- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему Леса России 4 класс
Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему Леса России 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гапоненко Т.И. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Открытый урок окружающего мира по теме: "Леса России". 4-й класс
Цель урока : сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Задачи:
-
Знать географическое положение зоны лесов на карте.
-
Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
-
Познакомить с растительным и животным миром.
-
Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
-
Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра». Интерактивная доска, компьютер;
Основные понятия: тайга, смешанный лес, широколиственный лес
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
1мин.
II. Проверка домашнего задания
1. - По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)
Слайд 2
-
Географическое положение, почвы, растительный и животный мир.
-
Кто такие поморы?
-
Ребята , а вы рубрику «жил на свете человек» читали? Расскажите о братьях Лаптевых 5 мин
2. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать листочек с тестом).
Продолжи предложение (высказывание)
1) Зона тундры расположена...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2) В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
3) Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
4) К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
5) В тундре обитают...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы. 2 мин.
3. Проверка выполнения теста (взаимопроверка).
- Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.
Проверка по эталону.
Слайд 3
III. Самоопределение к деятельности. Работа над новой темой 20 мин.
- Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.
Дом со всех сторон открыт, Кто, как только жарко станет,
он резною крышей крыт. Шубу на плечи натянет,
Заходи в зеленый дом - А настанет холод злой -
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Скинет с плеч ее долой?(Лес)
Слайд 4
- Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.
(Учитель показывает на карте зону лесов России) Р.т с.8-9
Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
- А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
- Какая у зоны лесов земная поверхность?
- Какая она в сравнении с другими природными зонами?
- Итак, сделаем вывод.
Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
- Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)
- Правильно в этой природной зоне три части: самая большая часть - это…тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса -это… тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - это…широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
Итак почему же эти части так называют, и кто обитает в этих краях мы постараемся разобраться в группах.
Работа в группах.
.
Слайд 5 приложение 1
1 группа
-
Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.
В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)
Слайд 6
2.Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Слайд 7
3. Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).
Слайд 8
-
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Слайд 9
-
Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Слайд 10
-
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.
Слайд 11
2 группа приложение 2
-
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).
Слайд 12
-
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Слайд 13
-
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Слайд 14
-
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Приложение 3
-
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).
Слайд15
-
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Слайд 16
-
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
Слайд 17
-
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы.
Слайд 18
-
Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у клена крылатые.
VI. Продолжение новой темы. Рассказ о животных зоны лесов.
- Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.
Скажите, мы всё изучили о зоне лесов?
- О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)
Рассказ учителя о животном мире лесов.
Слайд 19
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок).
Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Слайд 20
Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Слайд 21
Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Слайд 22
Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Слайд 23
Лось - лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Слайд 24
Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Слайд 25
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Слайд 26
- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
VII. Закрепление изученного
(использовала интерактивный тренажёр по природным зонам)
Слайд 27
Итак
- Какие бывают леса? (Тайга, смешанный лес, широколиственный).
Слайд 28
Рефлексия слайд 45
VIII. Домашнее задание
Учебник стр. 18- 29 ,подготовить выступление по теме Пинежский Жигулёвский заповедник иР.т.стр.10№7,8,9. или В.К.Арсеньев и Р.т.стр.10№7,8,9.