Исследовательские работы учащихся начальных классов с презентацией

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

филиал Анхаковская начальная общеобразовательная школа









Проектно-исследовательская работа



Тема: « От пубая (колыбели)


до детской коляски:


история и традиции


хакасского и русского народов»




Выполнил: Кутуков Максим, учащийся 3 класса


Руководитель: Чертыкова Н.Н.,

учитель начальных классов





Анхаков - 2014

Оглавление:


Аннотация Введение 1.История детской колыбели хакасского народа. 1.1. Изготовление колыбели ( пизiк, пубай, орай) после рождения ребёнка. 1.2.Укладывание в колыбель малыша. 1.3. Благословление ребёнка при укладывании в колыбель. 1.4. Пубай служил 2-3 года.
2. История детской колыбели русского народа. 2.1.Чудо из глубины. 2.2. Выбор материал для будущей зыбки. 2.3. Подготовка полога на зыбку. 2.4. Только в полёте растёт человек. 2.5. Подвешивание колыбели к потолку не случайно.
3. Поверья и обряды хакасского и русского народа, связанные с колыбелькой. 3.1. Поверья, приметы, заговоры хакасского народа. 3.2. Поверья, приметы, заговоры русского народа.

4.Приметы и заговоры для неспокойного малыша.
Заключение
Литература


















Аннотация


Целью данной работы является изучить историю и традиции детской колыбели хакасского и русского народов.
Объект исследования: детская колыбель ( зыбка), ( пизiк, пубай, орай)
Предмет исследования: поиск различий между хакасской и русской колыбели
Гипотеза исследования: действительно ли хакасский пубай отличается от русской зыбки
Задачи исследования:

  • Изучить литературу по теме исследования
  • Исследовать историю и традиции детской колыбели
  • Научиться обобщать данные

В работе использовались методы:
  • исторический;
  • иллюстрированный;
  • описательный;
  • сравнительный

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что за многие годы подвесная детская зыбка (орай) , старинная колыбелька вытеснены современными кроватками-качалками, детскими колясками. Представленный материал позволяет более углубленно изучить историю и традиции детской колыбели хакасского и русского народов. Для чего представлены: презентация по исследуемой теме в помощь учителям для применения на уроках по этнокультурному образованию учащихся, а также учащимся и родителям.











Введение


Колыбель ( зыбка), ( пизiк, пубай, орай) - чудо из глубины веков разных народов мира, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе. В многовековой истории детских колыбелей заключён колоссальный пласт народной культуры и верований. Можно без преувеличения сказать, что из пубай, орай, люлек, зыбок, качалок, плетённых, выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышли все народы. Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение - пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если ещё не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.


















1.История детской колыбели хакасского народа. 1.1. Изготовление колыбели ( пизiк, пубай, орай) после рождения ребёнка.
Колыбель ( пизiк, пубай, орай) делали после рождения ребёнка и обязательно на новолуние. Материалом служила берёза. Пубай, орай, согласно обычаю, изготовлял дядя по матери (тайы) или дедушка по матери ( тай аuа). Иногда заказывали мастеру. Мастеру за работу давали ягнёнка. За колыбелью приходили к нему домой, угощали вином, дарили что-нибудь из одежды, а его жене - платок. После изготовления люльки делали «пизiк тойы» - праздник укладывания ребёнка в колыбель. Собирались родственники и соседи. Изготовленную колыбель отец приносил в свою юрту и ставил на почётном месте ( тор) и сразу же закрывал пологом, так как её не разрешали без ребёнка держать открытой. Колыбель окуривали богородской травой, обмахивали от злых сил мужскими брюками ( хара чаuа). Её обмазывали костным мозгом, маслом и сметанной кашей «потхы» для того, чтобы богиня Ымай была сытая в этой колыбели. Затем подводили собаку и давали слизать потхы, намазанную на желобок для стока мочи. 1.2.Укладывание в колыбель малыша.
Прежде чем укладывать в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пелёнки заворачивали нож в ножнах, огниво с опояской и берёзовое полено для скобления крошек в табак (хырxаyнас), а если девочка ,то ножницы, напёрсток с иглой и огниво с опояской.
1.3. Благословление ребёнка при укладывании в колыбель.
Повитуха или бабушка укладывала завёрнутые вещи в колыбель, которую три раза качала и баюкала: «Пууй-баай, не будь плаксой!». На третий раз она раскачивала её так, что всё вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала: «Оyар ба, тискер бе?» - «Удача или неудача?». Все присутствующие кричали: «Оyар, оyар!» - «Удача, удача!». Так делали до трёх раз. Затем в колыбель укладывали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий раз они вывалились. После этой процедуры колыбель считалась обжитой. В данном случае остерегались новорожденного опускать в новоизготовленную люльку, ибо только в гроб сразу помещают людей. И это единственный случай, когда разрешают качать пустую колыбель. После указанного обряда повитуха торжественно укладывала в колыбель ребёнка и благословляла: «Пусть будет крепким изголовье колыбели, пусть будет много сестёр! Пусть будет крепким колыбельный ремень, пусть будет много братьев!». В качестве оберега на дно люльки клали нож для мальчиков и ножницы для девочек. В противном случае шаманы могли украсть душу ребёнка, а горные хозяева - заменить на своё чадо. В качестве амулетов на дугу (сыyмырах) колыбели привязывали белой и синей шёлковыми нитями коготь медведя, лучок со стрелой, высушенную шкуру крота. В люльку клали щепки от разбитого грозой дерева. Злым силам они кажутся полыхающим пламенем. Перед сном вокруг ребёнка обносили веник из колючего кустарника «тоuыс тон» и прислоняли его к колыбели. Веник по своей силе приравнивался к шаману. Когда ребёнок спал, то на него клали огниво, которое привязывали за шнур к люльке. Обычно его клали в том случае, когда дети не держались. Каждое новолуние колыбель окуривали богородской травой и произносили три раза «хурай». Пустую люльку качать не разрешалось. Если укладывали ребёнка спать при старом месяце, то обращались за помощью к богине Ымай. При перекочёвках колыбель укрепляли на седле. Если переплавлялись через речку, то ребёнка брали на руки, а в люльку клали чурку ( торыспах). 1.4. Пубай служил 2-3 года.
Колыбель для ребёнка служила 2-3 года. Её нельзя было ломать и выбрасывать. Следующие дети также росли в ней. Однако, если ребёнок умирал в грудном возрасте, то его колыбель считалась нечистой ( «хара пизbк»- чёрная люлька). Её обычно относили в горы и бросали в пещерах со всеми принадлежностями.

2. История детской колыбели русского народа. 2.1.Чудо из глубины. Колыбель - чудо из глубины веков , созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе. Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетённых или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия. Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение - пестование подрастающего человечка. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если ещё не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. У русского народа зыбка, изготовленная из прочного дерева могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру. Он творил люльку с умением и благословясь. Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела. Чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
2.2. Выбор материал для будущей зыбки.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребёнок в такой колыбели умрёт. Применяли камыш, лубок (свежий слой древесной коры). В Новгороде найдены лубяные зыбки 11 века, что говорит о долговечности этого материала. Ещё использовали сосновую дранку и кору липы.
2.3. Подготовка полога на зыбку.
Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом: полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых духов. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом. К зыбке крепились различные яркие вещички - разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Ещё один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.
2.4. Только в полёте растёт человек.
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на берёзе», что значит в подвешенной люльке. Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу ( бревно, служащей опорой для потолочных досок) крепко- накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок - виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от её углов отходили верёвки, сходившиеся на определённой высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины. Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка. Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребёнок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения. Состоятельные семьи для «зыбания» (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно девочки семи-восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» - талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребёнка. У некоторых народов колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза.
2.5. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:

  • у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу;
  • к тому же у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребёнка, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию;
  • пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые;
  • чтобы защитить от них ребёнка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень

Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребёночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.
В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки- встаньки». Короб ставился на высокие ножки - полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от лёгкого прикосновения, её лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище, она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Малышу открывался более широкий обзор. Относительно источника света, окна или лампы, качалку поворачивали ежедневно по горизонтали, чтобы у ребёнка не развилось косоглазие. Недостатком «ваньки- встаньки» была нетранспортабельность: в поле или лес её с собой не возьмёшь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь. Эта идея съёмной части сохранилась и в наши дни.
3. Поверья и обряды хакасского и русского народа, связанные с колыбелькой. 3.1. Поверья, приметы, заговоры хакасского народа. 3.2. Поверья, приметы, заговоры русского народа.
С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут своё начало в язычестве:
  • для спокойного сна чада в зыбку было класть полено. При этом приговаривали: «Спи также крепко, как эта деревяшка»
  • на люльке писали заговор: « Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать.Чтобы будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.
  • У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах -ясный месяц и звёзды;
У хакасского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне играет с богиней Ымай.
  • В ногах вырезался крест. Это означало, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.
  • Если ребёнок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мёртвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть
  • Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, её уносили в лес и подвешивали на дерево жизни - берёзу.


4.Приметы и заговоры для неспокойного малыша.
Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:
  • Клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»
  • Выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна- девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай сон-упокой»
  • Бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу.А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»
  • Младенца до года не принято показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.
  • Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без неё он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперёд.
  • Не следовало колыбельку с ребёнком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребёнка на своего детёныша.

Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет. В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях.
Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:
  • Наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, сватив люльку, уносил её прочь. А удивлённому ребёнку объясняли: «Бука унёс зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой приём действовал безотказно.


Заключение


Во время изучения различных источников информации нами было обнаружено много интересных фактов из истории и традиции колыбели в России и Хакасии. В заключении можно сделать следующие выводы:

  1. Для обеих наций колыбелька является неотъемлемой частью национальной культуры на протяжении многих веков.
  2. У хакасского и русского народов существуют свои традиции и обычаи изготовления колыбельки, поверья и обряды хакасского и русского народа, связанные с колыбелькой.
  3. Но существуют и традиции присущие только одному народу:
  • У хакасов колыбель ( пизiк, пубай, орай) делали после рождения ребёнка и обязательно на новолуние. Материалом служила берёза.
  • Русский народ для изготовления зыбки применяли камыш, лубок (свежий слой древесной коры), использовали сосновую дранку и кору липы.
Нам очень понравилось работать над этой темой и мы считаем, что в ходе работы цель была выполнена. Нами были изучены история и традиции двух народов. Кроме работы с печатными изданиями, мы научились пользоваться Интернет- ресурсами, находить важную информацию в большом объёме материала. А также научились проводить анализ и делать выводы. Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что колыбелька, кроватки-качалки, просто детские кроватки, современные детские коляски являются чудом из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.


Литература


1.В.Я.Бутанаев. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. -Абакан: хакасское кн.изд-во, 1996. 2. И.П. Чебодаев. Традиционная семейная обрядность хакасов: Пособие для учащихся.- Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 1996 3. Интернет- ресрусы


© 2010-2022