- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по теме: «Решение задач на движение»
Урок по теме: «Решение задач на движение»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потёмкина Н.Е. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
i.Урок математики в 4 классе
ii.
iii.Тема: "Решение задач на движение" iv.Образовательные цели: v.1.Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме. 2.Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее. vi.3. Закреплять вычислительные навыки.
vii.Развивающие цели:
viii. 1. Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта
ix.Воспитательные цели:
x.1.Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся, способствовать созданию ситуации успешности для каждого ученика
xi.
xii.Ход урока:
xiii.I. Организационный момент
xiv.Эмоциональный настрой на урок
xv.II. Проверка домашнего задания
xvi.- Что было задано на дом? (№ 13.с. 7 «Математика», рабочая тетрадь № 2)
xvii.- Что надо было выполнить?
xviii.- Найти значения частного в выражении с переменной 87744 : а
xix.1) На шарах написаны числа. Ответом, к какому примеру домашнего заданию они являются?
xx.14624 (№ 13, в), 29248 (№ 13, а), 21936 (№ 13, в)
xxi.III. Устная работа
xxii.1) Разминка
xxiii.1. Дан ряд чисел: 4 7 8
xxiv.1) Составьте, используя цифр 4, 7, 8 всевозможные трёхзначные числа:
xxv.478 487 748 784 847 874
xxvi.2) -Назовите числа с одинаковым количеством сотен.
xxvii. -Произведите вычитание чисел с одинаковым количеством сотен:
xxviii.478 487 784 748 874 847
xxix.487 - 478 = 9 784 - 748 = 36 874 -847 = 27
xxx.3) Сравните результаты: 9 36 27
xxxi.- Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9)
xxxii.Числа взаимосвязаны: 9 +27 =36 36 - 9 =27 36 -27= 9
xxxiii.9 в 3 раза меньше 27, и в 4 раза меньше 36.
xxxiv.4) -Произведите умножение этих чисел парами (9 и 27, 9 и 36, 27 и36):
xxxv.9х27=243 9х36 =324 27х36=972
xxxvi.-Что интересного заметили?
xxxvii.Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры.
xxxviii.Сумма цифр этих чисел равна 9.
xxxix.2) Игра "Диагональ"
xl.- Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Ключевые слова, которые появятся от решения заданий, помогут нам определить тему нашего урока. Посмотрите на экран. Выполните задания. («По цепочке»)
xli.- Прочитайте слова
xlii.- Какое слово получилось? (Задача)
xliii.- Что мы будем делать на уроке? (Решать задачи)
xliv.3) Решение уравнения
xlv.- Расшифруйте следующую запись и узнаете тип задач, над которыми мы будем работать на уроке.
xlvi.- Что здесь зашифровано, если точке Н соответствует корень уравнения
xlvii. 2 · ( х + 6 ) = 32 ?
xlviii.Слово: Д В И Ж Е Н И Е
xlix.Дети: -Тема урока «Решение задач на движение»
l.-Хочется урок начать словами:
li."Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!". Д. Пойа
lii.- Пусть последние слова этого высказывания будут девизом нашего урока: Где есть желание, найдется путь!".
liii. -Прочитайте хором!
liv.- Итак, на уроке мы будем решать задачи "на движение". Каковы же задачи урока?
lv.(формулируют дети):
lvi.- Отработать навык умножения и деления натуральных чисел, при решении задач "на движение";
lvii.- Выработать навыки применении формул для вычисления скорости, времени, расстояния. lviii.4) Входной контроль. Повторение взаимосвязи между v, t, s. lix.Цель: повторить основные формулы и формулировки, необходимые при решении задач
lx.- Какие величины характеризуют движение тела? (Скорость, время, расстояние)
lxi.Что такое скорость?
-
Скоростью - называется расстояние, пройденное в единицу времени (за какое-то время - час, минуту, секунду).
-
Обозначение -V
-
Единицы измерения: км/ч, м/с, км/м, …
lxii.- Догадайтесь, с какой скоростью могут двигаться эти тела?
lxiii.- Соединить картинку со значением скорости
lxiv.Проверка:
lxv.- Назовите самую большую скорость (самую маленькую). У кого больше шансов избежать аварии на дороге: у того, кто движется с меньшей скоростью, соблюдая правила дорожного движения, или у того, кто превышает допустимую скорость движения?
lxvi.-Используя эти скорости, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v, t, s.
lxvii.(Дети придумывают 5 -6 задач и называют их)
lxviii.- Что такое время? Время - процесс смены явлений, вещей, событий. Обозначение - t
lxix.Единицы измерения: мин, сек, ч, сутках.
lxx.- Что такое расстояние? Расстояние - это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо. Обозначение - S Единицы измерения: мм, см, м, км, шагах
lxxi.-Как найти расстояние? Скорость? Время?
lxxii.Мы повторили формулы для решения простых задач на движение.
lxxiii.IV. Работа над темой урока
lxxiv.а) Подготовка к решению задач на встречное движение
lxxv.- Как может происходить движение двух тел?
lxxvi.(Навстречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении.)
lxxvii.- Что происходит с расстоянием между телами, если они движутся навстречу друг другу?
lxxviii.(При сближении двух тел расстояние уменьшается, сокращается)
lxxix.- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на встречное движение
lxxx.б) Решение задач на встречное движение - с комментированием с места
lxxxi.1) Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?
lxxxii. -Что известно в задаче? (Скорость автомобиля 60 км/ч и скорость велосипедиста 15 км/ч, время пути - 2 часа, расстояние между пунктами А и В - 160 км)
lxxxiii.- Что спрашивается в задаче? (Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?)
lxxxiv.- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
lxxxv.- Почему? (Не знаем, сколько км пройдет автомобиль, велосипедист, оба вместе)
lxxxvi.- Что можем узнать? (Скорость сближения автомобиля и велосипедиста)
lxxxvii.Что такое скорость сближения? (Расстояние, за которое автомобиль и велосипедист проходят за 1 час)
lxxxviii.- Как ёе найти? ( 60 + 15 = 75 (км/ч))
lxxxix.-Как теперь найти расстояние? (75 · 2 = 150 (км))
xc.- Сравним расстояние между пунктами А и В с расстоянием, которое проехали машина и велосипедист
xci.(150 км < 160 км. Вывод: Через два 2 часа встреча машины и велосипедиста не произойдёт)
xcii.- Назовите ответ задачи. (Через 2 часа встреча не произойдёт)
xciii.Запись решения в тетради:
xciv.Решение:
-
60 + 15 = 75 (км/ч)- скорость сближения (общая скорость)
-
75 · 2 = 150 (км) - расстояние, которое проедут машина и велосипедист (общее расстояние)
-
150 км < 160 км
xcv.Вывод: Через два 2 часа встреча машины и велосипедиста не произойдёт.
xcvi.Ответ: через 2 часа встреча не произойдёт.
xcvii.- Можно ли решить задачу другим способом?
xcviii.2) Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 ч вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода? (Комментированное письмо с места)
xcix.Разбор задачи:
c.- Что надо узнать в задаче? (С какой скоростью он должен ехать второй вездеход, чтобы догнать первый через 4 ч после своего выхода?)
ci.- Что для этого надо знать? (Расстояние, которое пройдёт 1 вездеход, время в пути)
cii.- Что можем узнать? (время в пути 1 вездехода)
ciii.- Как? (2 + 4 = 6 (ч) - был в пути I вездеход)
civ.- Как узнать расстояние, которое прошёл 1 вездеход? (6 ∙ 30 = 180 (км) - расстояние, которое прошёл I вездеход, это и расстояние, которое пройдёт II вездеход.)
cv.- Можем ли теперь узнать скорость 2-го вездехода? (Да)
cvi.- Как? (180 : 4=45 (км/ч) - скорость, с которой должен двигаться II вездеход
cvii.Запись решения в тетради:
cviii.Решение:
-
2 + 4 = 6 (ч) - был в пути I вездеход
-
6 ∙ 30 = 180 (км) - расстояние, которое прошёл I вездеход.
-
180 : 4=45 (км/ч) - скорость II вездехода
cix.Ответ: 45 км/ч - скорость II вездехода.
cx.Взаимопроверка. Самооценка
cxi.Физкультминутка
cxii.(под музыку «Крепче за баранку держись шофёр…» + беседа о правилах дорожного движения (плакаты с ПДД)
cxiii.V. Закрепление изученного материала
cxiv.1. Решение задачи двумя способами с использованием рисунка
cxv. Самостоятельная работа
cxvi.Проверка: I способ:
cxvii.1) 90 ∙ 3 = 270 (км) - I путь
cxviii.2) 525 - 270 = 255 (км) - II путь
cxix.3) 255 :3 = 85 (км) - II скорость
cxx.II способ:
cxxi.1) 525:3= 175 (км/ч) - скорость сближения
cxxii.2) 175 - 90 = 85 (км/ч) - II скорость
cxxiii.Ответ: 85 км/ч.
cxxiv.2. Блиц-турнир cxxv.Цель: проверка умения решать задачи буквенным выражением. cxxvi. Блиц-турнир
- Прочитайте задачи блиц-турнира.
- Запишите выражения в тетрадь.
cxxvii.Решение cxxviii.а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса? cxxix. cxxx.б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути? cxxxi. cxxxii.в) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти? cxxxiii.
cxxxiv.Проверка:
cxxxv.Задача
cxxxvi.Решение cxxxvii.а) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью с км /ч, ему осталось проехать еще d км. Каков весь путь автобуса?
cxxxviii.с ∙2+d cxxxix.б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь за 6 часов. На сколько км/ч он увеличил скорость на обратном пути?
cxl.а : 6 - а :7
cxli.б) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел m км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 часа. С какой скоростью он должен идти?
cxlii.(b-m): 3
-
Тест
cxliv.1.Выбери правильное утверждение и подчеркни его:
cxlv.а) Скорость - это расстояние между двумя точками.
cxlvi.б) Скорость - это расстояние, пройденное телом за единицу времени. cxlvii.в) Скорость - это быстрая езда.
cxlviii.2. Соедини части правила-формулы
cxlix.T =
cl.
cli.V ∙ t
clii.
cliii.S =
clv.S ∙ t
clvi.
clvii.V =
clix.S : V
clx.
clxi.VI. Домашнее задание
clxii.- Ребята, на мой компьютер пришло электронное письмо от Джина.
clxiii.Джин наблюдал за вашей работой, он благодарит вас за работу, желает всем успехов и предлагает домашнее задание:
clxiv.1 группа: № 274, с. 73,
clxv.2 группа: Решить задачу с помощью уравнения:
clxvi.Велосипедист ехал 2 ч с некоторой скоростью. После того, как он проедет еще 4 км, его путь станет равным 30 км. С какой скоростью ехал велосипедист?
clxvii.3 группа: Составить и решить задачу на движение по краткой записи:
clxviii.Объект
clxix.Скорость (V)
clxx.Время (t)
clxxi.Расстояние (S)
clxxii.Рыба-меч
clxxiii.100 км/ч
clxxiv.? ч
clxxv.300 км
clxxvi.Черепаха
clxxvii.? км/ч
clxxviii.6 мин
clxxix.18 м
clxxx.Верблюд
clxxxi.8 км/ч
clxxxii.5 ч
clxxxiii.? км
clxxxiv.VII. Итог урока.
clxxxv.Цель: проанализировать свою работу в течение урока, выявить основные причины затруднений clxxxvi.- Над чем мы работали на уроке? clxxxvii.- Просмотри решенные в тетради задачи, определи, где ты испытал затруднение. clxxxviii. Обозначь его на листе напротив нужной записи значком «+»
- Ошибка в ходе решения задачи
- Ошибка в вычислениях
- Забыл формулы
- Затруднений не было
cciv.58
ccv.54
ccvi.20
ccvii.24
ccviii.2
ccix.4
ccx.6
ccxi.10
ccxii.400
ccxiii.48
ccxiv.7
ccxv.310
ccxvi.8
ccxvii.70
ccxviii.9
ccxix.15
ccxx.225
ccxxi.300
ccxxii.16
ccxxiii.86 ccxxiv. ccxxv. ccxxvi. ccxxvii. ccxxviii. ccxxix. ccxxx.- Посмотрите на числа, которые покажу вам я, постарайтесь их запомнить. Зачеркните эти числа на своих листках значком «Х»-- (54, 4,7,48,300, 20,16,9) ccxxxi.- Что у вас получилось? (Цифра 5) ccxxxii.- Это оценка за урок детям:………(перечисляются фамилии и имена детей)
ccxxxiii.58
ccxxxiv.
ccxxxv.
ccxxxvi.24
ccxxxvii.2
ccxxxviii.
ccxxxix.6
ccxl.10
ccxli.400
ccxlii.
ccxliii.
ccxliv.310
ccxlv.8
ccxlvi.70
ccxlvii.
ccxlviii.15
ccxlix.225
ccl.
ccli.
cclii.86
ccliii.
ccliv.
cclv.
cclvi.
cclvii.
cclviii.X. Резерв: Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам (Слайд 25)
cclix.Цель: отработать умение решать задачи на движение.
cclx.
10