Педагогические условия социализации обучающихся во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.В.Пухтеева


1. Анализ ситуации В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Проблема социализации личности школьника вызвана необходимостью соотношения процессов воспитания и социализации. Стандарты второго поколения позволяют обеспечивать не только личностное развитие учащихся в рамках учебного процесса, но и сформировать универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это все виды деятельности, кроме уче6ной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решать задачи воспитания и социализации. Основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. 2. Актуальность. проблема Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Воспитывать - это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои цели, роли, взаимные отношения. В процессе воспитания идет развитие личностных качеств ребенка. Актуальность состоит в том, что ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности. Внеурочная деятельность создает возможность для организации межличностных отношений в классе между учащимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность и способна решать задачи нравственного воспитания и развития общекультурных интересов школьников для успешной социализации. Проблемы развития общества: - детей воспитывает в большей степени информационное пространство, несущее негативное содержание не по возрасту; - кризис нравственных ценностей; - резкое снижение уровня чтения; - расслоение населения по уровням обеспеченности и образованности; - неучастие современных детей в деятельности детских общественных организаций, отсутствие деятельности как таковой; - разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности, уводящих от реальности. Поэтому сегодня для общеобразовательного учреждения выходит на первое место проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать, уметь помогать друг другу, т.е. достичь всех трех уровней результатов внеурочной деятельности. 3.Целеполагание Цель внеурочной деятельности: создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. 4.Педагогические условия социализации Актуальность создания воспитательной системы класса как основы социализации личности младшего школьника определена в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом направлений модернизации общего образования, одно из которых «формирование способности к успешной социализации в обществе», в виде следующих требований: -достижение выпускниками уровня социальной и функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям -подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Для приобретения учащимися начальных классов позитивного социального опыта я планомерно формирую условия, которые позволяют развивать и применять полученные навыки социализации. К таким условиям я отношу: -создание воспитательной системы участниками микросоциума (педагогами, учащимися, родителями) как основы социализации; -создание благоприятного психологического климата в классном коллективе; -активное участие учащихся в самоуправлении класса и школы; -участие в социально значимой деятельности; -участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды; -взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения проблем местного социума.

4.1 Воспитательная система микросоциума как основы социализации Созданная мною воспитательная система класса позволила объединить всех участников образовательно-воспитательного процесса для решения общей цели: создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Модель воспитательной системы класса

БУС

(Большой Ученический Совет)

Педагогические условия социализации обучающихся во внеурочной деятельностиПедагогические условия социализации обучающихся во внеурочной деятельностиПедагогические условия социализации обучающихся во внеурочной деятельностиПедагогические условия социализации обучающихся во внеурочной деятельности


Основными направлениями воспитательной системы, деятельности по приобретению позитивного социального опыта учащихся является:- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; -воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Показателем достижения цели и задач воспитательной системы класса является положительная динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности, формировании отношения к миру и себе, способствует социализации личности младшего школьника.

4.2 Благоприятный психологический климат На протяжении 32 лет своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем. Цель воспитательной работы - создание условий для обеспечения оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей. В коллективе стараюсь создать благоприятный психологический климат, в котором царит атмосфера взаимопомощи, товарищества и толерантности. Всегда хочется, чтобы каждый ребенок испытал ситуацию успеха во внеурочной деятельности. Работая с детским коллективом, для меня важно знать, как относятся ребята друг к другу, какой видят они атмосферу в классе. В моей работе это достигается деятельностью по следующим направлениям:

  • изучение состояния психологического климата;
  • четкая организация учебного распорядка в классе;
  • развитие и функционирование детского самоуправления;
  • высокая педагогическая квалификация педагогического коллектива, в том числе классного руководителя.
4.3 Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы Реализация концепции воспитательной системы достигается через развитие детского самоуправления. Классное самоуправление - это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Развитие навыков самоуправления в классе я осуществляю через развитие системы смены постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов. Для начала в классе были распределены обязанности и определены общие задачи:
  1. Научиться принимать решения.
  2. Создать благоприятный микроклимат в классе.
  3. Развивать коммуникабельность.
  4. Организация и участие в творческих делах класса и школы.
  5. Приобщение к здоровому образу жизни.
Практическая деятельность учащегося в составе одного из 5 секторов способствует становлению одной из ведущих ключевых компетентностей - социальной. Потому что социальная компетентность - это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли. Проявлением самоуправления в классе является деятельностный подход к структуре органов самоуправления. Для развития социальной компетентности учащихся я планирую и провожу следующие традиционные мероприятия: кл.часы «Дружить, надо дружить», «Права и обязанности учащихся», «Все работы хороши», «Дом, в котором я живу», коллективные проекты, акции добра. Главным показателем системы самоуправления в классе, является то, что ребята учатся не просто принимать информацию от учителя, а сами приносят её в свой класс, у них есть возможность обдумать и обсудить её. Учащиеся активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях, принимают участие в работе органов школьного ученического самоуправления, главным органом которого в школе является БУС (Большой Ученический Совет). Наблюдение и изучение коллектива показало, что основными чертами учащихся класса являются: инициативность, взаимоподдержка, толерантность, творческие начинания. В классе каждую четверть происходит смена поручений. В рейтинге классов по внеурочной деятельности за 2012-2013 уч. год занял 1 место.

4.4 Участие учащихся в социально направленной деятельности Проведение традиционных мероприятий помогает мне, как классному руководителю создать образовательную общность, объединяющую детей и взрослых, помогает родителям лучше понять своего ребенка, повышает уровень коммуникативной культуры участников, способствует их духовному единению. Уже стали традиционными такие мероприятия как праздник «Первого звонка», «Папа, мама, я - спортивная семья», походы, экскурсии, акции милосердия, мастер-классы. Изучение развития личности учащихся позволяет говорить о достаточно высоком уровне мотивации. Рассматривая результаты дальнейшего обучения, пришла к выводу, что у большинства выпускников сформировались такие качества социализации как:

  1. получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

  2. получение опыта самостоятельного общественного действия;

  3. формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой среде . 4.5Активное участие учащихся в решении проблем местного социума Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами заключается в участии детей в мероприятиях, направленных на решение проблем местного социума. Участвуя в такой деятельности, дети приобретают опыт использования полученных ранее умений и навыков. Результатом деятельности является то, что учащиеся моих классов отличаются организованностью, воспитанностью, активным участием в школьных и городских мероприятиях. Познавательный потенциал развивается в среднем и старшем звене.

Библиографический список

1. ФГОС начального общего образования

2.Д.В.Григорьев,П ВСтепанов Внеурочная деятельность школьников-М.,2010

3.Н.Е.Щуркова Программа воспитания школьника - М., 2010

4.Закон об образовании.

5. Л.И.Масленкова Теория и методика воспитания - М.,2002

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания


1.Инструментарий диагностики уровня социализации младших школьников

Критерии

Показатели

Методики

Формирование системы отношение к миру и себе

1. Состояние эмоционально-психологических отношений коллектива класса.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива.

3. Сформированность основных качеств личности.

4. Социальная активность учащихся.


Диагностика «Фотография класса».

Социометрия.


Развитие познавательной сферы

1. Освоение образовательной программы.

2. Развитие познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска.

4. Стремление к творчеству.

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Диагностическая методика «Моё учение».

Диагностика «Номинация».

Развитие коммуникативной сферы

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

«Я в глазах других» (анализ портфолио).

Педагогические наблюдения.

Развитие мотивационной сферы

1. Наличие и характер учебной мотивации.

2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Анкетирование.

Рисуночный тест.








Педагогические условия социализации обучающихся во внеурочной деятельности

© 2010-2022