайновская СШ»

Советского района, Республики Крым


Ясафовой Натальи Владимировны





Тема урока: Творчество Б. Житкова «Храбрый утенок» . Характеристика героев произведения . Цель:

образовательная

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

познакомить учащихся с новым произведением;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее текста;

развивающая

формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в паре, доказывать;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;

создать

условия для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски.

воспитывающая

содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по заглавию, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация - актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся - организация восприятия- организация осмысления - первичная проверка понимания вопроса - организация первичного закрепления - анализ первичного закрепления- рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся.

Организация внимания.

  1. Этап постановки целей урока.

СЛАЙД № 1

- Сегодня мы продолжим читать и анализировать произведения по теме «О братьях наших меньших» под девизом (говорят дети: «остановись! Присядь! Пригнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

-Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве ещё одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, пересказывать текст)

  1. Этап проверки домашнего задания ( Е. Чарушин «Страшный рассказ»)

- Как называется произведение, которое мы читали и анализировали на прошлом уроке?

-кто автор?

- Назовите главных героев.

Домашнее задание было предложено в дифференцированной форме.

Часть детей готовила отрывок по ролям, остальные пересказ по коллективно составленному плану:

1. Мальчики остались одни.

2. Легли спать.

3. Кто-то топает ногами…

4. Пришли папа и мама.

Молодцы! А теперь по опорным словам вспомним, какие ещё произведения из раздела «О братьях наших меньших» мы изучили.

СЛАЙД № 2

СКРИПКА РУЧЕЙ ЩЕПКА МУЗЫКА МЕДВЕДЬ Музыкант. Автор Виталий Бианки

СТАРИК МЫШИ КЛЕВЕР КОРОВА Сова Автор Виталий Бианки

КОШКА - МАТЬ ПЁС ЯЗЫК Кошкин щенок Автор Валентин Берестов

УТКА МАЛЬЧИКИ УТЯТА Ребята и утята Автор Михаил Пришвин

Разминка

а) дыхательная: «понюхай цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку» и другие;

б) звуковая: артикуляция звуков а, о, у, ы, э;

Речевая разминка. Разомнем язычок. Упражнение « Лошадки»

Артикуляционная разминка а,о,у,ы,и

Цель: подготовить к чтению произведений.

Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка:

Де-де-де: кто в воде?
Дил-дил-дил: крокодил!

Ро-ро-ро, ки-ки-ки, ролики мне велики!

Ать-ать-ать , мелом будем рисовать.
Ки-ки-ки, нам нужны мелки.

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

Выполняют предложенные им задания.


Постановка логического ударения


5.Сообщение темы. Постановка цели, задач урока.

а) Введение в тему Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам отгадать загадку:

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? Утята (слайд )

Сегодня познакомимся с произведением, герои которого так же утята.

- Кому из вас доводилось видеть живого утёнка.

- Какой он, опишите. (маленький, пушистый, жёлтенький)

СЛАЙД № 3

Действительно, они такие (КАРТИНКА УТЁНКА)

В произведении, с которым мы сегодня познакомимся, речь пойдёт о храбром утёнке. А написал этот рассказ Борис Степанович Житков.

2. Рассказ о писателе. Биографию рассказывает заранее подготовленный ученик.

Словарная работа:

Что такое рассказ? (Это произведение небольшого размера.) Показ презентации. Ученик 1 Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. Ученик 2 В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по - французски, увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии». в) Первичное чтение рассказа ( одаренный ребенок )

О ком же пойдет речь в рассказе?

Подумайте, какие события могут в нем развиваться?

Проверим ваши предположения. Прочитав этот рассказ.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

  1. - А сейчас приготовьте карандаш. Минеева Дарья будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.

- Ребята, понравился вам рассказ?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О чем он?

- как хозяйка кормила кур?

Почему они не ели?

Почему утята боялись стрекозу?

- О чем думала хозяйка?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

Как ему это удалось?

2. - Вы отметили слова. Назовите их.

Рубленые (яйца)- мелко порезанные (слайд)

Насилу- еле-еле

Физкультминутка. Цель: перенос в показ характеристик, раскрывающих отдельные черты животных в их облике или повадках

Давайте попробуем изобразить этих утят. Выйдите из-за парт.

Покажите, какие утята маленькие.

Покажите, как утята ходят.

Сейчас котята крякают. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите: «Кря». - Каким был утенок Алёша? а) Составление кластера (схема) Алеша

Смелый умный добрый честный находчивый храбрый добрый дружелюбный
б)Чтение «цепочкой» в) Выборочное чтение: - Чем кормила хозяйка утят? - Как вела себя стрекоза? - Что говорила хозяйка? - Как расправился Алеша со стрекозой?

Физминутка

Цель: снять утомление после чтения.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Зарядка для глаз (к указке прикрепляется бабочка.)

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней,
Пробежаться глазками.

(Учитель указкой обводит линии справа налево и слева направо)

7. Рефлексия. а) Синквейн

1. Утенок

2. Смелый, храбрый.

3. Выручил, помог, защитил.

4. Как хорошо быть храбрым!

5. Смелость. б) Заключительные вопросы: - Кем оказался утенок Алеша - хвастуном или храбрецом? Чтение и деление текста на части. 1. Хозяйка кормит утят. 2.Боятся стрекозы. 3. «Болезнь» утят. 4. Алёша обещает помочь. 5. Утёнок сдержал своё слово. 6.Стрекоза больше не прилетала. 8) Итог - Какое произведение изучали? - Какие качества хотели бы вы в себе воспитать, прочитав этот рассказ? - Подберите пословицу . - Оцените свою работу.






© 2010-2022