Рабочая программа по Музыке Гармонияв 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чернецовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомен-дована к утверждению

педагогическим советом

«___» ______ 20___г.

протокол №___

Утверждена приказом

МБОУ Чернецовской СОШ

«___» ______ 20___г. №____

Директор школы:__________

Даргель Е.В.

Рабочая программа

по предмету __Музыка__

для ___3___ класса на 2014-2015 учебный год

количество часов в год _35__ в неделю _1__

Составил (а) учитель начальных классов

I категории

Тищенко Ирина Николаевна


х. Чернецов

2014г.

Пояснительная записка


Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Рабочая программа составлена на основе Программы «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений Красильниковой М.С.. В авторскую программу изменений внесено не было. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру

Цель программы: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Задачи музыкального образования по данной программе:

  1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

  3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

  4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

- в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

- в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

- в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;

- в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

- в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен - это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции - возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами - носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4-х классах в общем объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах).

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы - экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе - кружками музыкального творчества, инструментального музицирования. Например, кружок «Поющие сердечки» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создаёт условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности. Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «Филармония школьника», «Музыка и я».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.


Содержание учебного материала:

I четверть: Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М.Глинки? Темы счастья в опере М.Глинки «Иван Сусанин». Родство контрастных тем «Мазурки», «Полонеза» и «Семейного счастья» Варьирование тем М. Глинки «Мазурка» из о. «Иван Сусанин» и П. Чайковского «Мазурка» из «Детского альбома». Родство контрастных тем 5 Симфонии Л. Бетховена (Первой темы I части, темы IIIчасти, побочной темы четвёртой части) Варьирование тем «Фанфары полонеза» из о. М. Глинка «Иван Сусанин» и Первой темы I части 5 Симфонии Л. Бетховена.

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Э. Грига «Пер Гюнт»? Конструктивная основа (регистр, темп, лад, движение, ритм, жанровая основа) симфонических картин «Утро» и « В пещере горного короля». Основные средства музыкальной выразительности в создании реальных и фантастических образов. Развитие музыки в пьесе «Утро» и «В пещере горного короля», новые краски кульминации этих пьес. Женские портреты - Сольвейг и Анитра. Жанровые основы. Песня Сольвейг. Образ норвежской девушки в песне Сольвейг. Танец Анитры. Образ восточной красавицы в танце Анитры. Средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи Э.Грига.

С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» Моделирование тем кантаты, в соответствии с её идеей.

Кантата - вокально - инструментальное произведение для солистов, хора, и оркестра. 1938 год - год выхода на экраны кинотеатров СССР художественного фильма «Александр Невский» режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна в сопровождении музыки Сергея Сергеевича Прокофьева, год создания композитором С.Прокофьевым кантаты «Александр Невский» на тексты поэта Владимира Луговского. Сюжет фильма и кантаты построен на событиях 1242 года - битвы русских воинов под предводительством молодого князя Александра Невского с немецкими захватчиками (рыцарями - крестоносцами).

В кантате «Александр Невский» семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер: "Русь под игом монгольским", "Песня об Александре Невском", "Крестоносцы во Пскове" ,"Вставайте, люди русские", "Ледовое побоище", "Мёртвое поле" ,"Въезд Александра во Псков".Основная черта музыки Прокофьева - "зримость" образов.

Первая часть кантаты «Русь под игом монгольским».

Создание музыкального образа из конструктивных элементов музыкальных интонаций.

Характеристика исполнения начальных тем I части кантаты: первая тема - сдержанно, вторая тема - выразительно. Приёмы исполнения - тутти, соло, тремоло.

Вторая часть кантаты "Песня об Александре Невском".

Песня - повествование о воине суровом и преданном Родине, песня о победе русских над шведами, песня предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Создание музыкального образа, напоминающего образ древнерусского былинного героя из конструктивных элементов музыкальных интонаций. Разучивание и пение «Песни об Александре Невском».

Третья часть кантаты «Крестоносцы во Пскове».

Характеристика врага, данная композитором С.Прокофьевым в музыке. Преобразования конструктивных элементов (начальная тема, хорал, сигнал рога). Экспериментальная работа: создание музыкального образа пленённых псковитян из конструктивных элементов музыкальных интонаций. Слушание и пение середины III части кантаты.

Четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские» - призыв к бою за русскую землю

Характеристика двух основных тем четвёртой части кантаты: основная часть - быстрая, решительная - имитирует древний обычай возвещать о важных событиях ударом набатного колокола, показывает героический характер русского народа, боевые кличи, призывы; тема среднего раздела - выразительная, певучая - привольная светлая . Исследование соотношения слов и музыки в основной теме и в теме среднего раздела. Пение четвёртой части кантаты.

Пятая часть кантаты. «Ледовое побоище»

Бой на Чудском озере. Моделирование картины боя по вопросам - подсказкам. Слушание 5 части. Анализ музыки: совпадение и расхождение личных предположений с музыкой композитора.

  1. Пейзаж - пустынное зимнее озеро перед началом битвы.

  2. Сигнал крестоносцев, их вражеское нашествие в тяжёлых доспехах

  3. Вступление в бой русской дружины. Русская атака.

  4. Кульминация - столкновение противоборствующих сил, т.н. «побоище»

  5. Гибель крестоносцев - мрачный драматизм происходящего

  6. Мир и тишина на освобождённой Руси

Характеристика противоборствующих сил. Изображение событий боя в музыке. Завершающая картина боя в музыке - мир и тишина, наступившие на освобожденной земле. Её смысл - «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу

Шестая часть - «Мертвое поле»

Песня - плач. Исполнитель - солирующий низкий женский голос (меццо - сопрано) в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Скорбная и вместе с тем простая, проникновенная мелодия написана в духе народной песни. Образ девушки символический - это Родина оплакивает своих сыновей. Разучивание и исполнение песни - плача «Я пойду по полю белому»

Седьмая часть - «Въезд Александра во Псков».

Торжественный, праздничный финал кантаты, её музыкальное обобщение. Композиция (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода) Просмотр фрагментов фильма без звука и с музыкальным сопровождением (пением основных тем)

II четверть: Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах?

Что я знаю о симфонии? Слово симфония произошло от греческого «созвучие». Симфония - это крупное многочастное произведение для симфонического оркестра. В симфонии обобщённо отражены разные стороны жизни человека. Симфония, как правило, состоит из 4 контрастных частей. Это как бы самостоятельные главы единого повествования.

В первых (быстрых) частях симфоний разворачиваются основные драматические события: развёртывается конфликт между героями музыкальной истории…

Во вторых (медленных) частях раскрывается внутренний мир человека, его чувства и размышления. Часто в сопоставлении с картинами природы…

Третьи (подвижные) части представляют эпизоды народной жизни. Музыка их (танцевальная, маршевая) часто имеет шутливый. Озорной характер…

Четвёртые (быстрые) части симфоний рисуют картины народного веселья. Для их образов характерно праздничное настроение. В финале композитор обобщает, как правило, интонации предшествующих частей.

Слушание и сравнение фрагментов частей Пятой и Четвёртой симфоний по графической записи. Пение основных тем из четырёх частей.

История пятой симфонии Л.Бетховена:. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь». Каждую часть симфонии можно представить себе как отдельные моменты борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья..Финал симфонии знаменует собою победу и торжество человечества над силами зла и насилия. «От тьмы к свету, через борьбу - к победе» - таков замысел композитора.

История Четвёртой симфонии П.Чайковского: Симфония была создана вдали от Родины. Непреодолимая Тоска мешает счастью человека. Она непобедима даже в воспоминаниях о прошедших днях. Во сне человек забывается, и к нему возвращается ощущение радости, но ненадолго. Тоска не отпускает его. Тогда человек идёт на улицу. Там он видит счастливых людей и радуется их счастью. «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.» - так объяснил сам П. Чайковский содержание финала Четвёртой симфонии.

В.А.Моцарт. Симфония №40. Моделируем темы первой части.

Симфония № 40 Соль минор ― одно из наиболее популярных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта.

История создания Симфонии № 40: в июне 1788 года Моцарт из - за острой нехватки денег и долгов вынужден был оставить дом в центре Вены и вместе с женой Констанцей, сыном Карлом Томасом и шестимесячной дочкой Терезой переехать в загородный дом. Через 10 дней после переезда Тереза умерла. Это была не первая потеря в жизни Моцарта: в Париже на его руках умерла мать, в мае 1787 года горячо любимый отец, похоронил троих своих детей. Моцарт, с покорностью верующего человека, отнёсся к ударам судьбы как к испытанию, посланного человеку Богом и с головой ушёл в творчество. Сороковая симфония была написана им в тональности Соль минор. Соль минор считается у композиторов - тональностью итальянских слёзных арий. В симфонии четыре части: I часть - сонатное аллегро; II часть - анданте (неторопливо); III часть - оживлённый менуэт, IV часть - финал (сонатное аллегро)

Первая часть. Экспозиция.

Первая часть написана в форме сонатного аллегро (аллегро - скоро, быстро).

В экспозиции первой части симфонии звучат четыре темы. Главная - несколько грустная, взволнованная, - напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь; Мелодия, исполняемая скрипками, придаёт музыке большую певучесть и теплоту.

Связующая тема - тема, осуществляющая переход от главной темы к побочной. Построенная на теме главной партии, она вносит новый оттенок - подчёркнутый, чеканный ритм придаёт ей энергичный характер, большую серьёзность, собранность. Побочная тема - исполнена лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Заключительная - объединяющая контрастные темы экспозиции.

Разучивание заключительной темы. Экспериментальная работа: «выращиваем» главную тему ( подбираем интонации), «выращиваем побочную тему (подбираем интонации).

Первая часть. Разработка.

Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие.

Экспериментальная работа: моделирование возможных вариантов развития главной темы. Переинтонирование начальной фразы: вопросительно, жалобно, возмущённо с просьбой, решительно и др.

Первая часть. Реприза и кода.

Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Моделируем композицию Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Слушание и разучивание новых тем: главных тем второй, третьей, четвёртой частей. Работа с графической записью, представленной на страницах учебника.

Вторая часть. Анданте.

Вторая часть Симфонии воссоздает мир прекрасного, разума и света. Слушание и разучивание главной и побочной тем второй части.

Главная тема Andante нетороплива, спокойно-созерцательна. В ней обнаруживаются жанровые черты марша.

Интонации побочной - почти «говорящие»: теплые, ласковые. В разработке напевные фразы главной темы превращаются в мотивы-восклицания.

Третья часть. Менуэт.

Музыка менуэта проникнута суровой и мрачной силой, в ней нет тепла. Слушание и чтение графической записи представленной на страницах учебника. Пластическое интонирование.

Четвёртая часть. Финал.

Начало главной темы - взлет по звукам аккордов. Мелодия выпрямлена, натянута как струна.

Побочная тема - поэтическая, женственная, она очаровывает своей утонченной красотой.

Разработка. - погружает в стихию тревожно-странного, жуткого, фантастичного. Главная партия предстает в деформированном виде: мелодия излагается унисоном всех инструментов оркестра, ее интонации становятся неестественно острыми, впечатление причудливости усугубляют внезапные остановки, скачки
Реприза. Генеральная пауза, отделяющая разработку от репризы,- это момент психологического переключения: мрачные видения исчезают, боль скрадывается, развитие возвращается к своим «исходным рубежам». В репризе безраздельно господствует минор. Суровый, неумолчный рокот завершает симфонию -.наступает смерть.

III четверть: Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем


Опера «Князь Игорь» была написана великим русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным и посвящена памяти М.И. Глинки. Либретто оперы написал сам композитор Бородин на основе памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»,рассказывающего о неудачном походе князя Игоря против половцев. Опера писалась 18 лет, закончена после смерти композитора друзьями А.Глазуновым и Н. Римским -Корсаковым. 4 ноября 1890 год состоялась премьера оперы в петербургском Мариинском театре. Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных. Русь и Восток показаны в опере многогранно и правдиво.

Пролог

Площадь в Путивле. Игорь со своим войском собирается в поход на половцев. Народ величает князя, желает ему победы над врагом. Внезапно начинается солнечное затмение. Непонятное явление кажется всем дурным предзнаменованием. Игорь успокаивает народ:» Идём за правое мы дело, за веру. Родину и Русь» Все полны решимости кроме гудошников - трусов Скулы и Ерошки,которые сбегают на службу к князю Галицкому «Там и сытно, и пьяно, и целы будем» Князь Игорь поручает заботы о жене Ярославне её брату князю Галицкому. Хор исполняет песню «Солнцу красному слава! Слава! Слава в небе у нас! Князю Игорю слава, слава, у нас на Руси!» - мелодия которой близка древним обрядовым величальным песням.

Первое действие. Картина первая.

Княжий двор Галицкого. Веселье пьяных гостей. Скула и Ерошка насмешливо рассказывают, как слуги князя похитили для него девушку. Разудалая, плясового характера песня Галицкого - характеристика легкомысленного и заносчивого человека, мечтающего стать князем в Путивле. «Только б мне дождаться чести, - на Путивле князем сести. Я б не стал тужить, я бы знал как жить!» Прибежавшие девушки с плачем умоляют отпустить украденную подружку. Хор девушек «Ой, лихонько, ой, горюшко» близок по своим интонациям русским причитаниям. Но Галицкий грубо гонит их прочь.

Вторая картина.

В тереме Ярославны. Ярославна тоскует по Игорю и полна тревоги за него. Приходят девушки и жалуются на Галицкого «Мы к тебе. Княгиня. Мы к тебе родная, просим . молим, не оставь нас…» Ярославна гневно отчитывает брата. В это время входят бояре с недобрыми вестями - войско игоря потерпело поражение, князь с сыном в плену у половцев. Мужской хор звучит сурово, сдержанно и мрачно.

Бьёт набат, за стенами Путивля вспыхивает пожар - это приближаются половцы. Бояре и ополченцы отправляются на борьбу с врагом. Женщины горестно причитывают.

Второе действие.

Половецкий стан. Половецкие девушки поют и танцуют. Молодая дочь хана Кончака - прекрасная Кончаковна - ждёт свидания с сыном князя Игоря - Владимиром. Пылко и нежно признаются они друг другу в любви (дуэт).

Князь Игорь один. Он тяжело переживает поражение и плен. Ария Игоря «О дайте, дайте мне свободу. Я мой позор сумею искупить; спасу я честь свою и славу. Я Русь от недруга спасу!- показывает Игоря как мужественного, доблестного воина, готового бороться за свою землю. И в то же время человека страдающего, с любящим сердцем: « Ты одна моя голубка лада, ты одна винить не станешь. Сердцем чутким всё поймёшь. Всё ты мне простишь!» - обращается он средней части арии к любимой Ярославне.

Крещёный половчанин Овлур украдкой заговаривает с ним и предлагает совершить побег. Сперва Игорь отказывается, потому что не желает нарушать данное хану Кочаку слово,но потом решает подумать.

Утром с охоты возвращается хан Кончак. Не врага, а верного союзника ему хочется видеть в лице русского князя, поэтому по отношению к пленённому игорю он дружелюбен, готов даже отпустить его на волю, если князь даст слово не поднимать против него оружия. «Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным, а другом надёжным, а братом твоим мне хотелося быть, ты поверь мне!» - поётся в его большой арии. Но Игорь честен: « Лишь только дай ты мне свободу. Полки я снова соберу и на тебя ударю вновь…»

Начинаются половецкие песни и пляски, представляющие собой балетную вокально - оркестровую сюиту:

Песня -танец невольниц полная грусти и нежного очарования: « Улетай на крыльях ветра ты в край родной, где песня наша, туда. Где мы тебя свободно пели, где было так привольно нам с тобою»; дикая воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки; гибкая и лёгкая пляска мальчиков.

Третье действие.

Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Его воины ведут за собой русских пленников и несут добычу. Половцы прославляют жестокого хана. Хан Кончак похваляется своими победами. Под впечатлением увиденного, князь Игорь решается на побег вместе со своим сыном. Но Кончаковна поднимает тревогу и задерживает Владимира. Князю Игорю с помощью Овлура удаётся скрыться. Сбегаются половцы. Кончак восхищён смелым побегом Игоря. Он объявляет о предстоящей свадьбе своей дочери с русским княжичем: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей» Половцы готовят новый поход на Русь.

Четвёртое действие.

Путивль.У городской стены княжна Ярославна горько оплакивает печальную судьбу Игоря. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями: «Ах! Плачу я , горько плачу я. Слёзы лью да к милому на море шлю рано по утрам»

В своём плаче Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение игорева войска и разорение края: Вторя тема плача Ярославны, где она сравнивает себя с кукушкой перелётной, обращается к силам природы - ветру, солнцу и Днепру - придаёт её образу древние славянский черты.

Одно из гениальных мест в опере - хор поселян « Ох,не буйный ветер» в манере распевной протяжной песни. Открываясь одноголосным запевом. Песня постепенно обрастает подголосками, переходя к новому запевале, как это и бывает в народной песне.

Но вот вдали появляются всадники. Ярославна с великой радостью узнаёт Игоря. Его узнают трусливые Скула и Ерошка. Хитрецы решают первыми объямить о возвращении князя. Раздаётся набатный звон. Народ радостно встречает князя. Всеобщим ликованием заканчивается действие.

Обобщение: о. «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. В ней прославляется героический дух русского народа. Его стойкость, патриотизм, душевная красота. Яркое воплощение получили быт древней руси и полудиких степных кочевников. Опера пользуется неизменным успехом и любовью слушателей. В Нижегородском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина по давней традиции, существующей 1935 года - года открытия театра, опера А.П. Бородина «Князь Игорь» ежегодно открывает новый сезон.


IV четверть: Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке

«Картинки с выставки» были написаны Модестом Петровичем Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления увлекла композитора.. «Картинки с выставки» - это фортепианный цикл из 10 пьес. Каждая из которых озвучивает одну из работ художника. Все пьесы, объединены общим замыслом, - темой «Прогулки», поэтому фортепианный цикл можно назвать сюитой. Характер музыки « Прогулки» на протяжении сюиты меняется. Появляясь между пьесами, она звучит то непринуждённо, то задумчиво, то грустно, то таинственно, в зависимости от смены настроения . Композитор писал. что в музыке прогулки видна моя физиономия. Первая картинка «Гном» - рисунок изображал ёлочную игрушку - щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделил гнома чертами человеческого характера. В пьесе слышится глубокое страдание и отчаяние, угловатая поступь угрюмого гнома. Вторая картинка «Старый замок» На картине Гартмана был изображён трубадур с лютней на фоне старинного замка. Композитор поэтично передал ночной пейзаж. Печальную песню средневекового музыканта. Третья картинка «Тюльерильский сад». На рисунке была изображена аллея сада в Париже со множеством детей и нянек. Всё в этой пьесе светло и радостно. Быстрый темп, причудливые акценты и мажорный лад передают оживление детей, игру, веселье и небольшую ссору. Четвёртая картинка «Быдло», что на польском языке означает «Скот» На картинке художника была изображена большая телега на высоких колёсах, запряжённая двумя унылыми волами.В музыке слышится. Как устало тяжело ступают волы. Со скрипом тащится повозка. Пятая картинка « Балет невылупившихся птенцов» В Петербурге шёл балет, в котором выступали дети, наряженные канареечками. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к этому балету, он и вдохновил композитора Мусоргского на написание этой пьесы. Звуки, взятые как бы невпопад в высоком регистре, бестолково чередуются с аккордами и несутся в стремительном темпе. Всё это придаёт музыке задорный, шутливый характер. Шестая картинка «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Для речи богача композитор нашёл более властные интонации в низком регистре, для бедняка - тихие, трепетные. Прерывистые в высоком регистре. Седьмая картинка «Лиможский рынок». В ней рисуется пёстрая рыночная толпа, разноголосый разговор, толкотня и суета южного приморского базара. Картинка «Избушка на курьих ножках» рисует сказочный образ бабы Яги. Художником были изображены часы в форме сказочной избушки. Но композитор переосмыслил образ. В его музыке изображена не красивая сказочная избушка, а её хозяйка. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе… напоминая героев пьесы Грига « В пещере горного короля». Пьеса - миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана « Парижские катакомбы», где Гартман изображает себя со своим проводником, освещающим путь в римской гробнице. Звучат аккорды. То тихие и отдалённые как эхо, то резкие и ясные как внезапный звон капли, зловещий крик совы…Легко представляешь себя в таинственном подземелье. Последняя картинка «Богатырские ворота» . Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве» - Киев - город богатырской славы, поэтому пьеса носит величаво - спокойный, торжественный как гимн, характер. Интонации колокольного звона, динамическое нарастание символизируют мощь столицы древней Руси, величие русского народа. Поэтому часто сравнивают с финалом о. « Иван Сусанин» М.Глинки. «Картинки с выставки» стали популярнейшим произведением. Одним из лучших исполнителей «Картинок с выставки» является наш соотечественник пианист Святослав Рихтер. Французский композитор Морис Равель сделал аранжировку «Картинок» для симфонического оркестра.

Симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки

Симфоническая фантазия «Камаринская» написана М.И. Глинкой на две рус. нар. темы. Первая - широкая и плавная свадебная песня «Из - за гор, гор высоких», повествующая о белой лебёдушке - невесте, которую клюют и щиплют серые гуси - недобрая родня жениха. Вторая тема - удалая русская плясовая «Камаринская» В «Камаринской» композитор воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. В развитии темы М.Глинка красочно использует деревянные духовые инструменты, близкие по звучанию к духовым народным - пастушескому рожку, жалейке, дудке. В Вариациях применяет пиццикато струнных, напоминающих звучание балалайки. При варьировании плясовая мелодия обрастает подголосками, меняет свой облик, становясь сходной с темой протяжной свадебной песни. Свойственные народной песне исполнительские приёмы - подголосье, вариации - М.И. Глинка применил в симфонической фантазии. Впоследствии эти особенности стали примененяться и другими композиторами. Неслучайно П.И. Чайковский сказал о «Камаринской», что вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», «подобно тому, как весь дуб - в жёлуде».


Результаты изучения предмета «Музыка»

по программе «К вершинам музыкального искусства»

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).






Нормативные документы , обеспечивающие выполнение программы.

1 .Закон об образовании РФ « ст.9 п. 2»

2.Обязательный минимум содержания начального образования.

3. Примерные программы начального образования по музыке(1-4) автор М.С.Красильникова издательство «Ассоциация 21 век»2011г.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ от 6 октября 2009года №373

Модель по которой реализуется содержание:

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по музыке М.С Красильникова (программа «Музыка» ) и требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса.

Базисный учебный план: 1ч. в неделю. 35ч. в год.

Учебник Музыка М.С.Красильникова 2 класс 2012г. Ассоциация 21 век «Гармония».




















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 3 КЛАСС


П

П

Темы уроков, содержание (тезисы)

Кол

час

Тип (форма урока) по Г.А.Русских

Планируемые результаты обучения

Информ. сопровожден

Дата

Предметные умения и универсальные учебные действия

I четверть: Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении (9 ч)

1,2

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере Глинки «Иван Сусанин»

Развитие в музыке -

преобразование,

сопоставление,

столкновение музыкальных интонаций, тем, образов.

Контраст как основной

принцип развития

в музыке.

2

Комбинированный

Размышлять о контрасте как основе музыкального развития и отражения в художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека.

Исследовать контрастные темы в пройденных произведениях, сопоставлять различные варианты их сочетания.

Выявлять смысл исполнительского развития в песне.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах.

Овладевать средствами вербального и невербального общения.

Видео: Опера Глинки «Иван Сусанин»

фрагментыУчебник

3,4

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт» Контрасты регистра, темпа, лада, звуковедения, ритма, жанровой основы

2

Комбинированный

Иметь представление о литературной основе симфонической сюиты Грига «Пер Гюнт».

Прогнозировать, какое развитие получат разные образы в музыкальных номерах сюиты. Охватывая произведение целостно, анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Воплощать музыкальные характеристики персонажей в разных видах музыкальной сценической (Театр кукол) деятельности. Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. Передавать в пластическом исполнении диалог двух контрастных музыкальных героев. Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Э. Грига. Видео: Э.Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Фрагменты мультфильма и презентация «Образы сюиты Пер Гюнт в рисунках детей»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».

Учебник

5,8

Соотношение контрастных музыкальных тем в кантате Прокофьева «Александр Невский»

Жанр кантаты. Хор. Солистка. Симфонический оркестр. Дирижёр.

Просмотр фрагментов фильма С. Эйзенштейна.

Тутти, соло, тремоло. Плач. Композиция. Лейттема. Конструктивный элемент.

Хорал. Соотношение музыки и слов в четвёртой части.

4

Комбинированный Распознавать по музыке последовательность сценических событий. Узнавать темы кантаты и соотносить их звучание со сценическим действием. Анализировать видеофрагмент кантаты, наблюдать за соотношением музыки и ее сценического воплощения. Охватывая произведение целостно, анализировать средства музыкальной выразительности. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Предполагать последовательность излагаемых событий, отражённых в музыке кантаты, прогнозируя, как будет меняться идея всей кантаты.

Видео: фрагменты худ фильма. Презентация С. С. Прокофьев

Кантата «Александр Невский»:

1. «Русь под игом монгольским».

2. Песня об Александре Невском».

3. «Крестоносцы во Пскове».

4. Вставайте, люди русские!»

5. Ледовое побоище.

6. Мёртвое поле.

7. Въезд Александра во Псков».

9

Обобщение. Как соотносятся контрастные музыкальные темы в произведениях, изученных в первой четверти

Родство и контраст образов.

Образный строй музыки Прокофьева (музыкальные образы и их развитие), особенности его музыкального языка.

1

Обобщающий

Распознавать жизненное содержание художественного произведения, воспринимая целостно сюиту и кантату как музыкальную историю.

Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов.

Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения.

Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений.

Узнавать на слух основные темы произведения.

Иметь представление о роли лейттем в создании целостной музыкальной истории.

Размышлять над основной идеей и особенностями музыкального языка Э. Грига и С. С. Прокофьева.

Фонохрестоматия

Э.Григ. Симфоническая сюита «Пер Гюнт» фрагменты

С. С. Прокофьев

Кантата «Александр Невский» фрагменты. Учебник

II четверть:

Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах?(7 ч)

1011121314151617

В.-А. Моцарт. Симфония №40 (1-7 уроки), 7 ч.

Жизнь и творчество Моцарта. Симфония №40. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста.

Взаимосвязь

характера тем и их развития.

Тембровые особенности звучания отдельных

инструментов

симфонического оркестра.

«Конкурс дирижеров».

7

Комбинированный

Иметь представление о жизненном и творческом пути Моцарта.

Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части.

Различать на слух две симфонические темы, определять их место в симфонии

Моцарта в опоре на графическую запись.

Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной. Проводить аналогию между финалами

Симфоний Бетховена и П. И. Чайковского.

Следить за преобразованием тем в музыке

финала, выявлять смысловые этапы их

развития. Соотносить характер тем

с характером (приёмами) их развития.

Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Соотносить содержание и построение музыки.

Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента симфонии. Делить художественное произведение на смысловые части.

Расширить представление о тембровых красках и приемах исполнения

отдельных инструментов и групп симфонического оркестра.

Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи.

Видеосюжетывидеобиография В.-А. Моцарта

Симфония №40:

Первая часть: экспозиция, разработка, реприза, кода.

Вторая часть (анданте).

Третья часть (менуэт).

Четвёртая часть (финал). Учебник

III четверть:

Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем

18

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Интродукция.

Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хора народа, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный).

Интродукция. Изобразительность и выразительность. Тремоло. Хроматизм. Ариозо - музыкальный портрет Игоря. Низкий мужской голос: бас. Видеофрагмент интродукции.

1

Комбинированный

Иметь общее представление о месте,

времени, обстановке действия в опере

«Князь Игорь» Бородина. Распознавать по музыке происходящее на сцене действие.

Исследовать интонационные связи хоров интродукции.

Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских

народных песен.

Распознавать жизненное содержание художественного произведения.

Анализировать видеофрагмент интродукции оперы, соотносить музыкальные и сценические образы.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция. Площадь в Путивле

Учебник

19

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Первое действие, картина первая

Женский хор.

Контраст образов и эмоциональных состояний

1

Комбинированный

Выявлять интонационную основу мелодии хора девушек.

Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре.

Ориентироваться в графической записи

тем первой картины первого действия оперы.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Первое действие, картина первая.

В тереме князя Галицкого.

Учебник

20

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Первое действие, картина вторая

Симфоническое вступление ко второй картине. Ариозо - музыкальная характеристика Ярославны. Обстановка в тереме Ярославны. Диалог Ярославны и девушек. Отношение героев друг к другу. Столкновение интонаций противоборствующих сил.

Контраст звучания мужского хора (бояре) и сопрано (Ярославна). Оперные формы: дуэт,

речитатив.

1

Комбинированный

Сравнивать темы ариозо Ярославны с музыкальными характеристиками Игоря, Галицкого и русских людей в интродукции, выявлять в них сходные интонации и объяснять причину этого сходства.

Сочинять варианты мелодий для хора девушек.

Распознавать жизненное содержание художественных образов. Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы.

Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Первое действие, картина вторая.

В тереме княгини Ярославны.

Учебник

21

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Второе действие

Хор половецких девушек. Половецкие пляски. Каватина Кончаковны, каватина Владимира, дуэт Владимира и Кончаковны. Ария князя Игоря. Ария хана Кончака.

Выразительные и звукоизобразительные элементы музыкальных тем.

Мотивация поведения героев. Видеофрагмент сцены.

Контраст внешнего действия и внутреннего

состояния героев.

1

Комбинированный

Анализировать, выявляя особенности развёртывания мелодической линии хора половецких девушек.

Выявлять особенности «восточных» интонаций музыкальных тем.

Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения.

Анализировать сценическое воплощения противостояния Игоря и половцев по видеозаписи.

Прогнозировать последовательность развития событий. Строить логическую цепь рассуждений.

Выявлять интонационные связи музыкальной речи со звучавшей ранее музыкой оперы.

Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Второе действие. В половецком стане.

Учебник

22

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Второе действие

Хор половецких девушек. Половецкие пляски. Каватина Кончаковны, каватина Владимира, дуэт Владимира и Кончаковны. Ария князя Игоря. Ария хана Кончака.

Выразительные и звукоизобразительные элементы музыкальных тем.

Мотивация поведения героев. Видеофрагмент сцены.

Контраст внешнего действия и внутреннего

состояния героев.

1

Комбинированный

Анализировать, выявляя особенности развёртывания мелодической линии хора половецких девушек.

Выявлять особенности «восточных» интонаций музыкальных тем.

Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения.

Анализировать сценическое воплощения противостояния Игоря и половцев по видеозаписи.

Прогнозировать последовательность развития событий. Строить логическую цепь рассуждений.

Выявлять интонационные связи музыкальной речи со звучавшей ранее музыкой оперы.

Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Второе действие. В половецком стане.

Учебник

23

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Третье действие Образ хана Кончака (интонации, построение фраз, стиль речи).

Особенности музыкальной речи Кончака, Владимира, Игоря, пленных.

1

Комбинированный

Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя.

Узнавать на слух основные темы сцены.

Прогнозировать развитие сценических событий, исходя из музыкальных характеристик героев. Анализировать развитие художественного образа, подтверждать свое мнение

примерами из произведения.

Распознавать жизненное содержание художественных образов.

Понимать прямой и переносный смысл художественного текста.

Устанавливать причинно- следственные связи. Прогнозировать развитие художественного образа. Участвовать в коллективном обсуждении и инсценировке фрагмента художественного произведения.

Прогнозировать итог художественного произведения. Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Третье действие.

Окраина половецкого стана.

Учебник

24

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Четвёртое действие

Плач Ярославны. Хор поселян. Возвращение игоря. Дуэт Игоря и Ярославны.

Видеофрагмент четвёртого действия.

1

Комбинированный

Знакомиться с видеофрагментом четвёртого действия, анализировать его сценическое воплощение. Предполагать, какую музыкальную тему композитор использует в дуэте Игоря и Ярославны.

Предполагать содержание последней, не написанной композитором, арии князя Игоря. Импровизировать слова и мелодию этой арии.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Четвёртое действие.

В Путивле.

Учебник

2526

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения.

Интонационно- жанровые характеристики

противоборствующих сил, характер их звучания на разных этапах развития действия. Образы главных героев оперы. Лейттемы. Лейтинтонации. Викторина по музыкальным темам оперы.

2

Обобщающий

Узнавать на слух основные темы оперы.

Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении. Сравнивать и обобщать особенности музыкального языка героев.

Целостно охватывать оперу.

Видео:А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты). Учебник

IV четверть:

Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке (8 ч)

27282930

Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки»

Фортепианный цикл. Сюита. Музыкальный портрет. Органный пункт. Остинато. Форшлаг. Скерцо. Фермата. Аккорд. Разные интерпретации звучания. Взаимосвязь темы «Прогулки» и других пьес сюиты, их контрастирование.

4

Комбинированный

Размышлять, как можно музыкой «оживить» произведение живописи. Проводить аналогии между живописным и музыкальным произведением.

Ориентироваться в графической модели музыкального произведения.

Анализировать особенности средств музыкальной выразительности фортепианных миниатюр цикла.

Предполагать, слушая музыку, что могло быть изображено на рисунке («Старый замок» и др.)

Сравнивать различные интерпретации исполнения.

Сравнивать особенности звучания темы «Прогулка» в начале и конце цикла ( «С мёртвыми на мёртвом языке»).

Высказывать аргументы за и против сравнения пьесы «Богатырские ворота» и финала оперы Глинки «Иван Сусанин».

Видео:М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»:

«Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Тюильрийскийсад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».

3132

Родство контрастных образов в симфоническом произведении.

Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»

Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития.

Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории».

Вариации. Единство и контраст тем в симфонической фантазии, их соотношение как отражение многогранной

жизни человека.

Круг интонаций,

тем-образов, характерных

для музыки Глинки.

2

Комбинированный

Сравнивать звучание двух главных музыкальных тем произведения, предложить варианты их названия. Находить общие конструктивные элементы в двух темах по графической записи.

Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Ориентироваться в графическом конспекте произведения и опираться на него при слушании, анализе.

Расширять представление об образном строе музыки Глинки и особенностях его музыкальной речи.

Видео:М. И. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»

Учебник

3334

Родство контрастных образов в музыкальных произведениях.

Викторина «Лучший знаток музыки».

2

Обобщающий

Викторина «Лучший знаток музыки».

Узнавать на слух и анализировать музыкальные образы и их развитие в произведениях инструментальной музыки.

Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях.

Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.

Выявлять неразрывные связи искусства и жизни.

Слушать и исполнять любимые произведения.

Продумать программу концертных выступлеий и подготовиться к ним.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Видеоигра: «Лучший знаток музыки»:

произведения Глинки, Чайковского,

Прокофьева

Бетховена, Бородина, Лядова,

пройденные

в третьем классе.

Перечень учебно - методического обеспечения

Печатные пособия:

-Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.

- Программа « Музыка » для начальных классов «К вершинам музыкального искусства», авторы Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Смоленск Ассоциация XXI век 2011

- Комплект учебников для учащихся. Красильникова М . С ., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка . Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / М . С . Красильникова , О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. - Смоленск Ассоциация XXI век 2012

- Сборники народных и композиторских песен и хоров, инструментальных пьес: Русские народные песни. Мелодии и тексты. М., Музыка 1986; Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. М., Музыка 1994. Красин С.Г. Здравствуй, детский фестиваль! сб. песен для хоров, ансамблей, солистов. М. Современная музыка 2003, Пение в школе. М.,Музыка.2000, учебные пособия для ДМШ Детский хор, составитель Э.Я. Ходош. Ростов - на - Дону. «Феникс» 2010.

- тексты исполняемых по программе песен (в т.ч Гимна России) и оперных фрагментов.

- Атлас музыкальных инструментов.

- Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.

- Пособия, раскрывающие вопросы содержания программы, организации музыкально-творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

- Методические журналы по педагогике искусства: «Искусство в школе», «Музыка в школе».

- Фортепианные переложения изучаемых оперных и симфонических произведений.

- Репродукции картин и тексты литературных произведений, привлекаемых для изучения отдельных тем программы. Цифровые ресурсы:

  1. Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учителя.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учащихся.

  3. Компакт-диски с аудио и видеозаписями опер М.И. Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина« Князь Игорь», сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», концертных исполнений симфонической музыки симфонии №4 П.И. Чайковского, №5 Л. Бетховена, №40 В.Моцарта, «Картинок с выставки» М.Мусоргского в переложении М.Равеля, видеобиографии Л.Бетховена, В. Моцарта. Презентации фортепианной сюиты «Картинки с выставки», Видеоигра « лучший знаток музыки»

  4. Видеоматериалы предъявления результатов проектной деятельности школьников (исполнительской и исследовательской).

Список литературы:

Нормативные документы

  1. Конституция РФ

  2. Закон «Об образовании»

  3. Конвенция о правах ребенка

  4. Декларация прав ребенка.

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

  8. Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по музыке.

Дополнительная литература:

  1. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / автор-сост. С. И. Гудилина. Вып. 1. - М., 2004.

  2. Кабалевский Д, Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - М., 2005.

  3. Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие/ М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова.-М., 1999.

  4. Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый город, 2007

  5. Энциклопедия «Музыка» - М., «ОЛМА - ПРЕСС» 2002

  6. Энциклопедия «Я познаю мир» - М., Астрель, 2005

Ссылки на интернет-сайты


  1. umk-garmoniya.ru2

  2. garmoniya-club.ru

  3. muz-urok.ru

  4. sozvezdieoriona.ru.

  5. SaveFrom.net




© 2010-2022