- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Начальная школа XXI века
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Начальная школа XXI века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устинова Е.В. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована МО учителей Утверждаю
начальных классов Директор МОУ «Первомайская СОШ»
протокол от _______ №______ _________________ М.А.Калинина
приказ от ______ № _____
Рабочая программа
по технологии
Уровень общего образования: начальное
Срок реализации программы: 1 год
Класс: 2
Составитель: Устинова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Первомайская СОШ»
с. Первомайское, 2014
Пояснительная записка Рабочая программа предмета технология составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - 2009 г.;
-
Авторской программы для образовательных учреждений Е.А. Лутцевой «Технология»;
-
Образовательной программы школы;
-
Положения о рабочей программе.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»: Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева - М.: Вентана - Граф, 2012 г. Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева - М.: Вентана - Граф, 2013. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2011./ На изучение изобразительного искусства во 2 классе в соответствии с авторской программой отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), а годовой учебный график предполагает 35 учебных недель. Поэтому 35 час предусматривается итоговое повторение. Главная цель предмета - научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата. Данный предмет носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- о профессиях мастеров родного края;
- характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства.
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения технологии ученик будет знать/понимать:
-
роль трудовой деятельности в жизни человека;
-
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
-
влияние технологической деятельности человека и окружающую среду и здоровье;
-
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
-
основные источники информации;
-
назначение основных устройств компьютера;
-
правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;
уметь:
-
выполнять инструкции при решении учебных задач;
-
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
-
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
-
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
-
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
-
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
-
создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера; искать информацию с использованием простейших запросов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.п.);
-
соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
-
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
-
решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
-
поиска информации с использованием простейших запросов;
-
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Перечень учебно - методического обеспечения:
Учебник:
- Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева - М.: Вентана - Граф, 2012 г.
Рабочая тетрадь:
-
Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева - М.: Вентана - Граф, 2012 г.
- Технология: 2 класс: органайзер для учителя. Сценарии уроков / Е.А. Лутцева - М.: Вентана - Граф, 2011.
-
Технология: 1- 4 класс: программа / Е.А. Лутцева - М.: Вентана - Граф, 2013 г.
Дидактические материалы:
-
литературные произведения;
-
шаблоны, трафареты;
-
набор иллюстраций;
-
образцы изделий;
-
инструменты, материалы;
-
дидактические игры;
Технические средства обучения:
-
Учебные столы.
-
Магнитная доска.
-
Мультимедийный проектор.
-
Компьютер.
-
Экран.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. Сборник программ «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011 г.
2. Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам. М.: Вентана - Граф, 2012 г.
3. Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы. М.: Вентана - Граф, 2013 г.
4. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. - М.: ВАКО, 2013.
Примерное тематическое планирование курса технологии
Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (8/16 ч)
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1/2 ч)
Человек - творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников
- Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.
С помощью учителя:
- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);
- при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
- организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
- исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2/4 ч)
Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов.
Соблюдение в работе безопасных приёмов труда
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (1/2 ч)
Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.
Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве
Тема 4. Природа и техническая среда (2/4 ч)
Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).
Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций
Тема 5. Дом и семья.
Самообслуживание (2/4 ч)
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (15/30 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/4 ч)
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование).
Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов
С помощью учителя:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
- осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1/2 ч)
Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (1/2 ч)
Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/14 ч)
Подбор материалов и инструментов.
Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).
Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4/8 ч)
Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.
Линии чертежа.
Чтение чертежа (эскиза).
Разметка с опорой на чертёж (эскиз)
Раздел 3. Конструирование и моделирование (9/18 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч)
Изделие с различными конструктивными особенностями
С помощью учителя:
- сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);
- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1/2 ч)
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7/14 ч)
Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)
Раздел 4. Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)* (2/4 ч)
Тема. Компьютер в учебном процессе (2/4 ч)
Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях
С помощью учителя:
- наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;
- выполнять предложенные на цифровых носителях задания
Календарно-тематическое планирование уроков.
Дата по плану
Дата по факту
Название раздела, количество часов
№ урока
Тема урока
Виды учебной деятельности
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание
8 часов
1
Человек - творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников
-Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы.
С помощью учителя:
- искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов);
- при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
- организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
- исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
2
Ремёсла и ремесленники.
3
Процессы ремесла. Разделение труда
4-5
Свойства материалов
6-8
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками)
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
15 часов
9-10
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование).
Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов
С помощью учителя:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
-осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
-планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
- осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
11
Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)
12
Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)
13-19
Подбор материалов и инструментов.
Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).
Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)
20-23
Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.
Линии чертежа.
Чтение чертежа (эскиза).
Разметка с опорой на чертёж (эскиз)
Конструирование и моделирование
9 часов
24
Изделие с различными конструктивными особенностями
С помощью учителя:
- сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
- моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного);
- конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу;
- участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
25
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)
26-32
Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)
Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)
2 часа
33-34
Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях
С помощью учителя:
- наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;
- выполнять предложенные на цифровых носителях задания
35
Итоговый урок