- Преподавателю
- Начальные классы
- К вопросу о проектно – исследовательском методе при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
К вопросу о проектно – исследовательском методе при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Худякова С.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Худякова Светлана Валентиновна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №129»
г. Пермь
К вопросу о проектно - исследовательском методе при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Сегодня в школах постоянно ведется работа по поиску новых форм и методов преподавания. Существуют уроки- дискуссии, - игры, - путешествия, - викторины, - исследования. Но ключевым словом остается «урок» как форма организации преподавания общей для всех учащихся программы в течение учебного года. В итоге возникает академическое неравенство, так как все дети не могут проявить свои индивидуальные способности и не имеют возможности самореализации. Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у обучающихся универсальных умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности. Проблема проектной и исследовательской деятельности имеет глубокие корни. Зарубежные педагоги Ж. - Ж Русо, И. Песталоцци, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, С.Френе высказывали идею побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по сути. В его основе лежит развитие познавательных способностей учащихся, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учитель в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. В свете требований ФГОС начального общего образования основными подходами к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах являются: культурологический, коммуникативный, деятельностный и личностно - ориентированный подход. Учебная деятельность в рамках курса основывается на оптимальном сочетании различных методов обучения:
- словесных
- наглядных
- практических и проблемно - поисковых.
Цель этапа
Этап
Действие учащихся
УУД Для чего? Целеполагание Постановка цели: зачем необходим проект;
для кого он нужен - мне или другим Определение цели, функций участников, способов взаимодействия Что делать? Работа над образом Проработка образа конечного результата: что будет конечным результатом - изделие или информация; представление различных вариантов конечного образа; выбор лучшего варианта; выбор конструкции изделия или формы подачи информации; выбор материалов Планирование, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, Как? Технология изготовления Продумывание процесса изготовления: какова технологическая последовательность выполнения; предположить, какие возможности и конструкторско -технологические проблемы; поиск решения данных проблем; какие инструменты понадобятся. Планирование, прогнозирование, моделирование,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выдвижение гипотез и их обоснование Воплощаем замысел Выполнение Процесс выполнения проекта: распределение ролей в коллективном проекте; изготовление изделия или подготовка информации. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, волевая саморегуляция
Что делали и как? Защита Рефлексия проделанной работы: объяснение, что решили делать и для чего; описание, как рождался образ объекта; какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы; как решались проблемы; что получилось. Управление точностью выражать свои мысли, построение логической цепи рассуждений
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что использование проектно - исследовательского метода на уроках ОРКСЭ будет эффективным для реализации деятельностного подхода и формирования УУД в преподавании курса. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка. Внеурочная деятельность по курсу ОРКСЭ осуществляется в таких формах, как экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Оценкой результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ будут являться:
- участие четвероклассников в школьной научно - исследовательской конференции «Первые шаги в науке»;
- публикации в школьной газете;
- мониторинг успешности освоения курса ОРКСЭ.
- создание комфортной образовательной среды;
- дифференцированный подход;
- формирование исследовательских умений;
Список творческих проектов по модулю
«Основы светской этики»
-
Рассказ « Традиции моего народа»
-
Презентация « Моя малая Родина»
-
Поделка «Цветок доброты»
-
Две игрушки: «Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз для недоброго человека»
-
Презентация «Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика»
-
Пластилиновая композиция «Народные пословицы и совести и долге»
-
Инсценировка «Добродетельный человек»
-
Карта фантастической страны «Маршрут поисков счастья»
-
Комикс «Характер моего друга»
-
Мини-сочинение «Случай из моей жизни, когда кто-то проявлял справедливость и милосердие»
-
Презентация «Быть человеком - это…». Высказывания великих людей
-
Генеалогическое древо моей семьи
-
Рисунок «Моя любимая семейная традиция»
-
Фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»
-
Сообщение «Как основатели мировых религий формулировали золотое правило нравственности?»
-
Проект «Свод законов нашего класса»
-
Мини-спектакль «Правила этикета: вчера, сегодня, завтра»
-
Сочинение-рассуждение: «Ответственный ли я человек?»
-
Презентация «Сократ: ради своих убеждений…»
-
Правила самовоспитания «Сотвори себя сам»
Список литературы:
-
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
-
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования// Интернет- журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. /Электрон. ресурс/Режим доступа: eidos.ru/journal/2006/0505/htm. - e-mail: list@eidos
-
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
-
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
-
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
-
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
-
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. - М., 2000.
-
Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа, 2004
-
Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010
-
Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М.: Просвещение, 2007 г.
Интернет-ресурсы
-
«Учительская газета» ug.ru
-
Газета «Первое сентября» ps.1september.ru
-
Газета «Начальная школа» nsc.1september.ru
-
moi-universitet.ru
-
http//festival.1senrember.ru/articles/527236