- Преподавателю
- Начальные классы
- Творчество Б. Житкова «Храбрый утенок». Характеристика героев произведения
Творчество Б. Житкова «Храбрый утенок». Характеристика героев произведения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ясафова Н.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок № по литературному чтению во 2 классе
Дата
с использованием учебника
« Литературное чтение» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,
по УМК «Школа России»
учителя начальных классов
МБОУ» Урожайновская СШ»
Советского района, Республики Крым
Ясафовой Натальи Владимировны
Тема урока: Творчество Б. Житкова «Храбрый утенок» . Характеристика героев произведения . Цель:
образовательная
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
познакомить учащихся с новым произведением;
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее текста;
развивающая
формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в паре, доказывать;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
создать
условия для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски.
воспитывающая
содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по заглавию, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация - актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся - организация восприятия- организация осмысления - первичная проверка понимания вопроса - организация первичного закрепления - анализ первичного закрепления- рефлексия.
Ход урока:
-
Организационный этап.
Проверка готовности учащихся.
Организация внимания.
-
Этап постановки целей урока.
СЛАЙД № 1
- Сегодня мы продолжим читать и анализировать произведения по теме «О братьях наших меньших» под девизом (говорят дети: «остановись! Присядь! Пригнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»
-Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве ещё одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, пересказывать текст)
-
Этап проверки домашнего задания ( Е. Чарушин «Страшный рассказ»)
- Как называется произведение, которое мы читали и анализировали на прошлом уроке?
-кто автор?
- Назовите главных героев.
Домашнее задание было предложено в дифференцированной форме.
Часть детей готовила отрывок по ролям, остальные пересказ по коллективно составленному плану:
1. Мальчики остались одни.
2. Легли спать.
3. Кто-то топает ногами…
4. Пришли папа и мама.
Молодцы! А теперь по опорным словам вспомним, какие ещё произведения из раздела «О братьях наших меньших» мы изучили.
СЛАЙД № 2
СКРИПКА РУЧЕЙ ЩЕПКА МУЗЫКА МЕДВЕДЬ Музыкант. Автор Виталий Бианки
СТАРИК МЫШИ КЛЕВЕР КОРОВА Сова Автор Виталий Бианки
КОШКА - МАТЬ ПЁС ЯЗЫК Кошкин щенок Автор Валентин Берестов
УТКА МАЛЬЧИКИ УТЯТА Ребята и утята Автор Михаил Пришвин
Разминка
а) дыхательная: «понюхай цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку» и другие;
б) звуковая: артикуляция звуков а, о, у, ы, э;
Речевая разминка. Разомнем язычок. Упражнение « Лошадки»
Артикуляционная разминка а,о,у,ы,и
Цель: подготовить к чтению произведений.
Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка:
Де-де-де: кто в воде?
Дил-дил-дил: крокодил!
Ро-ро-ро, ки-ки-ки, ролики мне велики!
Ать-ать-ать , мелом будем рисовать.
Ки-ки-ки, нам нужны мелки.
Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.
Выполняют предложенные им задания.
Постановка логического ударения
5.Сообщение темы. Постановка цели, задач урока.
а) Введение в тему Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам отгадать загадку:
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? Утята (слайд )
Сегодня познакомимся с произведением, герои которого так же утята.
- Кому из вас доводилось видеть живого утёнка.
- Какой он, опишите. (маленький, пушистый, жёлтенький)
СЛАЙД № 3
Действительно, они такие (КАРТИНКА УТЁНКА)
В произведении, с которым мы сегодня познакомимся, речь пойдёт о храбром утёнке. А написал этот рассказ Борис Степанович Житков.
2. Рассказ о писателе. Биографию рассказывает заранее подготовленный ученик.
Словарная работа:
Что такое рассказ? (Это произведение небольшого размера.) Показ презентации. Ученик 1 Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. Ученик 2 В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по - французски, увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии». в) Первичное чтение рассказа ( одаренный ребенок )
О ком же пойдет речь в рассказе?
Подумайте, какие события могут в нем развиваться?
Проверим ваши предположения. Прочитав этот рассказ.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
-
- А сейчас приготовьте карандаш. Минеева Дарья будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О чем он?
- как хозяйка кормила кур?
Почему они не ели?
Почему утята боялись стрекозу?
- О чем думала хозяйка?
- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
Как ему это удалось?
2. - Вы отметили слова. Назовите их.
Рубленые (яйца)- мелко порезанные (слайд)
Насилу- еле-еле
Физкультминутка. Цель: перенос в показ характеристик, раскрывающих отдельные черты животных в их облике или повадках
Давайте попробуем изобразить этих утят. Выйдите из-за парт.
Покажите, какие утята маленькие.
Покажите, как утята ходят.
Сейчас котята крякают. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите: «Кря». - Каким был утенок Алёша? а) Составление кластера (схема) Алеша
Смелый умный добрый честный находчивый храбрый добрый дружелюбный
б)Чтение «цепочкой» в) Выборочное чтение: - Чем кормила хозяйка утят? - Как вела себя стрекоза? - Что говорила хозяйка? - Как расправился Алеша со стрекозой?
Физминутка
Цель: снять утомление после чтения.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Зарядка для глаз (к указке прикрепляется бабочка.)
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней,
Пробежаться глазками.
(Учитель указкой обводит линии справа налево и слева направо)
7. Рефлексия. а) Синквейн
1. Утенок
2. Смелый, храбрый.
3. Выручил, помог, защитил.
4. Как хорошо быть храбрым!
5. Смелость. б) Заключительные вопросы: - Кем оказался утенок Алеша - хвастуном или храбрецом? Чтение и деление текста на части. 1. Хозяйка кормит утят. 2.Боятся стрекозы. 3. «Болезнь» утят. 4. Алёша обещает помочь. 5. Утёнок сдержал своё слово. 6.Стрекоза больше не прилетала. 8) Итог - Какое произведение изучали? - Какие качества хотели бы вы в себе воспитать, прочитав этот рассказ? - Подберите пословицу . - Оцените свою работу.